Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

В праздник Донской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Донском монастыре

 

1 сентября 2019 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря в Москве.

По сложившейся традиции к празднику из Государственной Третьяковской галереи в Донскую обитель была принесена чудотворная Донская икона Божией Матери.

1 сентября отмечается также День знаний. В этот день Русская Православная Церковь совершает молитвы об учащих и учащихся. Кроме того, в первое воскресенье сентября решением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал № 41) был установлен ежегодный день особой молитвы о Божием творении.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Игнатия (Голинченко) во епископа Енисейского и Лесосибирского (Красноярская митрополия).

Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Архангельский и Холмогорский Корнилий; епископ Минусинский и Курагинский Никанор; епископ Норильский и Туруханский Агафангел; епископ Сурожский Матфей; епископ Павлово-Посадский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бронницкий Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского монастыря; епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального монастыря; протоиерей Александр Фарковец, благочинный храмов Донского церковного округа, настоятель храма Ризоположения на Донской г. Москвы; протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского церковного округа, настоятель храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах г. Москвы; протоиерей Михаил Гундяев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Женевы (Швейцария); протоиерей Владимир Дорош, руководитель административного секретариата Красноярской епархии, настоятель Покровского кафедрального собора г. Красноярска; священник Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; насельники Донской обители в священном сане и духовенство г. Москвы.

На богослужении присутствовали: уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка А.Ю. Кузнецова; заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы В.И. Сучков; глава г. Енисейска Красноярского края В.В. Никольский; глава управы Донского района ЮАО г. Москвы Д.Н. Соколов; генеральный директор Государственной Третьяковской галереи З.И. Трегулова; народный артист России Н.П. Бурляев.

В храме молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); настоятельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге игумения Людмила (Волошина).

Среди молившихся за богослужением были воины Семеновского полка, представители казачества города Москвы и Московской области, студенты Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря (регент — П.В. Мунтян).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Для удобства верующих на площади монастыря были установлены экраны, на которых шла трансляция из Большого собора Донской обители.

На малом входе Святейший Патриарх Кирилл на основании определения Священного Синода от 30 августа 2019 года (журнал № 99) возвел епископа Архангельского и Холмогорского Корнилия в сан митрополита — в связи с назначением правящим архиереем Архангельский епархии и главой Архангельской митрополии.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода от 30 августа 2019 года (журнал № 105) архимандрит Павел (Кривоногов) в связи с назначением на должность наместника Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря был поставлен игуменом означенной обители, с вручением игуменского посоха.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла на основании определения Священного Синода от 30 августа 2019 года (журнал № 105) монахиня Елисавета (Никишкина), насельница Иоанновского ставропигиального женского монастыря г. Санкт-Петербурга, в связи с назначением на должность настоятельницы Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы была возведена в сан игумении с вручением посоха и возложением наперсного креста золотого цвета.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием служения в сане пресвитера протоиерей Михаил Гундяев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Женевы, был удостоен права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы».

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

В сугубую ектению были включены прошения о сохранении творения Божия и на начало учебного года.

Святейший Патриарх Кирилл совершил молитву о благостоянии мира:

«Господи, Боже Вседержителю, Содетелю и Творче всяческих, покрываяй водами превыспренняя Своя, всю землю древесы многовидными и животными различными наполнивый, и животворяяй ю, да вся тварь благодарит Тя, Изряднохудожника. Ты еси Иже и человека сотворивый по образу и подобию Твоему, и в мире сем поставивый, во еже возделывати и хранити его.

Не отврати лица Твоего и ныне, Господи Человеколюбче, зря мир Твой расхищаемь от беззаконий и страстей наших. Яко сетует земля, древеса и былие исчезают, зверие и скоти, и птицы небесныя погибают за нечестие сынов человеческих.

Молимся Ти, Всемилосердый Боже, помилуй нас, исполни сердца наша светом Твоего богоразумия и приими покаяние наше, да возделываем мир Твой во благо душам и телесем нашим и во славу Пресвятаго Имени Твоего, Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Затем Святейший Владыка прочитал молитву об учащих и учащихся:

«Господи, Боже и Создателю наш, образом Своим почтый нас человеки, научивый избранныя Твоя, яко дивитися внемлющым учению Твоему, открывый премудрость младенцем; иже Соломона и всех взыскующих премудрости Твоей научивый, отверзи сердца, умы и уста рабов Твоих сих, во еже прияти силу закона Твоего, и со успехом познати преподаваемые им полезная учения, в славу Пресвятаго имене Твоего, в пользу и созидание Святей Твоей Церкви, и разумети благую и совершенную волю Твою. Избави их от всякаго налога вражия, соблюди их в Православии и вере, и во всяком благочестии и чистоте во вся дни жизни их, да преуспеют в разуме и во исполнении заповедей Твоих; да тако предуготовани прославят Пресвятое имя Твое, и будут наследницы Царствия Твоего. Яко Ты еси Бог силен в милости, и благ в крепости, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Антоний (Скорик), насельник Донского монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Енисейского и Лесосибирского Игнатия на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Игнатий!

Днесь подаваемая в Троице благодать от Отца чрез Сына в Духе Святом таинственно почила на твоей главе и поставила тебя на высокое служение церковное, соделав преемником самовидцев Спасителя. Приобщившись ныне к епископскому собору, ты стал блюстителем стада Господня, посланником, по слову апостола Павла, от имени Христова (2 Кор. 5:20).

Помимо всего, что передано ныне сегодня тебе через прикосновение к главе твоей благодати Духа Святого, тебе вверена и забота о церковном единстве. Его, как учит святитель Киприан Карфагенский, «надлежит крепко поддерживать и отстаивать нам, особенно епископам, которые председательствуют в Церкви, дабы показать, что и самое епископство одно и нераздельно… Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует. Так же и Церковь одна, хотя, с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество» (Книга о единстве Церкви). Эти замечательные слова святителя Киприана помогают нам понять значение епископов в сохранении единства Церкви. Забота об этом единстве сопряжена с попечением о чистоте вероучения, о том, чтобы духовенство сохраняло и верно преподавало истины Православия пасомым, а пасомые, в свою очередь, их правильно усваивали. Нам, служителям Воплощенного Слова, необходимо использовать любую возможность для того, чтобы обращаться со словом назидания к народу Божию и не пренебрегать обязанностью учительства. Особо подчеркиваю это, обращаясь к тебе как к епископу одной из сибирских епархий. Мы знаем, что, к сожалению, из-за недостаточного воцерковления людей, из-за отсутствия храмов, что было результатом политики атеистического времени, во многих людях сформировались причудливые, далекие от истины представления о Боге. Именно поэтому, к сожалению, в Сибири, на Дальнем Востоке значительно умножились те, кто, проповедуя Христа, на самом деле отвергают Его, потому что отвергают Церковь. Тебе надлежит, в том числе, и с этими людьми работать, понуждая их осознать тайну Церкви, ее значение в спасении рода человеческого.

Наставляя людей, всегда помни о том, что слова побуждают, примеры влекут. Это древнее мудрое изречение говорит нам, помимо прочего, о важности соответствия нравственного облика произносящего и произносимого им. Ведь как нелепо выглядит гордец, повествующий о смирении, как смешон сластолюбец, призывающий к воздержанию, как комичен лжец, ратующий за правду! Как убого и недостойно выглядит тот, кто призывает к нестяжанию, а сам — сребролюбец. Дабы наши проповеди, те или иные призывы к другим людям были убедительны и действенны, необходимо, чтобы они не противоречили совершаемым нами поступкам. Посему старайся во всем показывать в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, как учит нас апостол Павел в свое послании к Титу (Тит. 2:7).

Решением Священного Синода ты будешь епископствовать в Енисейской епархии. Тебе предстоит всесторонне развивать церковную жизнь в этом уделе, иметь попечение о воплощении различных просветительских и миссионерских инициатив, заботиться о совершенствовании катехизаторской работы, работы с молодежью, об осуществлении служения милосердия. Иными словами, тебе надлежит исполнять все то, к чему призывает нас сегодня Церковь своим соборным гласом, то, что требует от нас сама жизнь и, что важнее всего, то, что требует от нас Сам Господь.

Взирая на простирающееся пред тобою поприще, ты можешь устрашиться многих трудов, которые тебе следует подъять, убояться той великой ответственности за души человеческие, которая возложена на тебя. Ты можешь подумать: «Как же я, немощной человек, исполню все должное, где найду силы, разумение, способности? Ведь одно дело — прехвальные апостолы, богомудрые святители, великие угодники Божии, которых прославляет Святая Церковь и память о которых из века в век благоговейно хранится среди верующих». «Они-то, — скажешь ты, — поистине послужили Церкви, сотворили многие чудеса, они, явились солью земли, стали, подобно Спасителю, светом мира. Мне-то куда до них?» Хотел бы в ответ на это возможное недоумение привести тебе слова апостола Павла: «Бог дал нам, — пишет он, — способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6). Объясняя этот стих из Второго послания к Коринфянам, блаженный Феодорит Кирский говорит: «Сам Бог всяческих преподал нам силу, достаточную к тому, чтобы служить благодати Духа. Ибо предлагаем не ветхие письмена закона, но новый дар Духа» (Толкование на Второе послание к Коринфянам). Посему возлагай на Господа свое упование, у Него испрашивай сил, вразумления и помощи в трудах и всячески стремись возгревать дар Божий, который ныне в тебе пребывает через наше рукоположение (2 Тим. 1:6). Тогда кажущееся неисполнимым будет получаться, представляющееся невозможным — совершаться, ибо у Бога нет ничего невозможного.

Теперь же, выслушав Патриаршее напутствие, прими этот епископский жезл — символ архипастырской власти — и благослови предстоящих людей, возносивших молитвы о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь».

Новорукоположенный иерарх по традиции преподал верующим первое архипастырское благословение.

Святейший Владыка совершил славление и молитву перед Донской иконой Божией Матери и поклонился чудотворному образу и честным мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

От лица насельников и прихожан Донского монастыря епископ Фома поздравил Святейшего Патриарха с престольным праздником Донской обители и преподнес Его Святейшеству список Донской иконы Божией Матери.

Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Фома, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня действительно особый день для града Москвы, для всей Русской Церкви, для нашей страны. Мы вспоминаем чудо, совершенное нашими воинами через молитву ко Пресвятой Владычице Богородице в 1591 году. Казалось бы, так давно, и свидетельств не сохранилось, кроме отдельных письменных, причем недостаточно ясных и конкретных. Но вот в памяти народной и, что самое важное, в памяти Церкви это событие сохраняется настолько ясно, настолько отчетливо, что мы можем сделать очень важные выводы, касающиеся нашей действительности и жизни каждого из нас.

В то время, когда хан Крымский Казы-Гирей, пошедший войной на Москву, подступил к местам, где мы с вами сейчас находимся, Россия была вовлечена в тяжелейшую войну со Швецией. Царь Феодор Иоаннович, сын Ивана Грозного, вынужден был отвлечь значительные силы от Москвы, чтобы не потерять северные рубежи, чтобы защитить Отечество наше на северо-западе. Поэтому в Москве не было достаточно войск, чтобы остановить хана, и он был уверен, что Москва падет, что невозможно воевать на два фронта при такой протяженности территорий и при таких затратах на войну, как материальных, так и человеческих. Он приступил к Москве с твердым убеждением в том, что покорит столицу русов, разграбит ее и пленит многих, чтобы продать их на турецких рабовладельческих рынках. Видимо, захват Москвы опьянял его сознание, и он уже подсчитывал материальную прибыль от этого предприятия.

Итак, хан подступил к городу Москве, но Господь вразумляет Бориса Годунова, и тот посылает в стан врага одного из дворян. Посылает хитроумно, представив его как пленника, и тот, оказавшись в стане врага, рассказывает хану, что огромные силы защитников города сосредоточены вокруг Москвы. И убоялся хан Казы-Гирей, поднял свое войско и отошел от Москвы.

Это удивительное событие произошло после того, как наш народ горячо молился пред Донским образом Пресвятой Богородицы. Пред образом, который, по преданию, был на Куликовом поле, с которым связывались ратные победы, люди взывали к Пресвятой Богородице об избавлении Первопрестольного града. И чудодейственное спасение города никто не мог объяснить лишь дипломатическими способностями или стечением обстоятельств. Люди ясно сознавали, что имело место особое вмешательство Неба через предстательство Царицы Небесной в то, что происходило с русским народом и со столицей нашей.

Когда мы задумываемся о таких событиях, где так явственно действует рука Божия, мы должны отчетливо понимать, что эта рука действует не автономно от нас, людей, которым дана свобода, которым дан разум, в которых вложены чувства. Господь не отстраняет нас от решения даже самых судьбоносных вопросов, касающихся человеческой истории. Человек всегда присутствует в том, что совершается по милости Божией. Вот и здесь наши благочестивые предки присутствовали — своим мужеством, своей мудростью, своей силой, своей молитвой. И эти человеческие усилия были поддержаны силой благодати Божией, обретенной нашим воинством, нашим царем Феодором Иоанновичем, Борисом Годуновым и многими, кто нес тогда ответственность за спасение Москвы. Эта милость была обретена по молитвам всего нашего народа.

Действительно, сочетание Божественного и человеческого и есть то, что определяет, выражаясь упрощенно, наш успех. В том смысле, что даже самые трудные проблемы и задачи могут быть решены, если мы решаем их не одни, но опираемся на помощь Божию. Если мы обращаемся к Господу с верой, если мы искренне просим Его помочь и при этом не снимаем с себя ответственности за то, что должны сделать. Никогда молитва не должна увести нас в сторону от осознания необходимости пройти свою часть пути. Тогда действительно сложение энергий — синергия Божественного и человеческого — и приводит к разрешению самых трудных задач, к обретению самых выдающихся побед.

Сегодня, 1 сентября, у нас в России начинается новый учебный год. Мы помолились об учащих и учащихся, о тех, кто вступает в новый учебный год, о педагогах, о руководителях образования, о тех, от кого зависит организация учебного процесса. Но особенно горячо мы молились о наших учащихся — о школьниках, о студентах, чтобы Господь вразумил и научил их достигать успеха в учении, а через это и успехов в жизни, опираясь на Его благодатную помощь и свои силы.

И еще мы молились сегодня о сохранении Божиего творения. Мы видим, что происходит с человеческой цивилизацией. Невероятно ускоряется научно-технический прогресс, однако он требует все больше ресурсов, и не только человеческих, но и ресурсов Земли. Но ведь все эти ресурсы не бесконечны. Бог дал их людям, с тем чтобы они, достигнув определенного уровня умственного и нравственного развития, смогли разумно употреблять природные ресурсы, а не превращать в отходы, загрязняющие воздух, воду и землю. Мы молились сегодня о творении Божием, чтобы оно не погибло под натиском человеческого греха, чтобы в погоне за деньгами, за внешним благополучием люди не уничтожили то, что Бог по милости Своей вручил Адаму и Еве, а через них — всему роду человеческому. Мы молились, чтобы грех человеческий не победил стремление людей использовать природу во благо и хранить ее как великий Божий дар, который передан нам для того, чтобы мы могли развивать себя и умственно, и физически, и духовно, и устроять во благо жизнь рода человеческого.

Вот какие важные события мы отмечаем сегодня, в первый день сентября, в день церковного новолетия по новому стилю.

Пусть Господь хранит все человеческое сообщество, все творение Божие. Пусть Господь хранит землю нашу, Церковь нашу и каждого, кто с верой, любовью и молитвой притекает к Его святому имени и к чудотворным образам Матери Божией, Царицы Небесной, Ходатаице о всех нас пред лицом Сына Своего и Бога нашего. Всех вас сердечно поздравляю с праздником. Аминь».

Святейший Владыка поблагодарил епископа Бронницкого Фому за труды и вручил ему юбилейный крест, изготовленный к 10-летию Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года и интронизации Его Святейшества.

«Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, владыка Фома, за те труды, которые Вы несете по окормлению сей святой обители. Вижу положительное развитие жизни монастыря и богослужебной жизни», — сказал Святейший Патриарх, вручая крест.

В дар обители Святейший Патриарх передал пасхальные покровцы. Верующим были вручены иконки Донской Божией Матери с Патриаршим благословением.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси