Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В праздник Преображения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Феогноста (Ильницкого) во епископа Бронницкого

19 августа 2024 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За богослужением была совершена хиротония архимандрита Феогноста (Ильницкого), клирика Одинцовской епархии, во епископа Бронницкого, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Новорукоположенный иерарх был избран к епископскому служению решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2024 года (журнал № 45).

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Звенигородский Арсений; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; епископ Егорьевский Мефодий, наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; протоиерей Анатолий Алефиров, благочинный Сергиевского церковного округа, настоятель храма мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине; протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого церковного округа, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще; протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма равноапостольных Мефодия и Кирилла на Дубровке; протоиерей Николай Курдов, благочинный Звенигородского округа Одинцовской епархии; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; игумен Николай (Пашков), настоятель Никольского мужского монастыря в с. Богатое (Кинельская епархия Самарской митрополии); иерей Василий Лосев, руководитель юридической службы Московской митрополии; духовенство Москвы и Московской области.

В храме присутствовали: генеральный директор АО «Волгатрансстрой» В.В. Сонин, председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М.М. Иванов.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

На телеканалах «Союз», «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения о Святой Руси.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Антония Обухова, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы на Люберецких полях, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес иерей Анатолий Тормозов, клирик храма Архистратига Михаила в Тропареве.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Бронницкого Феогноста на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Феогност!

Днесь благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, через возложение рук архипастырских соделала тебя преемником святых апостолов. Дух Утешитель невидимо осенил тебя, преподав Свои дары, и поставил тебя пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28).

Тебе предстоит нести послушание викария и помогать Патриарху в его многообразных трудах, поэтому с особым чувством преподаю тебе сие напутствие. Ты же выслушай его с вниманием и запечатлей в своем сердце, чтобы надлежащим образом совершать архипастырское служение, стараясь представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15).

Прежде всего имей пред своим мысленным взором пример Господа нашего Иисуса Христа, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28). Помни, что епископский сан — это не какое-то личное достижение. Есть много людей, у которых бóльшие достижения, чем у тебя; таких людей не счесть, если посмотреть в масштабах страны, а, может быть, и в масштабах Церкви. Поэтому еще раз скажу: епископский сан — не личное достижение, тем более не какая-то новая административная должность, которая дает особую власть над людьми. Сохрани Бог тебя от этих лукавых мыслей! Архиерейство — это призвание Богом. Здесь действуют две силы — божественная, которая призывает, и человеческая, которая откликается на это призвание. Но, кроме призвания, это и подвиг, требующий самопожертвования и готовности направить все свои силы и таланты на пользу Церкви и во спасение народа Божиего. Я многократно говорил: у архиерея не может быть никаких личных интересов. А если вдруг личные интересы закрадываются, гони их как страшное диавольское искушение. Единственный интерес — это служение и цель, которая стоит перед тобой, вступившим на этот путь.

Сколь высоко архипастырское служение, столь же оно тяжело и ответственно. Об этой высокой ответственности напоминают даже священные одежды, в которые облачается епископ. Святитель Симеон Солунский замечательно раскрывает их символический смысл. Послушай, что пишет сей богослов и учитель Церкви: саккос означает хламиду и вретище. Это не вполне соответствует тому, как современный саккос украшен, но надо помнить его первоначальный смысл, а украшение — это часть той эстетики, которая помогает людям почувствовать себя в храме как в ином мире, где господствует гармония. Омофор, облегая плечи, знаменует спасение и воззвание заблудшей овцы, которая возлежит на плечах. А панагия — это печать и свидетельство веры, исповедуемой сердцем (О священных обрядах и таинствах Церкви). Итак, свидетельствует другой выдающийся аскет и подвижник — преподобный Исидор Пелусиот, епископ, будучи образом Христовым, исполняет дело Христово и облачением своим показывает всем, что он уподобляется благому и великому Пастырю (Письмо кóмиту Ермину).

Путь, на который ты вступил сегодня, весьма непрост: он будет наполнен многими трудностями, различными испытаниями и соблазнами, поэтому тебе потребуется крепкая вера, горячая молитва и чуткое сердце для успешного преодоления этих сложностей. Только будучи крепким в вере, можно обращаться за помощью ко Господу. Только имея горячую молитву, можно быть Им услышанным. И только чутким сердцем можно ощутить Его благодать, обильно изливаемую на тружеников Виноградника Христова. Пусть святитель Феогност, митрополит Киевский и всея Руси, в честь которого ты был наречен в монашеском постриге, будет для тебя в этом примером. Стремись подражать его благочестию, мужеству и твердости в вере.

Милостью Божией сегодня Церковь имеет возможность свободно совершать свое спасительное служение: заниматься добрыми делами, которые именуются ныне социальной работой, участвовать в воспитании подрастающего поколения, вести диалог с государством и обществом. Но помни, что все эти многообразные труды имеют своей конечной целью главное — свидетельство о Господе Воскресшем. Поэтому, какие бы послушания тебе ни пришлось исполнять, не переставай учить и благовествовать (Деян. 5:42).

Не только словом, но и делом нам необходимо свидетельствовать о своей вере, ибо, как пишет апостол Павел, речь и проповедь не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы (1 Кор. 2:4), то есть — толкует преподобный Ефрем Сирин — в реальных делах (Толкования на послания божественного Павла). Одним из таких важных дел и является совершение добрых дел, сиречь социальное служение. Христиане всегда старались помогать нищим и обездоленным, нуждающимся и страждущим — именно через это можно исполнить важную заповедь о любви к ближнему, укрепить его душевные и телесные силы, дать надежду и направить на поиск истины.

Не забывай и о работе с подрастающим поколением. От того, что мы успеем вложить в умы и сердца молодых людей, зависит будущее не только Церкви, но и страны. К сожалению, сегодня им порою бывает сложно разобраться в жизненных ориентирах и найти правильную опору, потому что много огоньков встречаются на их жизненном пути, но не каждый из этих огней является маяком, ведущим мореплавателя в правильном направлении. Многие из этих огоньков ведут на скалы и рифы, ударяясь о которые, человек либо наносит себе непоправимый вред, либо погибает. Трудно разобраться в жизненных ориентирах, но, пока сорняки не пустили глубокие корни в душе человека, мы должны помогать ему увидеть Бога, посеять в сердце добрые семена веры. Потому что именно сорняки, вырастая в человеческих душах, губят плодоносные ростки, в первую очередь ростки веры и добродетели.

Стремясь быть в мире со всеми людьми (Рим. 12:18), выстраивай добрые отношения с общественными организациями, с органами государственной власти: это тоже важное поле для проповеди, и такое взаимодействие может принести большую пользу для утверждения духовно-нравственных ценностей в жизни нашего народа.

Нести непростое архипастырское служение, рассчитывая только на свои силы, невозможно, поэтому, вдохновляясь словами апостола Павла "всё могу в укрепляющем меня Иисусе" (Флп. 4:13), старайся никогда не оставлять молитвенное правило, как можно чаще совершай Литургию, черпая силы в Святой Евхаристии.

Мысленно взирая на предстоящие тебе труды, помни, что, если хочешь стать достойным архипастырем, ты должен быть целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1:8). Такими словами наставляет апостол Павел своего ученика Тита — с таким же призывом обращаюсь к тебе и я: храни трезвость ума и чистоту сердца, будь во всем честен и внимателен, имей всегда страх Божий и любовь к людям, избегай излишеств, нередко очень опасных, и всем разумением своим стремись ко Господу.

С этим напутствием вручаю тебе жезл епископский, символизирующий, по слову святителя Симеона Солунского, власть Духа, утверждение народа в вере, пасение душ и путеводительство ко Христу. Ныне же, "укрепляясь силою по могуществу славы Его, во всем терпении и великодушии с радостью" (Кол. 1:11), гряди на новое ответственное служение и преподай архиерейское благословение предстоящим людям, молившимся во время твоей хиротонии. Аминь».

Новорукоположенный епископ преподал верующим свое первое архипастырское благословение.

По традиции праздника Преображения Господня Святейший Владыка совершил освящение плодов нового урожая.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Мы все знаем, в честь какого события этот праздник установлен — события особенно чудесного на фоне всего того, что происходило во время земной жизни Спасителя. Господь призывает на высокую гору ближайших к Нему апостолов и перед ними преображается, то есть меняется внешне. Он не просто человек из Галилеи, Которого почитали ученики, называя его Учителем, и поражались Его чудесам и словам, но Он — нечто большее, что просто великий Учитель. И свидетелями Божественного присутствия на горе Фавор стали ученики Спасителя, которые увидели рядом с Ним древних пророков и поняли, что это действительно Сын Божий. А ученики были к этому готовы, ведь накануне в Кесарии, недалеко от места, где Господь преобразился, Спаситель их спрашивает: "А за кого Меня почитают люди?" (Мф 16:15). Стали перечислять: некоторые — за Илию, некоторые — за Моисея, некоторые — за каких-то других пророков, которые были в прошлом, но ныне явились в Твоем лице. Тогда Господь спрашивает: "Ну, а вы за кого Меня почитаете?" И Петр говорит нечто неожиданное, абсолютно не проистекающее ни от одной из бесед Спасителя. Петр отвечает: "Ты Христос, Сын Божий", то есть Ты Мессия, Спаситель мира. Как же этот простой рыбак увидел в своем Учителе не просто сильного человека, чудотворца, но обещанного пророками Спасителя мира? Господь говорит: "Не плоть и кровь тебе это открыли". Действительно, Божественным Духом обрел это ведение апостол и провозгласил великое свидетельство о том, что их Учитель Иисус из Назарета есть обещанный Спаситель мира.

Эту весть апостолы понесли по всему миру. Столько чудес Господь совершил, столько милости явил людям, как никто другой, как ни один из пророков, как ни один из чудотворцев! Да какие чудеса, которые точно свидетельствовали людям о Его Божественной природе! Не может человек ходить по водам, не может воскрешать мертвых, не может так исцелять больных, в конце концов, не может так проповедовать. Но ведь не верили и не принимали Спасителя! Поэтому было необходимо укрепить веру учеников, а им предстояло страшное испытание — стать лицезрителями поношения, пыток, истязаний и крестной смерти Спасителя. А почему это было тяжелейшим испытанием веры? А потому что в сознании апостолов Христос, Сын Божий, обладал всемогуществом — ведь то Он-то может защитить Себя от этих ударов плетью, от этих издевательств, тем более от позорной крестной смерти! Ну что Ему стоит не просто сойти с креста, а в одно мгновение уничтожить всех хулителей, гонителей, истязателей? Но ведь ничего такого не произошло, и это было величайшим испытанием веры апостолов. Так вот, для того чтобы они не усомнились в Его Божественной природе, не усомнились в том, что Он и есть Спаситель мира, Господь незадолго до Своих страданий и преображается перед ними на горе Фавор, являя Свою Божественную природу, Божественную славу. И в подтверждение этой Божественной природы Спасителя предстоят Ему ветхозаветные пророки Илия и Моисей. И мы знаем, что никто из апостолов не дрогнул, кроме Иуды-предателя. Все сохранили веру в Него. В какой-то момент испугались, когда за Спасителем пришли в Гефсиманию, чтобы арестовать Его и повести на пытки, истязания и крестную смерть, но прошли эти страхи, и апостолы стали первыми проповедниками слов Спасителя, первыми провозвестниками спасения, которое принес Господь, и одними из первых мучеников, ибо все погибли мученической смертью, кроме апостола Иоанна Богослова.

Вот такой сегодня дивный праздник, который укрепил веру апостолов в то, что Иисус, их Учитель, есть Спаситель мира. Этот праздник должен укреплять и нашу с вами веру. Ведь всякий раз, когда мы в храме молимся, когда мы приобщаемся Святых Христовых Таин, мы предстоим Господу невидимому, ибо недостойны видеть то, что реально происходит во время Божественной литургии, недостойны видеть снисхождение Святого Духа на Дары, которыми причащаемся, — Тело и Кровь Спасителя, которые преподаются нам под видом хлеба и вина. И как явление Спасителя на горе Фавор укрепило веру апостолов, так и каждое посещение Божественной литургии, которая является нашим Фавором, нашей встречей с Господом, должно укреплять нашу веру. Тем более что мы, причащаясь Тела и Крови Спасителя, входим в такое соприкосновение с Богочеловеком, которое делает нас сопричастными жизни, смерти, Воскресению и спасительной миссии, принесенной Господом ради нас, грешных, на эту землю и даровавшей возможность спасения каждому из нас.

Вот такой дивный день сегодня в церковном календаре, такая замечательная служба. Я рад видеть всех вас, мои дорогие, в этом замечательном храме, который ведь тоже в каком-то смысле является символом воскресения нашей веры, веры нашего народа, и замечательным памятником духовного подвига и героизма наших благочестивых предков.

Благословение Божие да пребывает над Отечеством нашим, над Церковью нашей, над Президентом нашим православным Владимиром Владимировичем, над воинством нашим и, конечно, над всем благочестивым нашим народом. Аминь».

В дар храму Святейший Владыка передал покровцы для евхаристических сосудов.

Затем была вручена церковная награда. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения генеральный директор АО «Волгатрансстрой» В.В. Сонин был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского II степени.

В завершение Святейший Владыка вышел на южный стилобат Храма Христа Спасителя, где также совершил освящение плодов. Освященные яблоки и другие фрукты были розданы благочестивым верующим.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси