20 марта 2022 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Евфимия (Моисеева), председателя Синодального миссионерского отдела, наместника Высоко-Петровского монастыря, во епископа Луховицкого, викария Патриарха Московского и всея Руси.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Тульский и Ефремовский Алексий; митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн; митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Наро-Фоминский Парамон; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.
На богослужении присутствовал Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла, на основании решения Общецерковного докторского диссертационного совета от 21 января 2022 года о присуждении ученой степени доктора богословия, права ношения докторского креста были удостоены:
- благочинный Андреевского округа, настоятель храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках протоиерей Николай Карасев;
- насельник Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, преподаватель богословских дисциплин кафедры философии, социологии и теологии Липецкого государственного педагогического университета иеромонах Гавриил (Мельников).
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Его Святейшества молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.
За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Виталия Казанцева, клирика храма Всемилостивого Спаса в Воронове, в сан пресвитера.
Проповедь перед причастием произнес иерей Андрей Бессарабов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехово-Борисове.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Луховицкого Евфимия на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Евфимий!
С дерзновением приблизившись ныне к святому жертвеннику Всесвятого Владыки, мы, грешные и недостойные рабы Его, молились, дабы по благоволению Его благости Дух Святой снизошел на тебя (Литургия свт. Василия Великого) и сотворил достойным преемником славных и всехвальных апостолов Христовых.
Через возложение рук стоящих окрест тебя епископов совершилось над тобой великое Таинство, которое, по слову святителя Филарета Московского, видимо в своих знамениях и невидимо в существе своем, — дело, не столько понятное для разума, сколько ощутимое верою (Речь к Преосвященному епископу Тамбовскому Евгению по рукоположении его).
Воистину только верой можно ощутить непостижимую для ума силу епископской благодати, и только вера поможет преодолеть неизбежный страх и смятение, бываемые от осознания ответственности сего высокого служения. Приклонись же со смирением пред Богом Живым, взыщи Его всем сердцем и всем разумением, не помышляй о собственной значимости и, словно огня, берегись тщеславия, которое, как рыкающий лев (1 Пет. 5:8),способно похитить многие добрые плоды предстоящего тебе делания.
С ревностью свидетельствуя о Воскресшем Христе ближним и дальним, с благоговением и страхом Божиим совершая Святые Таинства и наставляя словесных овец стада Христова в вере и благочестии, особое попечение проявляй о развитии церковной миссии — дела, к которому ты призван Господом, дела, к которому Господом призвана вся Церковь.Тебе доверено возглавить это наиважнейшее служение в Церкви черезработу в Синодальном миссионерском отделе и Православном миссионерском обществе, продолжив то дело, которое осуществлялПреосвященный митрополит Белгородский Иоанн, более четверти века подвизавшийся прежде тебя на этом важном поприще. Немалых успехов удалось достичь за минувшие годы на данном направлении церковного делания, но еще многое предстоит сделать и тебе, ибо перед Церковью неизбежно возникают новые проблемы и новые вызовы, отвечая на которые, Церковь либо привлекает силы благодати к общению людей с Богом, либо становится средостением для такового.
До сего дня вся твоя жизнь так или иначе была связана со служением слова — и в этом усматриваю особый о тебе Промысл Божий. Получив фундаментальное филологическое образование в Московском государственном университете, ты продолжил обучение в духовных школах, где занимался научными исследованиями, посвященными развитию христианской миссии. Кроме того, тебе довелось немало потрудиться в Большой келье преподобного Сергия Радонежского и в Издательском Совете Русской Православной Церкви, а также исполнять послушание ректора Казанской и Тульской духовных семинарий. Надеюсь, что полученные тобою ценные знания и приобретенный опыт помогут тебе и в совершении предстоящего высокого епископского служения
Проповедь Воскресшего Спасителя, призвавшего нас быть свидетелями Ему даже до края земли (Деян. 1:8), — одно из приоритетных направлений служения Церкви во все времена, потому что без этого служения Церковь существовать не может. Во все времена она стремилась во исполнение слов Своего Божественного Основателя идти и научать все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19).
С миссией обычно ассоциируется проповедь о Христе тем, кто о Нем не знает, кто еще не принял благодати Крещения. Но миссия, безусловно, этим не исчерпывается. Будучи тесно связанной с духовным просвещением, миссия призвана вернуть в лоно Матери-Церкви тех, кто охладел в вере или отпал в расколы и секты, кто увлекся соблазнами века сего и обольстился уловками врага рода человеческого. А потому свидетельствовать о Христе нужно не только в чужих странах илиотдаленных уголках нашего Отечества, но и в самом центре нашей страны , в крупных городах, мегаполисах, где суета человеческая нередко отдаляет даже православных людей от активного участия в литургической жизни. Важнейшей задачей современного миссионера, несомненно, является просвещение тех, кто, будучи крещеным, не приобщился к церковной жизни, и тех, кто считает себя православным, но практически ничего не знает о вере. При этом, как я уже неоднократно говорил прежде, наша миссия нередко осуществляется в тяжелых, а подчас и враждебных условиях. Молюсь, дабы ты и твои соработники во всяких обстоятельствах и трудностях являли самоотверженность, были тверды и мужественны.
Пусть на этом пути тебя вдохновляют слова одного из самых известных миссионеров нашей Церкви равноапостольного Николая Японского, свидетельствовавшего, что нет ничего лучше, возвышеннее, благороднее миссионерского делания (Дневники), ибо оно — "самое прямое и непосредственное служение Богу и служение самому высшему благу ближних, а именно вечному спасению их" (Письма).
Исполняя все многообразие возложенных на тебя послушаний, памятуй наставление твоего небесного покровителя преподобного Евфимия Великого, призывавшего своих учеников более всего хранить как основание и цель всякого доброго дела чистую любовь (Синаксарь: жития святых Православной Церкви). Помни, что епископ — это прежде всего пастырь, а не администратор. Добрый же пастырь, как говорит Христос в Евангелии, свою жизнь полагает за овец (Ин. 10:11). И хотя тебе определено быть викарным епископом, это нисколько не умаляет значимости и ответственности твоего служения. Во-первых, потому, что почти каждый викарный епископ в какой-то момент становится правящим, но также потому, чтотебе надлежит быть помощником Патриарха в Первопрестольном граде — огромном мегаполисе, в котором Предстоятелю необходимы верные и надежные соработники и единомышленники.
Теперь же прими сей епископский жезл не только как видимое знамение доверенной тебе пастырской власти, но прежде всего — как символ доброго и неусыпного попечения о словесном стаде церковном. Преподай же первое святительское благословение народу Божиему, который возносил с нами молитвы Владыке неба и земли о даровании тебе непорочного архиерейства.
И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с тобой во все дни жизни твоей. Аминь».
Новорукоположенный иерарх по традиции преподал верующим первое архипастырское благословение.
По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении расслабленного (Мк. 2:1-12). Обычно, когда люди размышляют над этим текстом и даже когда священники в этот день проповедуют, акцент делается на расслабленном — на том, чья немощь была практически несовместима с какой-либо жизнедеятельностью, и, конечно, на Господе Иисусе Христе, Который сделал расслабленного здоровым и сильным человеком. Но нередко забывают о других участниках этого события, без которых оно бы не состоялось, — о тех, кто принес расслабленного ко Спасителю. Ведь если бы не было этих добрых людей, если бы они не подняли расслабленного, если бы не принесли его, то не было бы и чуда, о котором повествует Евангелие.
Нужно всегда помнить, что всякое великое дело, всякое чудо совершается силой Божественной благодати. Нет подлинных чудес не от Бога. Но Господь, Сам явившийся в теле человеческом, все делает для рода человеческого как Богочеловек, соединяя Божественное и человеческое, Божественную благодать с человеческой волей, с человеческой энергией. А без участия человека и благодать Божия действовать не может. Вот и в этом случае — не было бы людей, которые принесли несчастного, не было бы и чуда.
А если посмотреть на историю Церкви или, несколько сузив масштаб, на историю нашей Русской Православной Церкви, то сочетание Божественной воли, Божественной силы и воли человека становится совершенно очевидно и ощутимо. Вспомним, например, страшное нашествие монголо-татар. Они покорили пол-Европы, так что Русь оказалась внутри огромной территории, которую ордынский хан считал навеки своей, и не было никого, кто мог бы победить эту военно-политическую силу, контролировавшую необъятные пространства Евразии. Но что же произошло? Преподобный Сергий, смиренный старец, благословляет Дмитрия Донского, мужественного князя и воина, идти и дать бой этой непобедимой татаро-монгольской рати. Наверное, если бы ситуацию оценивал кто-то из современных аналитиков, то он бы сказал так: "Ну что ж, благословил на верную смерть". Потому что никаких шансов на победу не было — настолько могущественной была армия оккупантов; но по молитвам немощного, но святого старца, по молитвам Церкви Дмитрий Донской одерживает победу. И ведь одерживает не чудом, не ангелы с мечами спустились с неба, но одерживает победу благодаря мужеству, силе, смелости своего воинства, за которое молился святой старец Сергий, а вместе с ним — и вся Церковь.
А страшное Смутное время, когда народ впал в беспамятство, когда были потеряны все жизненные ориентиры, так что страна была готова признать любого сильного внешнего правителя, даже оккупанта? Всерьез говорили о том, что надо польского короля привлечь на русский престол, и ведь значительная часть русской аристократии склонялась к такому решению проблемы! Стоят поляки в Москве, захватили столицу — а, может быть, это не так уж плохо? Ведь они западный, просвещенный народ — стоит ли нам сопротивляться? Давайте пригласим Сигизмунда на царство, или его сына Владислава, и будут они править Русью, а мы будем жить в безопасности и мире с Европой!
Может быть, так бы и произошло, но был Патриарх Гермоген, святой человек, который молился, чтобы Господь избавил от иноплеменного гнета Русскую Церковь и русский народ. И молитвой этого человека, приумноженной молитвами многих других людей, Господь не только избавил нашу страну от оккупации, но и предотвратил роковой разворот в истории нашего народа, который, несомненно, привел бы к цивилизационным изменениям, страшным для нашей культуры и нашего самосознания.
Перечень подобных испытаний можно продолжить. Произошло страшное событие на Руси — революция, попытка смести всю духовную жизнь народа. И как новый гимн звучал: все разрушим, а затем… Что затем? Построим новый мир? А на каком фундаменте? Разве можно построить здание без фундамента? Снести легко, а вот построить без фундамента новое здание невозможно. Но ведь взбудоражили лжеучителя народ наш этой идеей до основания всё разрушить, а потом построить новый мир, и Бог знает, что бы произошло, ведь в первую очередь удар наносился по Русской Церкви как хранительнице веры и национального самосознания. Именно Церковь — в основе русской культуры, история Церкви — в сердце истории русского народа. И тогда Патриарх Тихон при поддержке духовенства и народа Божиего делает выбор в пользу сохранения Церкви и благочестия. Его заключают в темницу, но он не отступает от своей линии, и, хотя ему приходилось находить слова, которые помешали бы опуститься руке с занесенным над Церковью мечом, эти слова никогда не расходились с его совестью и совестью православного благочестивого народа.
Мы видим, как актуализируется в нашей истории рассказ о парализованном, которого люди принесли к Спасителю. Во всех этих исторических сюжетах, на которых я сегодня остановился, несомненно присутствовала благодать Божия. Но ведь присутствовали и конкретные люди, чьи имена мы вспоминали.
Вот и сегодня, когда Церковь наша переживает тяжелейший период, по крайней мере в новейшей истории, когда многие силы пытаются разорвать единое тело нашей Церкви, когда тяжко страдают люди на Украинской земле, — мы должны, как преподобный Сергий, как Патриарх Ермоген, как Патриарх Тихон, в первую очередь молиться о духовном единстве наследия святого князя Владимира. О том, чтобы, несмотря на политические границы, которые пролегли на теле исторической Руси, народы, живущие на этой земле, всегда опознавали друг в друге братьев и сестер, чтобы никогда не разрушалась система общих ценностей, чтобы никогда не поднимался меч одного брата против другого.
Сегодняшнее евангельское чтение о том, как люди принесли расслабленного к ногам Спасителя и Господь его исцелил, — не помогает ли нам понять, что́ есть Церковь Русская? Единая Церковь, вышедшая из Киевской купели Крещения, которая и в России, и в Украине, и в Беларуси и еще во многих странах, — не подобна ли она тем, кто принес расслабленного ко Спасителю? Ведь кто-то должен молиться о едином народе нашем, которого желают сделать расслабленным! Кто-то должен отстаивать Божию правду о том, что мы — действительно один народ, вышедший из Киевской купели Крещения! Знаю, как сейчас закричат там, на Украине, противники этого народа: "Опять Патриарх говорит о том, что мы единый народ". А Патриарх иначе и говорить не может, потому что это есть историческая и Божия правда. И то, что мы сегодня живем в разных странах, не меняет этой исторической правды и изменить не может. Мы знаем, что и другие народы, в том числе в Европе, нередко долгое время жили в разных странах, но никогда не теряли своего общего национального самосознания. А применительно к нашему народу скажу: мы не теряли и единой православной веры.
И да поможет нам Господь, как расслабленному, обрести силу, и пусть все те, кто уподобляется неизвестным людям, принесшим расслабленного к ногам Спасителя, все те, кто сегодня готов работать для сохранения духовного единства наших народов, для сохранения единства нашей Церкви, не колеблются и не сомневаются в правоте избранного пути, как не колебались те, кто принес расслабленного к ногам Спасителя. Пусть Господь хранит землю Русскую, народы, которые сегодня населяют эту землю, Россию, Украину, Беларусь, потому что всех нас, представителей этих трех народов, связывает также единая славянская культура и практически единая история. Дай нам Бог никогда не забывать о наших общих корнях, дай нам Бог всегда молиться друг за друга. И самая главная молитва должна быть о том, чтобы диавол не попустил того страшного момента, когда брат поднимет руку на брата. А потому мы все должны молиться за мир, за благостояние святых Божиих Церквей, за наш единый народ, который сегодня живет в разных странах, но который вышел из единой Киевской купели Крещения, который соединен общностью веры и общностью исторической судьбы.
Молитвами святых угодников Божиих, начиная с князя Владимира, который стоит в начале всего сонма русских святых, княгини Ольги, благоверных Бориса и Глеба, преподобых Киево-Печерских и всех святых, которые включены в дивную единую традицию Русского Православия, да хранит Господь в духовном единстве народ наш и Церковь нашу, великую хранительницу духовной культуры и веры православной, которая и сформировала единый народ единой Святой Руси».
Затем Предстоятель Русской Церкви вручил церковные награды:
- во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения протоиерей Владислав Цыпин, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот, удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского I степени;
- во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 70-летием со дня рождения протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах, был награжден орденом преподобного Андрея Иконописца II степени;
- во внимание ко вкладу в развитие медицинского служения и в связи с 75-летием со дня рождения А.Г. Румянцев, президент национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева, удостоен ордена святителя Луки, исповедника, архиепископа Крымского, II степени.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси