Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В Неделю мясопустную Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского

 

 

3 марта 2019 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Саввы (Тутунова) во епископа Зеленоградского, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии; архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Руской Православной Церкви; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, заведующий кафедрой богословия МДА; протоиерей Виктор Сандар, благочинный Патриарших подворий и ставропигиальных приходов вне города Москвы; иерей Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; столичное духовенство.

В храме присутствовали: депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; секретарь Общественной палаты РФ В.А. Фадеев; руководитель Департамента культурного наследия г. Москвы А.А. Емельянов.

Песнопения Литургии исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о мире на Украине.

Проповедь перед причастием произнес иерей Лев Аршакян, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Пучкове (Троицкий административный округ г. Москвы).

По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Зеленоградского Савву на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Савва!

Ныне по молитвам верных отверзлись небеса и чрез возложение рук святителей незримо почила на тебе благодать Утешителя и Духа Истины, сопричислившего тебя сонму архиереев Божиих. Сердечно поздравляю тебя с этим важнейшим в жизни событием и приветствую как нашего соработника в Винограднике Христовом.

Церковная традиция называет епископа преемником апостолов не только потому, что прямая цепочка рукоположений восходит к первым ученикам Спасителя. Она именует епископа продолжателем их дела, указуя тем самым на преемство служения и высокой миссии быть блюстителями стада и пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею (Деян. 20:28).

Взрастили Церковь апостолы, но насадил ее и оживотворил Духом Своим Тот, Кто даровал апостолам силу свидетельства и обещал пребывать с нами во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Православная Церковь на всем своем историческом пути в полноте сохраняла и бережно передавала ту же самую апостольскую веру, тот же самый Дух Истины, какой приняли ученики Христовы в Сионской горнице две тысячи лет тому назад. Сей «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух вéдения и благочестия» (Ис. 11:2) снизошел и на тебя ныне. От этого Духа ты призван проповедовать слово Божие, увещевать со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).

С человеческой точки зрения всякая власть есть воля, осуществляющая себя в чужой свободе. Но у власти духовной иная природа. В ее основе лежит не стремление господствовать, не желание подчинять других и утверждать самого себя — власть духовная зиждется на законах иного порядка. В ней недопустимы чванство и надменность, тщеславие и жестокость. Основанием духовной власти является жертвенная любовь и готовность послужить Богу и людям.

«Почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так, — призывает Христос Своих учеников. — Кто хочет быть бóльшим, да будет слугою; и кто хочет быть первым, да будет всем рабом» (Мк. 10:42-44). Именно так надлежит и тебе воспринимать свое новое делание: как дарованную свыше возможность с еще бóльшим усердием поработать Господу и Его Церкви, потрудиться во спасение людей, которые надеются обрести в тебе заботливого, любящего отца и благоговейного совершителя Таинств. Итак, помня о том, что сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15:1), паси Божие стадо, надзирая за ним не для гнусной корысти и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

Ты вступаешь на путь епископства, обладая обширным и весьма ценным опытом административной деятельности. Многие годы ты ревностно трудился в центральном аппарате нашей Церкви, участвовал в подготовке заседаний Священного Синода, Архиерейских Соборов и Совещаний, вносил значительный вклад в работу Межсоборного присутствия и различных структур Управления делами Московской Патриархии. За минувшее время ты проявил себя человеком искренне преданным Церкви, эффективным руководителем и настоящим профессионалом, верным своему призванию и способным успешно решать поставленные Священноначалием задачи. Отныне тебе предстоит нести служение Патриаршего викария, помогать Предстоятелю в совершении важных и ответственных трудов на благо Церкви Христовой.

Как епископу тебе необходимо будет многое держать в поле своего зрения, о многом заботиться и многое успевать. Круг обязанностей архипастыря весьма широк, а дела — разнообразны. Но чем бы ты ни занимался, будь то социальное служение, общение с молодежью или миссионерская работа, всегда помни о главном: Господь требует от тебя действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих. 6:8).

Проповедь о Христе, в каких бы формах она ни осуществлялась, не должна оставаться лишь медью звенящей и кимвалом звучащим (1 Кор. 13:1), чтобы не обратили к тебе упрек, прозвучавший некогда из уст святого Ефрема Сирина: «Он думал сеять пшеницу, но слова его оказались пылью» (Adversus Scrutatores Sermones, 90). Свидетельство твое да будет подкреплено любовью и убедительным примером собственной добродетельной жизни, ибо, как справедливо указывает другой подвижник веры — преподобный Григорий Синаит, «тот священнодействует благовествование, кто, состоя его участником, может деятельно сообщить Христово просвещение и другим» (Различные слова о заповедях, догматах и др. Слово 93).

Вместе с огнеобразной благодатью архиерейства ты получил сегодня великое право дерзновенного предстояния пред Богом в молитве за паству. Запомни: молитва за Церковь — твой прямой архипастырский долг. Сколь бы обширны и значимы ни были твои епископские заботы, нет дела важнее, чем совершение Божественной литургии и принесение Бескровной Жертвы благодарения.

Навсегда запечатлей в своем сердце мысль: архиерейство есть подвиг ежедневного умирания за паству, доколе не изобразится в ней Христос (Гал. 4:19). Будь прост и открыт в общении с народом и духовенством, стремись вникать в их проблемы и чаяния, помогать в разрешении возникающих трудностей, утешать и ободрять в скорбях и искушениях. Твоя архипастырская любовь и внимание должны простираться на всех: и на верных чад Церкви, и на внешних, еще не решающихся переступить порог храма. Душа каждого из них драгоценна в очах Божиих.

Итак, не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе с возложением рук, вникай в себя и в учение. Так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4:1-16). Да удержит сердце твое все эти слова, да будут они тебе в помощь на нелегком архипастырском пути. Молюсь о том, чтобы Христос Жизнодавец благословил предстоящее тебе служение, прилагая твоими трудами спасаемых к Церкви (Деян. 2:47). Прими же теперь в руки жезл епископский и, исполненный дарами Святого Духа, преподай благословение народу Божиему, который вместе с нами просил Господа о ниспослании тебе непорочного архиерейства. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы отмечаем особый день — воскресенье, в которое вспоминаем о Страшном Суде и, читая Евангельское повествование (Мф. 25:31-46), задумываемся об этом финальном аккорде человеческой истории, который, несомненно, прозвучит для каждого из нас.

Тема суда очень важная. Человеческий суд был организован для того, чтобы защитить справедливость. Единственная причина иметь суд — это добиваться справедливости тогда, когда своими силами добиться ее невозможно.

Слово «справедливость» имеет тот же корень, что и слово «правда». А правда — это не просто истина. Правда — это истина непререкаемая, та, что не может иметь своим источником человеческую мудрость. Правда — это то, что происходит от Бога, а в человеческом общежитии правда непосредственно связана с нравственным чувством. Нравственность же есть следствие присутствия Бога в человеческой жизни, потому что никакими законами общественного развития, как то пытались делать в сравнительно недавнем прошлом, происхождение нравственности невозможно объяснить. Глубоко ошибаются те, кто связывает нравственность с теми или иными человеческими взглядами, убеждениями, идеологией, культурными штампами и так далее. Подлинной правдой является лишь то, что проистекает от Бога — Источника правды.

Так вот, для того чтобы суд мог творить правду, мало, чтобы были хорошо образованными юристы, защищающие или обвиняющие подсудимого. Мало, чтобы были честные опытные судьи, способные объективно применить закон к рассмотрению того или иного дела. Очень важно, чтобы суд являл правду по-настоящему, а для этого требуется несколько условий. И в первую очередь нужно, чтобы правда, которую защищает суд, была подлинной правдой, а не ложью, которая рядится в одежды правды.

И вот что еще очень важно. Поелику правда — это нравственная категория, как важно, чтобы те, кто творит суд, были людьми высоконравственными, которые подчиняли бы себя не только закону, но и совести, и Божией правде. И если все это будет осуществляться в человеческом судопроизводстве, то суды будут непременно справедливыми и авторитетными, по-настоящему нужными для людей, по многим причинам и обстоятельствам неспособных без посторонней помощи обрести правду и разрешить спорные вопросы.

Суд оправдывает свое существование лишь тогда, когда он справедлив, когда он являет правду, когда он применяет законы, отображающие правду Божию, когда суд вершат люди, своею совестью свободные от неправды и подчиняющиеся в первую очередь Божиему нравственному закону, а затем и всем государственным законам, которые так или иначе проистекают из нравственного начала. Суд является очень важной институцией в человеческом обществе. И как же велика ответственность тех, кто совершает суд! Эти люди не только должны работать постоянно над собой в плане повышения своих юридических знаний, необходимых для совершения суда в соответствии с законом, но и постоянно работать над своим нравственным и духовным состоянием, чтобы не было мучительных угрызений совести за несправедливо вынесенный приговор. Человек, становясь судьей, принимает на себя огромную ответственность пред Богом и пред людьми, — вот почему требуется особая духовная подготовка для тех, кто принимает на себя эту ответственность.

Но сегодня мы говорим о последнем, Божественном Суде. Этому суду будут подвергнуты все — и мирские судьи, и правители, и не только те, кто творит суд над другими, но и каждый из нас. Каждый предстанет пред Богом, каждый даст ответ за свои мысли, за свои слова, за свои поступки. И память о великом, страшном и справедливом Божественном суде должна помогать каждому из нас корректировать свою жизненную траекторию, уклоняться от зла, творить благо, чураться всякой неправды, стремиться жить по Божественному закону, памятуя о том, что ни одно деяние, как доброе, так и злое, не будет сокрыто от Господа. За все, что мы говорим, делаем и даже думаем, на Божием Страшном суде дадим Ему, нелицеприятному Судие, окончательный ответ.

Все то время, которое отделяет нас от этого Суда, дано нам для того, чтобы мы исправили свои жизненные пути, чтобы мы были способны приносить пред лицом Божиим покаяние в наших дурных мыслях, плохих поступках. А чтобы покаяние это было принято Господом, оно должно быть искренним и сердечным.

Ко всему этому призывает нас сегодняшний воскресный день, предваряющий последнюю седмицу пред Великим постом, каждый день которой надлежит посвятить размышлениям о том, что и как мы должны совершить в течение Святой Четыредесятницы, с тем чтобы достойно и праведно встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь».

Затем в Тронном зале Патриарших покоев в Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 60-летием со дня рождения наградил начальника управления Администрации Президента РФ по внешней политике в 2004-2018 гг. А.Л. Манжосина орденом Славы и чести II степени. «Сердечно благодарю Вас, Александр Леонидович, за Ваши многие труды во благо Церкви и Отечества», — сказал Предстоятель, вручая награду.

На братской трапезе Святейший Владыка поздравил митрополита Истринского Арсения с днем рождения и вручил ему икону Божией Матери с предстоящими святителями земли Московской.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси