Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В Неделю 2-ю по Пасхе Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Игнатия (Сидоренко) во епископа Актюбинского и Кызылординского

 

1 мая 2022 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день Антипасхи, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Сидоренко) во епископа Актюбинского и Кызылординского.

Актюбинская епархия образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 марта 2022 г. (журнал № 6) в административных границах Актюбинской и Кызылординской областей Республики Казахстан, включая город Байконур, путем выделения из состава Уральской и Чимкентской епархий, с кафедральным центром в городе Актобе. Епархия входит в состав Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Епархиальному архиерею усвоен титул «Актюбинский и Кызылординский». Преосвященным Актюбинским и Кызылординским был избран клирик Астанайской епархии игумен Игнатий (Сидоренко), возведенный 3 апреля с.г. в сан архимандрита.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Уральский и Атырауский Антоний; епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии, управляющий делами Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии; епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава; епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан; епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий; епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион; епископ Петропавловский и Булаевский Владимир; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики Митрополичьего округа в Республике Казахстан; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

В храме присутствовали: Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Казахстан в Российской Федерации Е.Б. Кошербаев;  председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, имущественным и земельным отношениям, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов; заместитель министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий А.М. Гурович; главный редактор «Россиийской газеты» В.А. Фронин; президент общественного фонда «Фонд ЭМО» Г.Г. Сосновский; заместитель руководителя секретариата заместителя председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко Н.В. Паршикова; секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан пресвитера иеродиакона Александра (Серпенинова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, сотрудника протокольной службы Административного секретариата Московской Патриархии.

Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Лысевич, клирик храма святых страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Актюбинского и Кызылординского Игнатия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Игнатий!

Христос Воскресе!

Днесь, когда всякая тварь веселится и радуется (канон Пасхи), совершилась твоя личная Пятидесятница: Дух Божественный, благий и правый (канон 6-го гласа в неделю утра на полунощнице), говоривший через пророков, зримо сошедший когда-то на апостолов, укреплявший мучеников, ныне почил и на тебе чрез возложение рук епископов и по молитвам Церкви. Коснувшись Своим дуновением, сей Дух возвысил тебя над земным, окрылил и укрепил (степенна 6-го гласа), дабы возложенная на тебя ответственность стала не тяжким грузом, а легким бременем Христовым.

Тебе предстоит сопрягать два разных на первый взгляд делания: с одной стороны, ты как монах должен удаляться от мира, с другой — как епископ — надзирать за развитием епархиальной жизни, вникать в проблемы людей, быть доступным и открытым для них. Однако эти направления только кажутся трудно совместимыми: вспомни наставления святых подвижников, сумевших с помощью Божией жить на земле небесно, в мире премирно (акафист прп. Алексию, человеку Божию). Если ты будешь уклоняться от слышания душевредного, от участия в пустых разговорах, от чрезмерного и не всегда нужного погружения в виртуальную реальность, которое становится болезнью нынешнего века, будешь благоговейно соблюдать традиции Церкви в молитвенном делании, вдохновлять людей жить по заповедям и побуждать их преодолевать секулярное влияние современности, это и будет твоим отречением от мира. И совершенно не обязательно уходить за какие-то стены или жить в пещере, чтобы таким образом отойти от мирских забот. Все сказанное выше применимо к архиерейскому служению, потому что архиерей принадлежит и миру, потому что несет проповедь слова Божия миру, но одновременно он и не от мира сего, потому что образ жизни, образ мыслей, молитва, служение — все это не присутствует в окружающем нас мире, но является уделом тех, кто особым образом посвятил себя Богу. Такое отречение никак не помешает тебе внимательно относиться к нуждам духовенства и прихожан, заботиться о всестороннем развитии вверенного тебе удела Божия и следить, чтобы в нем все было благопристойно и чинно (1 Кор. 14:40).

По слову преподобного Иоанна Лествичника, "свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков — монашеское житие" (Лествица. Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей), свет же и радование ангелов — Сам Господь (канон 1-го гласа в понедельник утра). Значит, совершая монашеское делание, живя в ангельском чине, ты становишься проводником Божиего света, уподобляешься лучу Солнца правды, согревающему и озаряющему сердца людей.

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8), учит нас апостол Павел в Послании к Евреям, и Его слова для верующего человека всегда актуальны, даже если кажутся светскому обществу немодными, устаревшими, малопонятными. Сейчас очень популярна жизнь напоказ, когда сотни, тысячи людей знают практически о каждом действии, о проблемах и предпочтениях человека. При таком образе жизни, конечно, уже трудно войти в клеть свою (Мф. 6:6), трудно отвратить очи и не видеть суеты (Пс. 118:37). Потому что человек, даже не пребывая физически в суете, виртуально погружает себя в страшную суету. Ты же будь тверд по отношению к вызовам современной жизни и к различным соблазнам, помни о своем высоком призвании и неленостно совершай свое служение. Да будут твои мысли и дела нацелены только на угождение Богу: лишь Его одобрения ищи, с Ним Одним делись самым важным, дабы враг праведных не смог подкопать и украсть у тебя сокровище духовное, но нашел душу твою непорочной и вооруженной (седален 1-го гласа во вторник утра).

Укрепляясь частым служением Божественной литургии и усердным исполнением молитвенного правила, памятуй о святых угодниках Божиих, которые обращали людей ко Господу не только проповедью, но и любовью, и добрым отношением, и смело совершай свои труды. Старайся подавать клиру и пастве пример в стяжании страха Божия, учи их бояться не людей, но Создателя. Для этого будь для них не грозным владыкой, а справедливым и благоразумным в строгости отцом, не своевольным хозяином, а милосердным и мудрым наставником, не гордым властелином, а чутким и заботливым архиереем, умеющим слышать и понимать обращающихся к тебе.

В отношении страха расскажу тебе что-то из своей личной жизни. Мой дед-исповедник прошел множество тюрем — кажется, больше сорока — и семь ссылок. Прошел не потому, что был преступником, а потому что боролся с обновленчеством, отстаивал веру Христову. Уже в конце своей долгой жизни он принял священный сан, служил в Башкирии, в каком-то отдаленном поселке в горах, а когда уже все силы вышли, вернулся в дом, где была еще в силе его матушка, моя бабушка. И вот он занемог и пожелал встретиться со мной. Я приехал к нему, и вот этот человек, прошедший тюрьмы, лагеря, ссылки, почти не видевший радостей в своей жизни, дал мне наставление, с которым я иду по жизни. Он мне сказал: "Никогда ничего не бойся! Бойся только Бога". Вот я хотел бы и тебе передать эти слова. Наши человеческие страхи — от суеты, от маловерия, от слабости; и эти страхи очень часто угнетают человека, мешают ему жить полной духовной жизнью. Поэтому  пусть твоя жизнь будет свободна от человеческих страхов, но наполнена страхом Божиим.

Все годы твоего пастырского делания, которое ты совершаешь без малого четверть века, связаны с землей Казахстана, и ты хорошо знаком со спецификой этого региона. Вот уже 150 лет в нем гармонично сосуществуют Православие и ислам, поэтому особое внимание тебе нужно будет уделять поддержанию и укреплению межрелигиозного мира, развитию добрых отношений с представителями традиционных религий, в данном случае ислама.

Будь добрым соработником главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополиту Астанайскому и Казахстанскому Александру. Стань также достойным продолжателем трудов архиепископа Антония, который долгое время заботился об утверждении Православия на земле Северного Казахстана, отдавая силы развитию церковной жизни, строительству новых храмов и умножению православных общин.

Решением Священноначалия тебе поручено управление новообразованной Актюбинской епархией. Надеюсь, что немалый опыт пастырского служения, а также преподавательской деятельности и работы с молодежью, который ты имеешь, станет для тебя хорошим подспорьем в предстоящих нелегких трудах. Укрепляясь помощью Господа, неустанно развивай епархиальную жизнь, уделяй внимание катехизаторской деятельности и организации социального служения, оказывай всяческую поддержку соотечественникам. Приложи все силы к тому, чтобы вверенный тебе удел Божий стал нивой благоплодной: засей ее семенем Слова, да израстит она колос спасения надежды и веры, которым питается всякая душа (канон 8-го гласа в пяток утра). Помни, что именно ты в ответе за то, чтобы внимающие тебе люди стремились исполнять заповедь любви, желая приобрести Христа, и Царствие Его, и божественная оная, яже око не виде, ниже ухо когда слыша (стихиры в субботу сырную на утрене).

Гряди же на новое высокое служение и, приняв сей жезл, благослови народ Божий, молившийся ныне с нами о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее воскресенье посвящено событию, которое именуется уверением Фомы (Ин. 20:19-31). Известно, что апостол Фома не был с учениками, когда воскрес Иисус, и, услышав об этом, сказал: "Не поверю! Пока не прикоснусь к Нему, пока не вложу свои пальцы в язвы от гвоздей, не поверю!" И потом Христос является и говорит Фоме: "Вложи свои пальцы в язвы Мои, осяжи ребра Мои и будь не неверен, но верен".

Какие же две важные для человека стороны жизни сталкиваются здесь в конфликте? С одной стороны — вера, а с другой стороны — знание. Мы знаем, что знание, в том числе научное, основывается на опыте. В науке нельзя ничего доказать, пока предположение не подтверждено опытом. Конечно, Фома всего этого не знал, но он интуитивно чувствовал: пока он опытно не ощутит факт Воскресения, ни о какой вере и речи быть не может, ведь требуется принять на веру то, что лежит вне всякого человеческого опыта, — воскресение умершего. Вот Фома и провел эту черту между верой и знанием. С точки зрения науки Фома был прав: надо потрогать, пощупать или вычислить путем математических формул, а если что не сходится, значит, это не реальность — это ошибка, заблуждение. И Фома потребовал такого доказательства через опыт, а Господь ему говорит: осяжи, если хочешь, потрогай, убедись, но не будь неверен, живи верой.

Эти две реальности, вера и знание, на протяжении всей истории нередко входили в конфликт. Церковь, верующие люди убеждены, совершенно точно и бескомпромиссно убеждены в существовании Бога, в существовании вечной жизни, в существовании загробной жизни. Но все то, в чем мы, верующие люди, убеждены, не дается в физическом опыте, и те люди, которые основывают свою убежденность в том или ином факте только на основании физического доказательства, не верят. И сейчас так же, как и во времена апостола Фомы, ничего нового: вы мне формулу дайте, на компьютере покажите, на бумажке напишите или в лаборатории покажите, как там элементы сочетаются и что в результате получается — вот тогда поверю.

А для чего же нужна вера? Может быть, действительно достаточно опыта, достаточно науки, достаточно научного знания? Зачем нужен духовный опыт? По одной простой причине: сфера рационального знания, науки ограничивается физическим миром, она не работает вне пределов этого мира. А вера дает нам и знание, и опыт иного бытия, которое является таким же реальным, как физическое бытие. Но мы его познаём не через опыт в пробирке, не через математическую формулу, не через вычисления компьютера — мы познаём эту реальность своим сердцем, познаём абсолютно достоверно. Если бы этого не было, если бы не было такого опыта соприкосновения с духовной реальностью, достоверного опыта, то мы с вами здесь бы не стояли, и этого храма бы не было, и религиозность давно бы исчезла, ушла как не соответствующая реальному опыту человека.

Две тысячи лет мы верим в то, в чем усомнился апостол Фома, — мы верим в Воскресение Спасителя. Кому-то, как и Фоме, это кажется странным, и сейчас много людей говорят: а вы докажите, а вы покажите; будто если бы показать, поверили бы. Совсем нет! Потому что познать Бога невозможно путем физических или математических доказательств — Его можно познать только собственной душой. Так Господь восхотел, чтобы никто со стороны не вмешивался в Его личные отношения с каждым человеком и чтобы эти отношения не зависели от образования человека, от занимаемого им положения, от способности апеллировать к научным знаниям. Господь с каждым имеет свой личный контакт, и есть только одно условие: мы сами должны хотеть иметь эти отношения с Богом. И когда мы принимаем Таинство крещения, когда мы входим в Церковь, когда мы оказываемся среди наших единомышленников, когда мы питаемся дивными и спасительными словами Евангелия, Нового и Ветхого Завета, когда через молитвенный опыт в Церкви мы соприкасаемся с жизнью святых угодников, так что их опыт входит в наше сознание и в наше сердце, тогда перед нами и открывается ведение иных миров. Мы сердцем чувствуем Божие присутствие, мы верим в то, что Бог есть, что Он явил Себя через Сына Своего, Господа Иисуса Христа, Который пришел в мир и принес дивное учение, помогающее людям найти подлинный смысл жизни, помогающий людям во благо устроить отношения — межличностные, межгосударственные и любые другие. Потому что евангельский закон есть закон любви, и, живя по этому закону, мы действительно устрояем на земле Царствие Божие. В полноте оно не может явиться на земле, но знаки присутствия этого Царствия познаются нами через веру — и во время Святой Евхаристии, во время общей молитвы, во время трудов, которые мы полагаем ради ближних своих, во время защиты Родины, которой угрожает опасность, и особенно когда кто-то душу полагает за други своя.

Все сказанное помогает нам понять, что же означает сегодняшнее евангельское чтение: "Не будь неверен, но будь верен". Ведь для того чтобы быть верным, необязательно ощупать, как я уже сказал, вычислять или проводить опыты. Подлинная вера принадлежит человеческому сердцу, хотя, как утверждает в том числе православный катехизис, может начинаться и в уме: через размышления, через логику, через сопоставление фактов люди, особенно умственного труда, нередко приходят к пониманию того, что Бог есть. Вера может прийти от ума, но сама вера от ума уже не зависит. Потому что это особая Божия сила, которую Господь дарует тем, кто стремится к Нему, и которая подлинно соединяет человека с его Творцом. Всему этому учат нас сегодняшний день и рассказ об уверении Фомы, которому непременно нужен был опыт, нужна была наука — потрогать, убедиться. А Господь сказал ему: "Не будь неверен, но верен", поставляя веру как способ познания Бога выше всякой науки. Люди могут прожить без науки, и пример тому афонские старцы, подвижники, монахи, затворники, а вот без веры человек высыхает. Он теряет свое нравственное чувство, он теряет способность отличать добро от зла, и жизнь для него самого становится невыносимой: грех за грехом, ошибка за ошибкой, расставание за расставанием — только Бог знает, что претерпевает человек, у которого в сердце нет веры. Но если есть вера, то она помогает и видеть свои грехи, свои ошибки, и молиться Богу, и каяться, и сохранять тем самым великую жизненную связь с Творцом.

Наученные великой Божественной мудростью, которая даруется нам через рассказ об уверении Фомы, будем крепко держаться веры и помнить, что это великая сила, которая только и способна соединить нас с Богом. Еще раз скажу: ни опыт, ни формулы, ни науки, ни искусства — ничто неспособно соединить нас с Богом, хотя своими усилиями человек может приближаться к познанию Бога. Поэтому Церковь и благословляет науку, культуру, искусство, но утверждает, что все это не открывает для человека возможность увидеть Бога и жить вместе с Ним. Пусть Господь, явивший великую Свою милость апостолу Фоме, научивший через вразумление Фомы всех людей, не оставит своей милостью и нас, людей XXI века, и поможет осознать, что именно вера соединяет человека с Богом, а через это соединение дает полноту жизни, то есть подлинное, а не преходящее, не призрачное человеческое счастье. И да поможет Господь нам, получившим дар веры, сохранять его во все дни жизни нашей. Аминь».

В завершение Святейший Владыка вручил церковные награды.

Указом Его Святейшества во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 70-летием со дня рождения главный редактор «Российской газеты» В.А. Фронин удостоен ордена благоверного  князя  Даниила Московского III степени.

Также указом Его Святейшества во внимание к помощи Московской Патриархии и в связи с 70-летием со дня рождения В.В. Кастуев был награжден орденом благоверного князя Димитрия Донского III степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси