19 января 2019 года, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Москве прошли архиерейские богослужения.
***
Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в храме в иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. За Литургией архипастырю сослужили клирики храма.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
Перед великим освящением воды митрополит Иларион обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа. В этот праздник мы совершили Божественную литургию, за которой последует великое освящение воды.
Праздник Богоявления установлен в воспоминание о событии, которое описывается в трех Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки. Святые евангелисты повествуют о том, что прежде чем выйти на проповедь, Господь пришел на Иордан к Иоанну Крестителю, чтобы принять от него крещение.
К Иоанну Крестителю приходили люди, которые исповедовали свои грехи. И обряд омовения в водах Иордана совершался Иоанном Крестителем во оставление грехов. Но Господь Иисус Христос был безгрешным — Он был Богом Воплотившимся и не нуждался ни в покаянии, ни в омовении, ни в очищении. И как говорят нам Святые отцы, Христос вошел в воды Иордана для того, чтобы освятить их Своим Божественным присутствием и Своим Божественным естеством.
Иоанн Креститель крестил людей в покаяние, но когда Господь Иисус Христос начинал Свою проповедь, Его ученики тоже крестили людей. И после того, как Христос воскрес из мертвых, Он заповедал Своим ученикам: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф. 28:19). И в соответствии с этой заповедью ученики Спасителя крестили каждого, кто приходил в Церковь, чтобы те смогли стать ее членами.
Нет другого пути в Церковь, кроме как через Таинство Крещения. Каждый из нас вступил в Церковь благодаря тому, что был крещен — кто-то в младенчестве, кто-то в детстве, кто-то в зрелом возрасте. И крещение, которое было совершено священником над каждым из нас, является продолжением того Крещения, которое Господь Иисус Христос принял в водах Иордана.
Жизнь Иисуса Христа до Богоявления на Иордане была, как говорят Святые отцы, ничем не примечательной: никто о Нем не знал, Он был членом своей семьи и одним из жителей своего города. Но после того, как Он крестился, после того, как Он был Святым Духом возведен в пустыню, а затем вернулся из пустыни, началась Его миссия, Его служение. И именно тогда миру был открыт Господь Иисус Христос как Бог и Спаситель, как Обетованный Мессия не только израильского народа, но и всего мира.
Для каждого из нас собственное крещение тоже стало переломным моментом, в каком бы возрасте оно ни было совершено. До крещения мы были обычными людьми, носящими плоть, а после крещения в нас родился новый человек. И по мере нашего возрастания в богопознании, по мере того, как мы укрепляем себя в духовной христианской жизни, новый человек в нас растет, а ветхий — умирает. И конечным этапом нашего земного пути должна стать смерть ветхого человека и переход нового человека в жизнь вечную. Мы живем надеждой и обетованием, которое Господь дал Своим ученикам, сказав, что те, которые будут креститься, наследуют жизнь вечную.
Всякий раз, когда наступает праздник Крещения Господня, мы вспоминаем и свое крещение, те обеты, которые мы дали Богу (или за нас дали восприемники). Мы просим Господа, чтобы Он укрепил нас на пути христианской жизни, чтобы открыл нам уже сейчас двери Царствия Небесного, которое, как говорит Господь Иисус Христос, не где-то далеко, а внутри нас. Врата Царствия Божия открываются для человека уже в земной жизни, и через богослужения, через причащение Святых Христовых Таин он приобщается к жизни вечной и к Царствию Небесному.
Сейчас мы будем совершать в соответствии с церковным уставом великое освящение воды. Это священнодействие совершается для того, чтобы вода, которую мы освящаем, получила благословение Божие, стала источником жизни и исцелений; чтобы мы в течение всего года, вплоть до следующего праздника Богоявления, могли ею пользоваться, принимать внутрь, окроплять свои жилища. И через эту святую воду нам будет передаваться благословение Божие.
Помолимся, чтобы Святой Дух, как Он только что сошел на хлеб и вино и сделал их Телом и Кровью Христа, так же сошел на воды и сделал их великой святыней, которая будет помогать на нашем христианском пути и служить во исцеление души и тела. Аминь».
***
Первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами митрополит Истринский Арсений совершил Божественную литургию, чин великого освящения воды и славление в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Храма Христа Спасителя ключарь протоиерей Михаил Рязанцев, протоиерей Андрей Марущак, иерей Иоанн Нефедов, иерей Сергий Куксов, клирик храма Всех святых на Соколе иерей Максим Абд, клирики Храма Христа Спасителя протодиакон Дионисий Пряхин, диакон Иоанн Клинцов, клирик храма святых Царственных страстотерпцев на Войковской диакон Александр Халатов.
Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя под управлением регента Ильи Толкачева.
Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Куксов.
По окончании богослужения митрополит Арсений передал верующим Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с пожеланием мира душевного и помощи Божией на жизненном пути и поздравил их с двунадесятым праздником Крещения Господня.
***
Главный редактор Издательства Московской Патриархии епископ Балашихинский Николай совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря.
Его Преосвященству сослужили и.о. благочинного Иверского округа протоиерей Андрей Речицкий, клирики храма Богоявления Господня и.о. настоятеля протоиерей Андрей Нефедов, протоиерей Антоний Малов, протоиерей Андрей Привалов, иерей Георгий Каменев, иерей Николай Нефедов, клирик храма Преображения в Балашихе диакон Роман Стрельников.
Богослужебные песнопения исполнили два хора храма Богоявления Господня под управлением Л.А. Правдолюбовой и С.А. Алешкевич, а также хор учащихся приходской воскресной школы под управлением А.А. Нефедовой.
По окончании Литургии и великого освящения воды епископ Николай передал духовенству и прихожанам Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла и поздравил их с престольным праздником храма.
Затем с приветственным словом от имени общины к архиерею обратился протоиерей Андрей Нефедов.
***
Управляющий Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий, наместник Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла в Лефортове.
Его Преосвященству сослужили: митрополит Валентин (Мищук); архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла; духовенство храма. Диаконский чин возглавил клирик Новоспасского монастыря протодиакон Сергий Куранов.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма святых апостолов Петра и Павла.
Завершилось праздничное богослужение славлением с пением тропаря и кондака празднику Богоявления и великим освящением воды.
Архимандрит Алексий (Вылажанин) приветствовал епископа Иоанна, отметив, что в Петропавловском храме непрестанно совершаются молитвы о том, чтобы полнота церковная пребывала в мире. «Дай Бог, чтобы в пределах земли Российской был мир и покой, начиная с первопрестольного града Москвы, а это возможно, благодаря совместной молитве и, прежде всего, молитве святительской, пример которой святители Московские показывали всему нашему Отечеству», — сказал архимандрит Алексий, пожелав викарию Святейшего Патриарха всесильной помощи Божией в несении архипастырского креста.
Епископ Домодедовский Иоанн, в свою очередь, обратился к верующим с архипастырским словом. Говоря о нестроениях, происходящих сегодня в мире, владыка, в частности, сказал: «Если мы обратимся к истории человечества, увидим, что Господь попускает скорби для нашего воспитания, чтобы мы понимали: покуда мы не расстанемся с грехом, неизбежными будут разделения, недопонимания и бедствия. Мы должны преодолевать это все молитвой, поддерживая ближних и становясь ближе друг другу».