Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Северо-Западное викариатство (новости), Строительство храмов (видео), Строительство храмов (новости), Строительство храмов (фото)

В Неделю 2-ю Великого поста Святейший Патриарх Кирилл освятил храм святого благоверного князя Александра Невского в Александровке

 

24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного великого князя Александра Невского — Патриаршего подворья в Александровке (Зеленоградское благочиние Северо-Западного викариатства Московской городской епархии; Зеленоградский административный округ г. Москвы) и Божественную литургию св. Василия Великого в новоосвященном храме.

Его Святейшеству сослужили: епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры, управляющий Северным викариатством г. Москвы; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Северо-Западным викариатством г. Москвы; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Константин Михайлов, настоятель храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в Зеленограде, благочинный Зеленоградского церковного округа Северо-Западного викариатства; протоиерей Сергий Куликов, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, благочинный приходов Знаменского церковного округа Северного викариатства; протоиерей Георгий Крылов, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине, благочинный Успенского церковного округа Северо-Западного викариатства; протоиерей Сергий Дикий, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Коптеве, благочинный Всехсвятского церковного округа Северного викариатства; священник Игорь Константинов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине, благочинный Спасского церковного округа Северо-Западного викариатства; священник Максим Казаков, настоятель Александро-Невского храма в Александровке; московское духовенство.

В храме присутствовали депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин, представители местных властей, строители и благотворители нового храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма святого благоверного великого князя Александра Невского (регент Е.А. Кунина).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам по строительству храма святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья в Александровке г. Москвы священник Максим Казаков, настоятель означенного храма, был удостоен права ношения палицы и наперсного креста с украшениями.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Пантелеимона (Стешина), насельника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, в сан иеромонаха.

Проповедь перед причастием произнес священник Владимир Хомицевич, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Зеленограде г. Москвы.

По окончании богослужения настоятель храма священник Максим Казаков приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список храмовой иконы святого благоверного князя Александра Невского.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Второе воскресенье Великого поста на языке церковного устава именуется Неделей светотворных постов. Светотворный пост — это пост, который творит свет. Даже сегодня, после всего, что было в истории Церкви в связи с этой темой, трудно, если вообще возможно, понять, как пост может творить свет. Но есть духовный опыт многих людей, который особым образом был явлен в XIV веке на Горе Афон. Там возникло целое движение иноков, которые молитвой и постом углублялись в духовную жизнь настолько, что весь мир оставался где-то на периферии, и достигали такого состояния, что становились словно источники некоего света. В Церкви возникло движение, участники которого стремились не только понять, но и разъяснить людям, что свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, свет, который отображается в лице человека, в его глазах — это не простой свет, но явление Божественной благодати. Свет есть синоним Божественной благодати, есть видимое выражение Божественной благодати. Более того, свет является свидетельством присутствия Божественного начала в человеке.

Мы знаем, что иногда даже после мимолетного знакомства хочется сказать: «Какой светлый человек». Что это означает? У такого человека может быть совершенно не светлый цвет кожи или глаз, но мы ведь говорим не о физическом свете и цвете — мы говорим о свете, который этот человек источает. Наверное, каждому доводилось встречаться с такими светлыми людьми. К ним тянешься — увидев свет в таком человеке, люди стремятся быть с ним ближе.

А как замечательно, если именно лицезрение такого света помогает людям полюбить друг друга и создать семью! Не внешнего света, не блеска, который сопутствует жизни богатого и преуспевающего человека, а того самого света, который излучают глаза, лицо, который нельзя не заметить любому, даже не очень проницательному человеку. Другими словами, свет Божественной благодати присутствует в людях. И святые отцы Афона, размышляя на тему присутствия Божественной благодати в жизни людей, сказали в XIV веке, что тот самый свет, который присутствует в людях, который изменяет их жизнь, есть не естественный свет, а сама Божественная благодать, нетварная Божественная энергия. Собственно говоря, вся жизнь христианина должна быть направлена на то, чтобы стяжать эту энергию, чтобы эта энергия присутствовала в жизни. Для этого, конечно, необходимы особые усилия. Пост и молитва, на которых Церковь особенно настаивает в дни Святой Четыредесятницы, и являются доступными средствами для того, чтобы стяжать Божественную благодать, чтобы стяжать нетварную энергию.

Неслучайно, что во второе воскресенье поста Церковь об этом вспоминает и этому учит. Потому что Великий пост — это лучшее время побороть свои грехи и пристрастия, открыть свое сердце действию Божественной благодати. Мы вспоминаем о действии Божественной благодати, когда у нас еще остается пять недель, чтобы хоть в малой степени повторить дивный опыт святых, стяжавших благодать, стяжавших Божественный свет.

Что же может сильнее, чем Божественная благодать, действующая в нас, укрепить нашу веру? Да ничего! Никакие аргументы не убеждают современных людей, особенно в сфере религиозной жизни. Но личный опыт человека, который почувствовал действие благодати в своем сердце, является сильнейшим доказательством присутствия Бога в нашей жизни. Еще раз скажу об опыте богоносных отцов, в XIV веке сформулировавших эту очень правильную богословскую мысль, ставшую практически догматом. Отцы не просто сформулировали эту мысль, но и защитили ее от попрания еретиками. Это событие мы сегодня и празднуем — утверждение простой и одновременно сложной богословской идеи о том, что Божественная благодать присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека и в жизни человеческого общества.

Господь да поможет нам, получившим это умудрение от святых старцев, попытаться в меру наших сил, возрастая духовно и борясь со своими греховными недугами, стяжать Божественную благодать, а вместе с ней надежду на спасение. Аминь».

В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Святой Троицы.

Во внимание к помощи в строительстве храма святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья в Александровке г. Москвы Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды:

  • председателю НП МЖК «Зеленоград» А.В. Раптовскому — орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • главному инженеру НП МЖК «Зеленоград» В.Ф. Барсукову — медаль ордена преподобного Серафима Саровского;
  • А.А. Токаржевской — Патриаршую грамоту;
  • заведующему хозяйством храма святого благоверного князя Александра Невского А.В. Четверикову — Патриаршую грамоту.

«Еще раз всех сердечно поздравляю со вторым воскресением Великого поста, и молитвами святых отцев, научивших нас тому, что Божественная благодать являет себя в Божественном свете, да помогает нам Господь продолжить великопостное поприще во спасение душ!» — сказал в завершение Святейший Владыка.

***

Новый храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского в районе бывшей деревни Александровка в 14-м микрорайоне Зеленограда построен на месте кровопролитных боев в декабрьские дни Московской битвы 1941 года.

В те военные годы на месте, где сейчас находится храм в честь святителя Филарета Московского в Зеленограде, находился поселок «Красный октябрь». В декабре 1941 года здесь был опорный пункт фашистов, который прикрывал деревню Александровка, она была «ключом» вражеской обороны. Через нее подходили из Алабушево в Крюково вражеские подкрепления. Только после освобождения Александровки, стало возможным освобождение и Крюково. 7 декабря 1199-й полк 354-й дивизии атаковал «Красный октябрь». Ожесточенные бои продолжались несколько часов, пока под давлением наших войск противник не отошел. Преследуя фашистов, подразделения Красной Армии заняли Александровку. Вражеская оборона начала рассыпаться.

При освобождении Александровки погибли воины 354-й дивизии. Многие из них захоронены в братской могиле, которая сейчас располагается недалеко от Александро-Невского храма. На месте захоронения ежегодно в день начала войны проходит панихида.

Посвящение храма в честь святого благоверного князя Александра Невского связано, в частности, с тем, что с 6 декабря, дня памяти этого защитника земли Русской, в 1941 году начался разгром немецко-фашистских войск под Москвой.

Небольшой однокупольный храм с тремя алтарными абсидами украшает золотой шлемовидный купол, который венчает крест с изображением цаты (полумесяца).

Проект храма, в котором воплощен собирательный образ старорусской архитектуры, предоставлен московским институтом «МНИИТЭП». Храм рассчитан на 300 человек.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси