18 июня 2017 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, где продолжает находится ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, принесенный из Бари.
По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Николая. На время совершения Литургии ковчег был установлен у западных врат храма. Во время богослужения продолжался доступ паломников к святыне.
За Литургией Святейший Владыка возглавил хиротонию архимандрита Аксия (Лобова) во епископа Нерчинского и Краснокаменского (Забайкальская митрополия).
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Видновский Тихон, викарий Московской епархии; епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; епископ Серпуховской Роман, викарий Московской епархии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Балашихинский Николай, викарий Московской епархии; епископ Зарайский Константин, викарий Московской епархии; епископ Егорьевский Тихон, председатель Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря; епископ Богородский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы; епископ Луховицкий Петр, викарий Московской епархии; епископ Люберецкий Серафим, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Также Его Святейшеству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Дамаскин (Орловский), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве; духовенство г. Москвы.
На богослужении присутствовали: полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов; главный федеральный инспектор по городу Москве В.А. Лавленцев; председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; первый заместитель министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманян; заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин; руководитель Департамента национальной политики и межрелигиозных связей г. Москвы В.И. Сучков.
Среди молившихся были члены делегации духовенства и мирян Забайкальской митрополии.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция богослужения.
Кафедральный соборный храм посетила делегация представителей монашества Коптской Церкви, совершающая паломничество по православным обителям России в соответствии с решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Патриарха Коптского Тавадроса II. Данная поездка является ответным визитом — в ноябре 2016 года делегация монахов Русской Православной Церкви совершила паломническую поездку к общехристианским святыням Египта.
В состав коптской делегации входят: епископ Даниил, настоятель монастыря преподобного Павла Фивейского в Восточной пустыне близ Красного моря, помощник Патриарха Тавадроса II по делам монастырей и монашества Коптской Церкви — глава делегации; епископ Епифаний, настоятель монастыря преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне; епископ Сильван, настоятель монастыря преподобного Пахомия Великого в Луксоре; епископ Кирилл, настоятель монастыря великомученика Мины Котуанского в пустыне Мариот; епископ Юстус, настоятель монастыря преподобного Антония Великого в Восточной пустыне близ Красного моря; епископ Маадийский Даниил, викарий Патриарха Коптского Тавадроса II; иеромонах Ашия Эльбарамоси, насельник монастыря Римлян в Нитрийской пустыне; иеромонах Ефрем Анба Бишой, насельник монастыря преподобного Паисия Великого в Нитрийской пустыне; иеромонах Сидрак Эль Сириан, насельник монастыря Сирийцев в Нитрийской пустыне; иеромонах Херувим Эль Бахони, насельник монастыря преподобного Пахомия Великого.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
Затем были совершены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих, в годы гонения на Церковь Христову за Православную веру и правду в прошедшем столетии страшные страдания и истязания претерпевших и мученическую кончину приявших архипастырей, иереев и диаконов, монашествующих и мирян, от глада, хлада и иных истязаний, ран и болезней в заточении во узах скончавшихся, о них поминание творим ныне и их же имена Ты Сам Господи веси».
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в священнический сан диакона Димитрия Гончаренко, клирика московского храма «Малое Вознесение» на Большой Никитской.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексий Пеньков, клирик храма Живоначальной Троицы в Конькове г. Москвы.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал Преосвященного Аксия, епископа Нерчинского и Краснокаменского, на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Аксий!
Ныне ты стал епископом Святой Церкви, которую Христос возлюбил и предал Себя за нее, чтобы освятить ее (Еф. 5:25-26). Через возложение рук архиереев и по соборной молитве Церкви ты причислен к сонму преемников апостольских. Согласно решению Священного Синода тебе предстоит нести послушание епископа Нерчинского и Краснокаменского, но, прежде чем ты направишься на место своего архипастырского служения, выслушай мое отеческое напутствие.
За сегодняшней Литургией многократно звучал возглас "Аксиос!" — "достоин!". Значит, клир и народ Божий единодушно признали тебя достойным архипастырского жребия. В монашеском постриге, который ты принял в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре, ты получил имя Аксий, то есть "достойный". Итак, по имени твоему тако и житие твое да будет (стихира после 50-го псалма службы свт. Николаю Мирликийскому).
Достойное прохождение архипастырского пути невозможно без послушания Священноначалию и уважительного отношения к собратьям-архипастырям. Стремись делом являть единомыслие с Преосвященным Димитрием, митрополитом Читинским и Петровск-Забайкальским, главой митрополии, принимавшим ныне участие в твоем рукоположении.
Одной их твоих первоочередных задач будет созидание церквей Божиих на территории Нерчинской епархии. Но не только о возведении молитвенных зданий тебе следует иметь попечение. Гораздо важнее создавать крепкие православные общины, ибо вся строительная деятельность совершается ради людей, которые должны наполнить храмы и обрести путь ко спасению. Уповаю на милость Божию и верю, что Господь даст тебе во благовремении силы организовать в епархии также монашеские обители, дабы и нерчинская земля имела образцы иноческого благочестия. Два столетия назад этот регион был местом ссылкии каторги, тебе же предстоит своей горячей верой и делами любви сделать этот уголок Забайкальского края благословенным уделом Христовым. Будь же достойным продолжателем трудов твоих предшественников — архиепископа Александровского и Юрьев-Польского Евстафия и митрополита Хабаровского и Приамурского Владимира.
Не думай, однако, что благословенный жребий архипастырства ты получил за свои заслуги, будучи достойным архиерейства. Каждый раз, совершая Божественную литургию, мы читаем слова молитвы о том, что никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми и сластьми приходити, или приближитися, или служити Царю Славы, ибо служение сие велико и страшно и самем небесным силам (молитва на Херувимской песне). Мы никогда не можем быть действительно достойными дивных щедрот Божиих и Его неизреченного человеколюбия. Нам всегда следует помнить о том, что милость Господню мы получаем даром, и в ответ на этот дармы должны быть готовы принести Создателю все, что имеем.
У тебя за плечами многолетний опыт церковного служения сначала в качестве пономаря в юном возрасте, затем в священном сане, а ныне ты предстал пред святым престолом в архиерейском достоинстве. Ты знаешь, что без благоговения, без горения сердца нельзя приступать к службе. Желаю тебе не утратить этого горения духа, которое делает нас подобными огнеобразным серафимам, не утратить страха Божия, который приклоняет к нам милость Господню.
Вонми словам великого святителя Иоанна Златоуста, который учит, что нет зла, которого не уничтожал бы страх Божий (Беседа на псалом 127). С каким же злом тебе придется прежде всего бороться? Конечно, с грехами. Но, наставляя паству, очищай и свое сердце, старайся как можно чаще омывать душу исповедью, покаянием и совершением Евхаристии. Внушай и вверенному тебе народу мысль о необходимости регулярного приобщения Святых Таин, дабы, причащаясь от единой Чаши, епископ, клир и миряне пребывали в неразрывном духовном единстве со Христом, образуя истинно Тело Христово.
Страх Божий важно хранить еще и потому, что имеющий его явно и тайно, то есть перед людьми и без людей, бережется от всяких грехов, поскольку везде перед собою видит Бога, Которого опасается прогневать, как пишет об этом святитель Тихон Задонский (Об истинном христианстве). Ты будешь постоянно находиться на виду у народа, на тебя будут взирать с пристрастием и даже придирчивостью. Избегай соблазна казаться благочестивым только в глазах людей. Оставайся им всегда — и перед народом, и перед самим собой. Уразумев слова святителя Тихона, старайся на всякий час и в любых обстоятельствах являть строгость и требовательность к себе. Тогда и народ увидит в тебе доброго пастыря, будет доверять тебе, прислушиваться к твоему слову.
Возглавляя епархию, особое внимание уделяй миссионерской и катехизаторской работе. В твоем попечении и слове назидания нуждаются и юные умы, поэтому стремись приобщать молодежь к церковно-приходской жизни и интересным проектам, тем более что у тебя есть опыт преподавания Закона Божия и руководства воскресной школой. Ты знаешь, что одной из главных проблем подрастающего поколения является чрезмерная увлеченность виртуальной реальностью. Ею молодые люди часто замещают настоящую жизнь. Научи их ценить живое человеческое общение через помощь ближним, утешение скорбящих, ободрение унывающих. Старайся сплотить молодых людей, чтобы они, ведомые тобой, совместно трудились во славу Божию и на благо Церкви Православной.
Да поможет тебе в делах твоих Великодаровитый Господь, неоскудно подающий ревностным служителям богатые милости и посылающий делателей на жатву Свою (Лк. 10:2).
Теперь же прими епископский жезл и благослови предстоящих людей, возносящих вместе с нами молитвы о ниспослании тебе обильных даров Животворящего Утешителя Духа. Аминь.»
По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.
Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву всем святым, в земле Русской просиявшим.
В завершение Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня Церковь наша прославляет всех святых, в земле Русской просиявших, но наипаче мы прославляем всех новомучеников и исповедников Церкви нашей, памятуя о событиях 100-летней давности.
В сонме русских святых были люди разного социального положения, разных умственных способностей, разной степени материального благополучия. Это были и цари, и князья, и вельможи, и полководцы, и простые люди; монахи, священнослужители, епископы, и даже изгои тогдашнего общества — юродивые. Что же соединяет этих столь разных людей — царя и юродивого, патриарха и послушника в монастыре, человека просвещенного, знатного и простолюдина? Соединяет одно — все святые имели чистое сердце, потому что только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5:8), как сказал Сам Господь. Ведь какой же это святой, если он с Богом в жизни не соприкоснулся, если не увидел Бога в своей душе, в своей жизни, в окружающем мире, в истории своего народа?
В связи с этим люди нередко спрашивают, в том числе священнослужителей: "А что такое сердце?" В самом деле, речь ведь идет не об органе человеческого тела, перекачивающем кровь по сосудам, — это лишь символ того, что есть сердце в библейском, евангельском смысле слова. Но между сердцем физическим и сердцем, о котором говорит слово Божие, есть тесная связь. Если останавливается сердце физическое, то организм умирает, а если останавливается сердце духовное, то человек погибает для жизни и в этом мире, и в вечности.
Нередко под сердцем в духовном смысле понимают совокупность человеческих чувств, и это правильно. Чувства, которыми Господь нас наделил, многое отображают: любовь и ненависть, милосердие и жестокость, правду и ложь, — этот перечень противоположностей можно продолжать. Но если в понимании того, что есть сердце в библейском смысле слова, мы ограничимся областью человеческих чувств и эмоций, то впадем в опасную ошибку.
Что же собой представляет таинственное сердце, которым человек может узреть Бога? Об этом учит преподобный Макарий Великий, египетский подвижник IV века, создатель знаменитого монастыря в Нитрийской пустыни. Кстати, сегодня вместе с нами молились настоятели египетских монастырей, прибывшие в паломничество на русскую землю, — один из них является настоятелем той самой обители святого Макария Великого. Так вот, Макарий Великий сказал, может быть, ключевые слова, помогающие нам понять, что такое сердце в библейском смысле этого слова. Он сказал, что нужно положить многие труды и бдение, чтобы чистыми стали наша совесть и наше сердце.
Преподобный Макарий связывает понятие сердца с той областью человеческих чувств, которая именуется совестью, то есть нравственной природой человека, — той самой природой, Богом зданной, о которой мы сегодня слышали удивительные слова из Послания апостола Павла к Римлянам (Рим. 2:10-16). Апостол говорит, что язычники, не знающие закона, Божественных заповедей, естеством, то есть по природе своей, законное творят. Как же так? Не зная закона, не зная заповедей, не зная того, что хорошо и что плохо, идолопоклонники могли по природе творить доброе? Апостол разъясняет: "Они обличаемы своей совестью и своими мыслями, то обвиняющими, то оправдывающими одна другую". Другими словами, нравственная природа человека не зависит ни от чего, в том числе религиозности: можно быть верующим или неверующим, христианином или язычником, а нравственное чувство, нравственная природа присутствует и опознается человеком в голосе совести.
Так вот, все святые были чистые сердцем — тем самым духовным сердцем. Они имели чистую нравственную природу, нравственное естество. И не потому что творили одни только добрые дела, но потому что боролись с тем, что разрушает нравственную природу, боролись с грехом и сделались чистые сердцем и, по слову преподобного Макария Великого, также и совестью.
А теперь нам следует перенестись из далеких времен — евангельских, святоотеческих — в нашу реальность. Очень часто, слыша слова Евангелия "чистые сердцем Бога узрят", мы до конца не понимаем, о чем идет речь. Мы не понимаем, что человек, разрушающий свою нравственную природу, поступающий против Богом зданной реальности, вложенной Творцом в его существо, выступает не против некоего писанного закона, но против Бога и против самого себя. Потому что другой природы Бог человеку не дал — Он дал ему только одну природу, с врожденным нравственным чувством, с совестью, с тем, что мы называем "сердцем". И когда мы грехом разрушаем эту природу, мы разрушаем самих себя, а если говорить глобально, разрушаем человеческую цивилизацию, подрываем жизненные силы человечества, обрекаем его на гибель.
Как известно, те, кто совершает военные преступления, не прощаются даже по истечении многих лет. Они не прощаются никогда, потому что нанесли человечеству непоправимый ущерб. Но насколько страшнее может быть скрытый, но реальный ущерб, который подрывает жизненные силы человеческого рода, который разрушает личность, а значит, и общество, который загоняет человеческую историю в тупик, ставит на краю пропасти, куда уже нельзя не сорваться! Разрушение человеческого сердца означает смерть. И разрушение сердца, о котором говорил Господь, нравственной природы человека — тоже смерть, смерть духовная, которая влечет за собой смерть физическую.
Святые угодники Церкви нашей, особенно новомученики и исповедники века XX, утверждали непререкаемость Божественной закономерности: разрушается человеческое сердце — наступает духовная смерть. Для того чтобы утверждать эту истину, им нужно было многое совершать в своей жизни. Преподобный Макарий говорит о бдениях и подвигах, и многие из них и бдения, и подвиги совершали денно и нощно. У кого-то в силу положения такой возможности не было, но они напрягали свои силы, может быть, не меньше, чем монах, совершающий бдение и молитвенный подвиг. Они сохранили в чистоте свои сердца, они стали светочами, путеводными звездами на нашем историческом пути.
Кто-то сегодня говорит, что греха в принципе не существует, а есть лишь свобода проявления человеком его желаний и ничто, кроме закона, не может ее ограничить.Таким людям мы отвечаем: "Если вы отрицаете присутствие греха, то вы точно идете в погибель. А если ваши голоса громко слышны, если вы можете проповедовать эти смертоносные идеи через так называемое современное искусство, через свободу выражения в Интернете, то вы ничем не лучше тех, кто подталкивает людей к физическому самоубийству, потому что разрушение сердца, разрушение нравственной природы человека есть духовная смерть". И мы сегодня особенно молимся нашим святым, в земле Русской просиявшим, нашим новомученикам и исповедникам, чтобы они молитвами своими пред Господом восполнили наши слабые молитвы, чтобы силой Божественной Господь вразумил народ наш, особенно молодежь, которая попадает в эти страшные расставленные капканы, могущие не только руки и ноги переломать, но и саму жизнь уничтожить. Мы молимся нашим святым, чтобы Господь по их молитвам приклонил милость Свою к роду человеческому и дал людям возможность иметь жизнь и, как сказано в Его слове, жизнь с избытком (Ин. 10:10). Аминь».
После богослужения в тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во внимание к трудам во благо Святой Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения вручил первому заместителю министра здравоохранения Российской Федерации И.Н. Каграманяну медаль ордена Славы и чести I степени.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси