26 октября 2018 года, в день празднования Иверской иконе Божией Матери в честь принесения чудотворного образа в Москву в 1648 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Богородице-Смоленский Новодевичий женский монастырь города Москвы. В храме Успения Пресвятой Богородицы, где находится чудотворный список иконы Божией Матери «Иверская», принесенный в 1648 году со Святой Горы Афон, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.
Древнейший на Руси список Иверского образа на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре. После его закрытия икона хранилась в фондах Государственного Исторического музея. 6 мая 2012 года Президент России В.В. Путин передал чудотворный образ Русской Православной Церкви.
За богослужением Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской областной епархии; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архиепископ Венский и Будапештский Антоний, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям; епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Зарайский Константин; епископ Луховицкий Петр; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского епархиального управления; протоиерей Андрей Марущак, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; духовенство Москвы и Московской области.
Богослужение посетили: первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Л.О. Ставицкий; председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов; заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Н.П. Овсиенко; председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов; министр культуры Московской области Н.О. Ширалиева.
За Литургией молились настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Маргарита (Феоктистова), насельницы обители, многочисленные прихожане.
Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской областной епархии (регент — священник Сергий Голев).
Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеродиакона монаха Амфилохия (Коробкова), насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Михаил Егоров.
По завершении Литургии Святейший Патриарх совершил славление и прочитал молитву у чудотворного списка Иверской иконы Божией Матери.
Затем Предстоятеля Русской Церкви приветствовал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:
«Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец!
Позвольте горячо и сердечно поздравить Вас от лица сослужившего духовенства и от присутствующего народа Божия с праздником и поблагодарить за Ваше посещение Новодевичьей обители.
Я пользуюсь этой счастливой возможностью, чтобы присоединить благодарность духовенства и верующих Московской области за Ваше постоянное внимательное Патриаршее благословение и заботы о части Вашей Московской епархии, пребывающей в Московской области.
Ваше Святейшество! Ваше служение и Ваши призывы возрождают порушенные святыни. Возвращается народ Божий к алтарям Господним, к причащению Святых Христовых Таин и следованию за Христом. Да воздаст Вам Матерь Божия за Ваше самоотверженное служение многие и благие годы!»
В дар Его Святейшеству Патриарший наместник преподнес Смоленскую икону Божией Матери с предстоящими святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Образ написан сестрами Новодевичьей обители города Москвы.
Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всякий раз, когда мы прославляем имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, будь то в связи с воспоминанием о событиях Ее земной жизни или в связи с почитанием тех или иных икон, за Литургией читается небольшой отрывок 2-й главы из Послания апостола Павла к Филиппийцам. Казалось бы, ничего в этом отрывке не говорится о Божией Матери, но это лишь с первого взгляда.
А слова апостола Павла таковы: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе, ибо Он смирил себя даже до смерти, смерти же крестной» (см. Флп. 2:5,8). Церковь сочла уместным напоминать всякий раз, когда мы прославляем имя Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, именно эти слова апостола Павла, потому что в первую очередь они относятся к Деве Марии.
Когда мы взираем на образ Пречистой Богоматери с Младенцем в руках, мы не воспринимаем эти два изображения как нечто отделенное друг от друга, мы воспринимаем образ в его целостности, Мать и Сына — как одно. Почему так? А потому что в Ней были те же чувства, что и в Ее Божественном Сыне, и потому что Она первая была послушна Сыну Своему даже до смерти. Она воплотила великие слова апостола Павла в Своей жизни и явила всем нам пример.
Но совершенно неслучайно апостол Павел, говоря о чувствах Спасителя и о том, какие чувства мы должны иметь сами, подражая Ему, рассказывает о смирении Господа и Спасителя нашего. Господь смирил себя, быв послушным Богу Отцу даже до смерти. Действительно, Господь в Своей Богочеловеческой личности соединил две природы, Божественную и человеческую, и, наверное, по человеческой природе как не хотелось Ему умирать! Разве можно представить, что Христос с легкостью восходил на Голгофу? Ему было физически больно от ударов, Ему было душевно больно от поношения толпы — Тому, Кто не сделал за всю Свою жизнь ни одного плохого поступка, не сказал ни одного плохого слова. И вот Он, Бог и Человек, — порицаем, избиваем, распинаем... Какая же скорбь была в Его душе и в Его сердце! И эта скорбь, наверное, была бы невыносима, если бы не смирение Господа, через которое Он Свою человеческую природу и Свою человеческую волю полностью подчинил воле Божественной. А поелику у Царицы Небесной, по слову Церкви, были те же чувства, что и у Сына Ее, значит, и Она являет нам в первую очередь пример смирения даже до конца Ее жизни, даже до смерти.
Почему же так превознесено это человеческое качество? Почему о нем говорит апостол, свидетельствуя о жертвенном крестном подвиге Спасителя? Потому что смирение в правильном его понимании является сердцевиной христианской жизни.
У святых отцов очень много написано о том, что есть смирение. Можно об этом целую книгу написать, и, наверное, такие книги уже есть. Но мы не можем прочитать все книги, не можем собрать воедино все святоотеческие высказывания о смирении. И вот сегодня утром, размышляя о том, что мне надлежит сказать вам после Литургии, я открыл творения святого Ефрема Сирина, и, можно сказать, случайно взор упал на поразившие меня слова: «Смирение являет себя в неосуждении ближнего».
Все остальное можно забыть и вспоминать лишь тогда, когда мы с этой задачей справимся. Не может быть смирения, когда мы осуждаем другого, ведь в этом осуждении мы поставляем себя выше другого человека, мы на него смотрим сверху вниз. Почему мы так любим осуждать? Потому что через осуждение мы себя прославляем. Мы словно говорим тем, с кем мы осуждаем или ради кого мы осуждаем человека: «Я ведь не такой! Я не стал бы говорить о всех этих грехах, если бы сам был грешен! Я совершенно другой человек, я гораздо лучше того, кого осуждаю, потому и право имею того судить». О каком же смирении может тогда идти речь? И всякий раз, когда мы, собравшись в кругу родных, близких, друзей, начинаем осуждать другого человека, давайте вспоминать эти дивные слова преподобного Ефрема Сирина.
Царица Небесная Дева Мария, конечно, никого в жизни Своей не осуждала. Это было противно Ее природе, Ее Богом просвещенному сердцу, Ее разуму, Ее чувствам. Но и множество святых угодников сторонились осуждения, понимая, что осуждение — это гибель, в осуждении является наша гордыня, в осуждении мы полностью перечеркиваем всякое смирение.
Иногда людям, особенно во власти, нужно принимать решения в отношении того или иного человека, как в связи с продвижением по службе,так и в связи с необходимостью наложить наказание. Конечно, такие размышления всегда связаны с неким анализом личности, в том числес выяснением ее отрицательных черт. Так вот, очень важно, чтобы даже в этом случае подобный анализ никогда не сочетался с осуждением. Конечно, нужно знать, что человек собой представляет, нужно оценить его чувства, мысли, поступки, но это знание должно приводить не к осуждению, а лишь к разумным выводам относительно того, чьи поступки подлежат такому осмыслению.
Казалось бы, все это трудно, но на самом деле очень просто. Достаточно только помнить, что осуждением мы закрываем для себя милость Божию, мы ставим преграду между нами и Спасителем. Ведь Он учит нас не осуждать — через Своего апостола, через Свою жизнь, через жизнь Его Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И, наученные сегодня этой Божественной мудростью, попытаемся каждый в меру своих сил не разрушать нашу связь с Богом, не создавать средостение между нами и горним миром, преграду осуждения, которому всегда сопутствуют злословие, надменность, превозношение самих себя. И пусть смиренный облик Царицы Небесной, всякий раз, когда мы подходим к Ее образу, напоминает нам о том, что было сердцевиной Ее жизни и что Она хотела бы видеть в каждом из нас. Аминь».
В завершение Предстоятель Русской Церкви сказал:
«Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий, за возможность помолиться сегодня вместе с Вами, с клиром Московской областной епархии, с матушками, насельницами, сестрами, семинаристами.
Для меня сегодня радостный день. Я очень ценю ту возможность, которая открывается каждый год, — бывать в этом святом храме и прикладываться к великой святыне нашей земли, 370-летие принесения которой в Русскую землю мы сегодня празднуем. Ровно 370 лет тому назад с Афона была привезена Иверская икона Божией Матери, и через некоторое время, как вы знаете, была воздвигнута часовня при вратах, ведущих на Красную площадь, где долгие годы эта икона пребывала, являясь одной из самых главных святынь нашего стольного града.
Сегодня по милости Божией через непростой исторический путь эта икона достигла сей святой обители, украшает ее ныне — и не только сию обитель, но весь наш град и всю нашу Русскую православную землю».
Святейший Патриарх Кирилл передал в дар митрополиту Ювеналию икону Преображения Господня. Игумении Маргарите (Феоктистовой) и каждой из насельниц обители Святейший Владыка вручил фотоальбом «Жизнь в служении», выпущенный к 70-летию Его Святейшества.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси