2 апреля 2018 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Малом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Венский и Будапештский Антоний; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского монастыря; насельники Донской обители в священном сане.
Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря (регент П.В. Мунтян).
На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград:
права ношения наперсного креста с украшениями
- протоиерей Димитрий Арзуманов, настоятель храма прав. Иоанна Кронштадтского в Жулебине г. Москвы;
- протоиерей Димитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косине г. Москвы;
- протоиерей Алексий Батаногов, настоятель храма равноап. кн. Владимира в Новогирееве г. Москвы;
- протоиерей Андрей Галухин, настоятель храма прп. Андрея Рублева в Раменках г. Москвы;
- протоиерей Олег Давыденков, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
- протоиерей Борис Давыдов, клирик храма блгвв. кнн. Бориса и Глеба на Арбатской площади г. Москвы;
- протоиерей Сергий Дикий, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца в Коптеве г. Москвы;
- протоиерей Николай Емельянов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
- иеромонах Иосиф (Казарезов), клирик Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
- протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове Московской области;
- протоиерей Николай Козулин, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском г. Москвы;
- протоиерей Евгений Корчуков, клирик Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря;
- протоиерей Борис Левшенко, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
- иеромонах Варнава (Лосев), благочинный храма Покрова Пресвятой Богородицы при МДА;
- иеромонах Пафнутий (Попов), насельник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря;
- протоиерей Николай Скурат, клирик храма пророка Илии в Обыденском переулке г. Москвы;
- протоиерей Александр Солдатенков, клирик храма вмц. Варвары и прп. Илии Муромца в п. Власиха;
- протоиерей Валентин Уляхин, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы;
- протоиерей Виктор Шкабурин, настоятель храма ап. Андрея Первозванного в Люблине г. Москвы;
- игумен Дионисий (Шленов), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы при МДА;
- иерей Александр Волков, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Тарасове г. Москвы;
права ношения набедренника
- иерей Александр Емельянов, клирик храма Похвалы Божией Матери в Зябликове г. Москвы;
- иеромонах Афанасий (Иванов), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
- иерей Александр Карпович, клирик Покровского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
- иерей Виталий Родин, клирик Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
- иерей Николай Рыжков, клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы;
- иерей Андрей Скрипниченко, клирик храма Пророка Илии в Северном Бутове г. Москвы;
- иерей Кирилл Слепян, клирик храма Живоначальной Троицы в Троицке г. Москвы;
- иерей Илия Тягин, клирик храма апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы;
- иерей Андрей Щекачев, клирик храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской г. Москвы;
права ношения двойного ораря
- иеродиакон Власий (Ахматьян), насельник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
- диакон Иоанн Грузинов, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы;
- диакон Герман Демидов, клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г. Москвы;
- диакон Иоанн Клименко, клирик Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы;
- диакон Павел Колокольцев, клирик храма иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве г. Москвы;
- диакон Владимир Кузнецов, клирик храма Рождества Христова в Черкизове (Новоподрезкове) г. Москвы;
- диакон Андрей Орлов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Здехове;
- диакон Владимир Правдолюбов, клирик храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г. Москвы;
- диакон Димитрий Сазонов, клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы;
- иеродиакон Спиридон (Салтыков), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
- диакон Андрей Цветков, клирик храма блж. Матроны Московской в Дмитровском г. Москвы;
- диакон Сергий Шмонин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы;
- диакон Феодор Шульга, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке г. Москвы.
2 апреля исполняется девять дней со дня трагедии в городе Кемерово, в результате которой погибли 64 человека, в том числе 41 ребенок. За богослужением в Малом соборе Донского монастыря Святейший Патриарх Кирилл совершил молитвенное поминовение погибших. Были вознесены молитвы «о упокоении душ усопших рабов Божиих во граде Кемерово в огненной стихии погибших».
Проповедь перед причастием сказал иеромонах Антоний (Скорик), насельник Донского монастыря.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Первый день Страстной Седмицы посвящен Евангельскому повествованию о конце мира. В Евангелии (Мф. 24:3-35) это повествование соединяется с иным повествованием о конце Иерусалима — о разорении города римлянами, которое произошло во времена императоров Веспасиана и Тита. Тогда от Иерусалима практически ничего не осталось; и за десятки лет до этого скорбного события Господь рисует страшную картину — разрушение святого града, столицы Иудейской. Это повествование переплетается с еще более сложным для восприятия и еще более грозным повествованием о конце мира, о конце истории. И, наверное, ключевая фраза всего этого повествования: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
Присутствие любви в человеческом сердце Господь связывает с жизнью. Плодом любви является рождение детей. Любовь наполняет всю человеческую жизнь, а если любовь исчезает, то человек становится нежизнеспособным. Но самый грозный смысл этих слов связан с человеческой общностью. Если исчезает любовь, то рвутся связи, соединяющие людей. Наверное, современному человеку трудно провести эти параллели, потому что понятие любви настолько извращено массовой культурой, что мистическая, таинственная, Богом определенная миссия сего святого чувства сегодня практически не опознается. Но это горе людей, а никак не слабость Божественных слов. Мы должны ясно понимать, что с исчезновением любви исчезнет способность людей жить вместе.
Вот почему главная тема христианской проповеди — это любовь, а значит, жизнь, значит, продолжение человеческого рода, человеческой цивилизации. Главное послание христианства имеет непосредственное отношение к судьбам мира и человека. И если на христианскую проповедь о любви посмотреть в эсхатологической перспективе, то станет ясно, что наша проповедь — о самом главном, ничего более важного не существует.
Сегодняшний день вводит нас в Страстную Седмицу и приближает к празднику Светлого Христова Воскресения. Слушая евангельские чтения, мы пройдем мыслями своими, сердцем своим через тяжелейшие моменты евангельской истории, связанные с пребыванием Спасителя в Иерусалиме. Первые три дня были посвящены особой проповеди, — никогда ранее Господь не говорил с такой силой, как в эти последние, предшествовавшие Его страданиям дни. И то, что мы слышали сегодня, — из слов Спасителя, предварявших Его страдания. А затем — предательство, страдания, крест, муки и славное Воскресение.
Страстная Седмица вводит нас в самую сердцевину евангельского послания. В эти дни мы прочитываем самые важные страницы Евангелия, и как важно, чтобы это чтение сопровождалось молитвой и размышлением. Потому что каждая строка Божественного слова открывает перед нами тайну спасения. Утомленные или поглощенные заботой о чем-то другом, мы нередко упускаем эти спасительные слова и не воспринимаем то, что может действительно обновить нашу веру, укрепить наши силы, освежить наш разум, отточить нашу мысль. Потому что нет ничего более сильного, чем слова Божии, и нет ничего более значимого, чем повествование о страданиях, смерти и Воскресении Спасителя.
Да поможет нам Господь непраздно провести эти дни, отделяющие нас от светозарного Воскресения. Да поможет нам Господь, по мере проникновения в дивные евангельские тексты, войти в атмосферу, царившую в древнем Иерусалиме, который так радостно встретил Спасителя, а затем, отвернувшись от Него, совершил страшное преступление, убив Мессию, Бога и Человека — Спасителя Господа Иисуса Христа.
Радость Воскресения, радость Святой Пасхи — это радость о победе Христа над злом. Только Он, Сын Божий и Сын Человеческий, имел силу и возможность преодолеть хитросплетения человеческого разума, политическую волю, направленную против Него, силу римского воинства, — всё Он сумел победить своим Воскресением, указывая нам на то, что если мы проходим с Ним через жизненные трудности, то обрящем и радость победы в сей жизни, и воскресение в жизнь вечную.
Да хранит всех вас Господь! С понедельником Страстной Седмицы вас поздравляю!»
«Хотел бы также еще раз сказать о том, что сегодня 9-й день кончины тех детей и взрослых, которые погибли в Кемерово. Мы вознесли молитву ко Господу о упокоении погибших в огне. Мы верим, что по молитвам Церкви и даже через те муки, которые прошли скончавшиеся, они, несомненно, обрели Царствие Божие. И они сегодня там, перед лицом Божиим. Мы молимся за них так, как повелевает нам Церковь и наша совесть, в надежде, что они, став перед лицом Божиим, помолятся о городе Кемерово, о народе своем и об Отечестве нашем. Да примет Господь светлые души в Небесное Царство и сотворит вечную молитвенную о них память в наших сердцах», — сказал в заключение Святейший Владыка.
В дар братии обители Святейший Патриарх Кирилл передал сборник своих проповедей «В годину тяжкую Богом избранный…», посвященный 100-летию избрания святителя Тихона на Патриарший престол, и фотоальбом «Жизнь в служении», выпущенный к 70-летию Его Святейшества.
Святейший Владыка поздравил награжденных клириков, от лица которых к Его Святейшеству обратился протоиерей Валентин Уляхин, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах г. Москвы.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси