10 марта 2024 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, и честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.
За богослужением состоялась хиротония архимандрита Павла (Кривоногова) во епископа Троицкого и Южноуральского. Новорукоположенный иерарх, избранный к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2023 г. (журнал № 127), стал правящим архиереем Троицкой епархии (Челябинская митрополия).
За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Томский и Асиновский Ростислав; митрополит Курганский и Белозерский Даниил; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Челябинский и Миасский Алексий; архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат; епископ Павлово-Посадский Силуан; епископ Златоустовский и Саткинский Петр; епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Зосима; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), насельник Троице-Сергиевой лавры; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского ставропигиального монастыря г. Москвы, руководитель Аспирантуры Московской духовной академии; протоиерей Александр Анчутин, клирик Русской Православной Церкви Заграницей, благочинный г. Нью-Йорка и Флориды, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Глен-Ков (штат Нью-Йорк, США); протоиерей Игорь Шестаков, секретарь Челябинской епархии; протоиерей Борис Кривоногов, благочинный Архиерейского округа Челябинской епархии; клирики Челябинской митрополии, духовенство столицы и Троице-Сергиевой лавры.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
Патриаршее богослужение посетили: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий; губернатор Челябинской области А.Л. Текслер; депутат Государственной Думы ФС РФ, староста Патриаршего Успенского собора Московского Кремля Н.Ю. Чаплин; первый заместитель руководителя Постоянного Представительства Челябинской области при Правительстве РФ О.Х. Щегрикович.
В числе молившихся за богослужением были заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального монастыря г. Москвы игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Вознесенского Оршина женского монастыря Тверской митрополии игумения Евпраксия (Инбер), настоятельница Свято-Екатерининского женского монастыря г. Твери игумения Иулиания (Ритониеми).
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Филарета (Зубова), старшего преподавателя и методиста кафедры библеистики Московской духовной академии.
Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Карпов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы.
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Троицкого и Южноуральского Павла на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Павел!
В сей благословенный день мы собрались под сводами этого величественного кафедрального храма, дабы едиными устами и единым сердцем воздать хвалу Всемилостивому Богу, Господу, Единому Владыке Неба и земли, и стать участниками важного и торжественного события в жизни нашей Церкви — епископской хиротонии.
Великое, преславное и страшное Таинство совершилось сегодня. Пастыреначальник Христос, сошествием Утешителя Духа соделавый священных учеников Своих драгоценными сосудами, явил ныне и тебя вместилищем Того пришествия (молитва прп. Симеона Метафраста), вместилищем Духа Святого.
По долгу Предстоятеля и согласно многовековой церковной традиции надлежит мне преподать тебе отеческое напутствие и вручить архиерейский жезл, который есть символ пастырства, мудрого руководства и духовной власти.
Епископом, то есть «надзирающим», — а именно так с греческого языка на русский переводится это слово — в древности называли пастуха, который заботится об овцах и уберегает их от хищников. Именно пастух — это самый частый образ, с которым в церковном сознании ассоциируется архиерейское служение еще со времен апостолов. Так апостол Петр в своем первом послании пишет: пасти стадо надо не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божием, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:1-3).
Отныне и тебя будут называть архипастырем. Молюсь, дабы это наименование было не просто красивым церковным словом, к которому привыкают, не просто данью традиции, но неким сердечным ответом верующих на твою искреннюю заботу о них и твои ревностные труды по созиданию Тела Христова (Еф. 4:12), по ограждению паствы твоей от всякого духовного врага и супостата.
Многоразличны и весьма сложны обязанности епископа, но самое ценное, что должно быть в нашем служении, — это живые отношения пастыря с паствой, отношения, основывающиеся не столько на власти, сколько на любви и преданности друг другу. Твой прямой долг, по слову Господа, — хорошо наблюдать за стадом и иметь о нем попечение (Притч. 27:23), защищать его от лютых волков (Деян. 20:29), снисходительно относиться к каждому человеку, не уклоняться от поиска даже одной пропавшей овцы (Лк. 15:4) и с любовью заботиться о слабых и беспомощных, потому что слабого и беспомощного особенно легко похитить зверю лютому. Вдохновляйся в этом делании примером нашего Господа, Который агнцев берет на руки и носит на груди Своей (Ис. 40:11).
На всякий день и час своего архиерейского служения помни предостережение Божие, реченное через пророка Иезекииля: «Горе пастырям, которые пасли себя самих <…> Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» (Иез. 34:2-4).
Дабы не впасть в такое состояние, постоянно пребывай в подвиге очищения своего сердца, памятуя, что нельзя служить Господу, имея оскверненную грехами душу. Недостойно пастыря Церкви призывать врученный народ жить по заповедям Спасителя, если он сам не стремится к нравственному совершенству и не живет по этим заповедям. Об этом замечательно говорит преподобный Иоанн Лествичник: "Великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал" (Пастырь. 3.1).
В то же время не страшись неизбежных трудностей и, смиряясь под крепкую руку Господню (1 Пет. 5:6), не унывай и помни, что Пастыреначальник Христос, по великой милости призвавший тебя к этому деланию, непременно подаст Свою силу для преодоления испытаний и достойного несения архиерейского креста. Утешением для тебя пусть будут слова Спасителя, сказанные Им апостолам: "Аз есмь с вами во вся дни до скончания века" (Мф. 28:20). Это значит, что со всеми нами, последователями святых апостолов, Господь пребывает и будет пребывать до скончания века.
Согласно решению Священного Синода ты будешь управлять Троицкой и Южноуральской епархией, входящей в состав Челябинской митрополии. Тебе надлежит преумножать труды предшественников и иметь попечение о развитии всех направлений церковной жизни, в первую очередь богослужебной, молитвенной, а также социальной и молодежной работы, катехизаторской и просветительской деятельности и, конечно, не забывать о благотворительности и миссионерстве. Ведь епископ есть продолжатель трудов апостольских, а, как нам хорошо известно, главным деланием апостолов была проповедь Господа Воскресшего, Спасителя мира, ближним и дальним.
Однако, заботясь об этих внешних сторонах епископского служения, прежде всего ревнуй о регулярной совместной молитве с паствой и стремись как можно чаще собираться с верными для совершения Евхаристии, чтобы, приобщившись Тела и Крови Христа, соделаться Ему сотелесными и единокровными, как писал о том святитель Кирилл Иерусалимский (Поучения Тайноводственные. 4.3).
Дабы твое архиерейство стало благоуспешным, тебе, по слову святителя Григория Великого, до́лжно быть разборчивым и в молчании, и в словах. Действительно, и в молчании нужно быть разборчивым. Иногда некие напускают на себя молчание, чтобы показаться мудрыми или уйти от ответа, — это грех не меньший, чем пустословие. Нужно быть ласковым, — по слову того же святителя, — в обращении с благонравными и стойким ревнителем правды пред порочными; не забывать внутренних нужд паствы среди забот о делах внешних, ни внешних дел не оставлять в заботливости о внутренних (Правило пастырское. 2.1).
Возревнуй же об этом великом даре рассудительности, столь необходимом для совершающего епископские труды, — о даре, который многие святые отцы именовали «царицей добродетели» и без которого можно извратить любое благое дело. Смиренно проси мудрости у Бога, дающего всем просто и без упреков, проси с верою, нимало не сомневаясь, — и дастся тебе (Иак. 1:5-6).
Как ныне ты предстоишь сонму собратьев-архипастырей и готов принять архиерейский жезл в руки свои, с таким же трепетом и горением сердца ты должен во все дни последующей жизни твоей оказывать помощь и поддержку нуждающимся, отворять двери Церкви кающимся, направлять взыскующих спасения на путь истины, открывая перед каждым человеком глубину неисследимой любви Божией, красоту и богатство православной духовной традиции.
Теперь же прими же сей жезл и вверь себя Промыслу Божию, дабы вести вверенную тебе паству на пажить добрую. Преподаю тебе благословение на предстоящее служение и верю, что по молитвам всех, кто сегодня предстоял в храме и молился о тебе, Господь подаст тебе все благое ко спасению и дарует жизнь вечную. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы! Дорогие братья и сестры!
Всех вас поздравляю с сегодняшним днем и радуюсь возможности вместе с вами помолиться в нашем соборном храме. Действительно, когда мы все вместе собираемся на молитву, мы и составляем Церковь — по-гречески ἐκκλησία, то есть собрание. Нет собрания, когда люди не собираются, и в этом смысле нет церковной жизни, когда мы лишаем себя общей молитвы, когда мы уклоняемся от причастия Святых Христовых Таин. Ибо, принимая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя, приобщаясь Его Божественной природе, мы обретаем благодать и силу для того, чтобы вместе идти по пути спасения.
Каждый человек из опыта знает, что большинство дел невозможно совершить в одиночку, и каждый знает, что трудные дела нужно совершать вместе с другими. Но ведь самое трудное дело — это дело нашего спасения. Самое трудное дело — это освобождение себя от греха. Самое трудное дело — это жизнь по заповедям Божиим. И если человек говорит: "я в храм не хожу, я дома молюсь", то он подвергает себя большой опасности. Потому что неизвестно, сможет ли он, оставаясь один на один с Богом, совершить все то, что призван совершать как христианин. Почему? Да потому что молитва наедине не такая сильная, как молитва соборная, общая молитва. Потому что в храме наши молитвы восполняют друг друга, и каждая молитва подкрепляется молитвами десятков, сотен, а иногда тысяч людей. Я уже неоднократно говорил, что молитва в храме — это огненный духовный столп, который возносится ко Господу и достигает Его престола. Даже если мы не так уж сильно в храме молимся, все равно молитва в храме во много крат сильнее, чем молитва домашняя. Вот почему посещение храма есть непременное условие нашего спасения.
Кто-то может возразить: "А как же пустынники, святые отцы?" Действительно, у этих людей — особый опыт, но ведь и они пошли в пустыню не с улицы. Разве что Мария Египетская, но и она — после великого чуда, которое с ней свершилось, когда она поняла, что перст Божий указывает ей идти в пустыню. А остальные пустынники вышли из христианских общин — они там были научены, вразумлены, там получили опыт богообщения и лишь затем пошли в пустыню, чтобы освободиться от всякого влияния внешнего мира и установить особые отношения с Богом наедине, вдали от всяких соблазнов и искушений.
А наша задача заключается в том, чтобы как можно чаще ходить в храм — еще и еще раз хочу об этом сказать. Наша обязанность, как православных христиан, — каждое воскресенье быть в храме. Если кто-то не смог, то сказать на исповеди: "я в прошлое воскресенье в храм не пришел по такой-то причине", — с тем чтобы священник прочитал разрешительную молитву. Посещение храма по воскресеньям и в праздники — это наш долг пред Господом. Если же не ходим в храм, значит, и любви не имеем ни к Богу, ни к людям, а человек без любви — медь звенящая, кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1).
Мне особенно хотелось сказать эти слова в преддверии Великого поста. Остается совсем немного времени до этого особого поприща, которое вводит нас в торжество Святой Пасхи. В Великом посту необходимо посещать храм еще чаще. В течение первой седмицы люди, свободные от трудов, должны бывать в храме и утром, и вечером. Те, кто трудится утром, наверное, не смогут посещать утренние богослужения, но, по крайней мере, всенепременно нужно посещать повечерие с чтением канона святого Андрея Критского. Потому что в течение этих особых вечерних богослужений на душу воздействует не только благодатная молитвенная атмосфера в храме, но и прекрасные спасительные слова канона преподобного Андрея.
Еще и еще раз хочу сказать, что Церковь дает каждому верующему человеку много возможностей, чтобы изменить жизнь к лучшему — укрепиться в вере, совершать добрые дела, изменить к лучшему отношения с родными и близкими, в том числе между мужем и женой, между родителями и детьми. Ведь нередко именно между близкими людьми случаются самые сложные конфликты, особо омрачающие человеческую душу и возлагающие на нее особое бремя греха.
Пусть Господь всем нам поможет достойно пройти последнюю седмицу перед Великим постом. А наши национальные традиции в преддверии поста включают и особые развлечения, и особую пищу, в том числе блины, а какой же блин всухую? Исполняем мы эти традиции или не исполняем — на нашем спасении это не отразится, но следует разумно, по-доброму и для души, и для тела провести предстоящую седмицу. Не нужно чуждаться замечательных традиций радости и веселья, которыми сопровождается Масленица, но важно, чтобы все это служило нашему назиданию и благу для души.
Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с воскресным днем, и помощь Божия да пребывает со всеми нами в предстоящие дни Святой Четыредесятницы. Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси