Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В праздник Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Иосифа (Королева) во епископа Тарусского

 

 

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Иосифа (Королева), насельника Пафнутьева Боровского мужского монастыря Калужской епархии, во епископа Тарусского, викария Калужской епархии.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Ярославский и Ростовский Вадим; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; епископ Козельский и Людиновский Никита; епископ Бийский и Белокурихинский Серафим; архимандрит Амвросий (Федукович), насельник Свято-Духова мужского монастыря г. Вильнюса, избранный и нареченный во епископа Тракайского, викария Виленской епархии; архимандрит Артемий (Кузьмин), клирик Ростовской епархии, избранный и нареченный во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси; протоиерей Игорь Павлов, благочинный Боровского церковного округа Калужской епархии, настоятель храма Архангела Михаила в с. Красное Боровского района Калужской области; иеромонах Макарий (Комогоров), насельник Пафнутьева Боровского монастыря, помощник председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви; священник Алексий Лысов, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в д. Комлево Боровского церковного округа Калужской епархии; духовенство г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

В храме присутствовали: председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ С.А. Гаврилов; временно исполняющий обязанности губернатора Калужской области В.В. Шапша; член Совета Федерации ФС РФ по экономической политике К.К. Долгов; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; депутат Государственной Думы ФС РФ И.Б. Дивинский; заместитель губернатора Калужской области Г.В. Новосельцев; министр внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области О.А. Калугин; глава Боровского района Калужской области Н.А. Калиничев; делегация Калужской митрополии.

Среди молившихся за богослужением была группа обучающихся в Московской и Санкт-Петербургской духовных школах семинаристов из Индонезии и Филиппин, совершающих по благословению Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия паломнические поездки во время каникул по храмам и монастырям Русской Православной Церкви. Группу сопровождает секретарь Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии иеромонах Питирим (Донденко).

На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриарших богослужений. Также трансляция осуществлялись на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также прошение о врачах: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся, скоро услыши и помилуй».

После сугубой ектении Святейший Владыка вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Николай Пушкин, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г. Москвы.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Тарусского Иосифа на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Иосиф!

Господь Вседержитель, дивно и славно творящий чудеса (ирмос канона 3-го гласа) и Своим промыслом все премудро устрояющий, ныне соделал тебя преемником апостолов, огнем Божественного Духа предвозжженных. Тебе предстоит совершать епископское служение в Калужской епархии, с которой связаны многие годы твоей жизни, и быть верным помощником митрополита Калужского и Боровского Климента, участвовавшего ныне в твоей хиротонии. Надеюсь, что ваше доброе соработничество и единомыслие будут способствовать дальнейшему развитию всех сторон епархиальной жизни, дабы сей удел Божий стал пажитью живоносной для словесных овец стада Христова.

Сегодня ты внимал словам чинопоследования архиерейской хиротонии и возносимым нами прошениям о том, чтобы сотворил тебя Господь подражателем Ему, истинным пастырем, который, совершив вверенные ему души в настоящей жизни, по кончине предстанет престолу Божию непостыдно и великую мзду приимет, уготованную Спасителем пострадавшим за проповедь Евангелия (чин архиерейской хиротонии). Какие сильные слова в этой молитве, произносимой при совершении епископской хиротонии! Они предупреждают всех нас, но в первую очередь новопоставленного епископа о великой ответственности. Воскрешай их в своей памяти всякий раз, если духовное нечувствие коснется сердца, если расслабленность и леность будут отвлекать внимание от молитвы, если слова богослужений станут восприниматься как нечто привычное, если будет казаться, что крест епископский слишком тяжел и нет сил нести его. Крест действительно тяжел, но у нас есть неисчерпаемый Источник милости и щедрот, Источник живой, бьющий, так что не будет жаждать вовек тот, кто будет от этого источника испивать (см. Ин. 4:14). Но Источник этот — не для избранных только. Он не скрыт за высоким забором или за неприступными оградами, путь к Нему — доступный и простой, Его не охраняют даже херувимы с огненным мечом, и Он никогда не иссякает. Этот Источник — Сам Господь. Каждый день припадай к Нему и покажи дорогу к этому Источнику жаждущим, дабы и они напитались Божественным, сладчайшим и светодейственным питием Христовой любви.

Тяжел епископский крест не только многоразличными заботами и обязанностями, но и испытанием смиренномудрия. Строй богослужения, совершающегося архиерейским чином, особые песнопения, облачение, именование владыкой — все это может стать причиной размышлений о себе как о личности значительной, выдающейся, особенной — не якоже прочии человеки (Лк. 18:11). И недремлющий льстивомудрый враг, который, зря в людях грех, спешится и содействует греху, может соблазнять помыслами о величии, предлагая искушение поставлять себя выше «простых» священников, выше народа и не снисходить до общения с «обычными» людьми. К счастью, не так часто среди современного епископата Церкви нашей встречается такое отношение к людям, но, тем не менее, к горечи моей, есть такие случаи, о которых со слезами пишут и верующие люди, и духовенство. Не поддавайся этим искушениям вражьим, но вспомни действительно великих святых, отвергавших всякую славу и считавших себя хуже всех. Вспомни Предтечу Господня Иоанна, провозгласившего песнь покаяния душам запустевшим и злыми оледеневшим, воззри на Христа, пришедшего взыскать и спасти погибающих (Лк. 19:10). И, взяв яко щит — молитву, и шлем — милостыню, вместо меча — пост, отсекающий от сердца всю злобу (стихиры в неделю сырную на утрене), с ревностью о славе Божией совершай свое служение, не оставайся равнодушным к просьбам обращающихся к тебе людей, будь готов с любовью выслушать их, помочь, утешить и ободрить.

Тяжелый крест архиерейства станет для тебя бременем благим и легким (Мф. 11:30), когда ты вспомнишь, что несешь его не один. У тебя есть Помощник Дивный и Милостивый, Щедрый и Всемогущий. Вонзил Господь гвозди рук Своих в гневливое и всескверное сердце врага рода человеческого и сделал все, чтобы мы могли противиться вражьим козням и наущениям, чтобы, совершая каждый свое служение, знали, что безмерно величие могущества Божия в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:19).

Неся епископские труды, помни о своей великой ответственности, неустанно занимайся самообразованием и будь строг к своей внутренней жизни. Пусть эта строгость и взыскательность помогут тебе быть терпеливым и милосердным к другим. Чем строже мы относимся к себе, тем добрее мы относимся к другим, — это некая аксиома, правило жизни. Уделяй внимание и совершению добрых дел — тому, что мы на современным языке называем социальным служением Церкви, — а также просветительскому служению, миссионерской работе и особенно работе с молодежью. Статистика показывает, что, к сожалению, молодое поколение менее всего отождествляет себя с Православной Церковью, по сравнению со всеми другими возрастными категориями нашего народа. Им еще нет двадцати, они воспитывались уже в новых условиях, когда огромные соблазны, в том числе воздействующие на физическое естество человека, стали обрушиваться на сознание всех, но в первую очередь на сознание молодежи. В этом смысле мы имеем перед собой не что иное, как проявление могучей темной силы, которая, воздействуя на человеческое естество, особенно на естество молодых людей, возбуждает страсти и мешает увидеть смысл жизни, помрачает способность видеть правильный жизненный путь.

Но я еще раз хочу сказать, как важно творить добрые дела. Социальная работа Церкви — это не дань времени, не дань моде, как некоторые считают, не прихоть кото-то из Священноначалия. Это реальная потребность. Церковь, которая перестает делать добрые дела, перестает быть примером для других людей. Священник, который не делает добрых дел, не может призывать к добрым делам своих прихожан, — тем паче епископ.

Надеюсь, всё сказанное ты давно впитал через чтение святоотеческой литературы, через богословские труды, а также из своего опыта, который был связан, в том числе, с работой в Издательском Совете Русской Православной Церкви, в издательстве Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, в Духовно-просветительском центре «Покров», где готовились к изданию душеспасительные тексты.

Многомилостивый Господь, имеющий непостижимое о нас благоутробие и неистощимый источник божественной благости, да укрепит тебя в предстоящем высоком и ответственном служении. Прими же сей жезл и благослови предстоящих людей, возносивших вместе с нами молитвы о даровании тебе непорочного архиерейства. Аминь».

По традиции новорукоположенный владыка преподал верующим первое архипастырское благословение.

По традиции в праздник Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение плодов нового урожая.

По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Старайтесь делать твердым ваше звание и призвание; так поступая, никогда не преткнетесь» (2 Пет. 1:10). Эти слова из послания апостола Петра мы сегодня слышали во время Божественной литургии.

Послания апостола Петра читаются редко — в основном за Литургией звучат послания апостола Павла. Но неслучайно сегодня мы слышали именно Петровы слова — потому что Петр был вместе с Иаковом и Иоанном на горе, на которой перед ними преобразился Спаситель. Сегодня мы слышим слова очевидца Преображения. Будьте тверды, говорит он, — тверды в ваших убеждениях, в ваших делах, в ваших словах. Такой человек никогда не постыдится ни самого себя, ни перед Богом, ни перед окружающими его людьми.

Неслучайно Господь призвал к ви́дению Его Преображения ближайших апостолов. И еще раз нужно сказать, что неслучайно мы слышали слова именно апостола Петра, который вспоминает об этом событии. Ведь, наверное, Петр не был бы соучастником этого священного события, если бы не то, что совершилось буквально накануне восшествия на гору Фавор — когда Спаситель, обращаясь в Кесарии к ученикам, спросил: «А за кого почитают Меня люди?» Ученики стали перечислять, за кого, — за одного из пророков, за Моисея, за Илию… Тогда Спаситель спрашивает: «А вы за кого меня почитаете?», и Петр говорит в ответ: «Ты — Христос Божий». Другими словами, Ты — Спаситель, Ты — Мессия. Невероятный ответ. Надо представить, как иудеи ждали и надеялись на пришествие Мессии — прежде всего как великого Избавителя израильского народа от внешних угнетателей, как Царя, который сделает этот народ великим. И Петр исповедует свою веру в то, что Иисус, его Учитель, и есть Мессия и Спаситель мира. Великое исповедание словно перечеркнуло все слабости человеческой жизни Петра и тех апостолов, которые были вместе со Спасителем, потому что это исповедание веры открывало новую эпоху в отношениях Бога и человека. Люди в лице Петра и других апостолов признали Иисуса Спасителем, Мессией.

Чтобы утвердить веру Петра, Иакова, Иоанна, чтобы они еще раз поняли, что исповедание Петрово было действительно отображением Божественной истины, Господь призывает Петра, Иакова и Иоанна на гору высокую — по преданию, на гору Фавор, — и перед ними преображается. Господь являет то, что они исповедовали и без всякого Его преображения, взирая на Него как на Человека, разделявшего с ними повседневную трапезу, шествовавшего с ними по пыльным дорогам Палестины, страдавшего от жары и от холода и вообще уязвимого по Своей человеческой природе. Вот для того чтобы окончательно утвердить веру апостолов, Господь и преображается перед ними.

Для чего это было нужно? Почему надо было утвердить веру апостолов? Да потому что не за горами были Его крестные страдания, когда в истязаниях Его тела, в распятии Его плоти на кресте люди могли видеть только слабость, только уничижение, только поражение. Чтобы у креста апостолы не усомнились, чтобы их вера была несокрушимой, и преображается Господь пред Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор. Мы знаем, что Преображение не уберегло Петра от страха, но мы знаем, что Преображение, видимо, легло в основу его глубокой веры и привело к покаянию, ведь Петр лицезрел прославленного Иисуса, Учителя, Спасителя мира.

В нашей жизни мы тоже часто нуждаемся в каких-то особых знаках, которые бы поддержали нашу веру. Мы часто ищем чудес, а иногда доверчиво относимся к рассказам о чудесах, даже не будучи в полной мере уверенными, действительно ли это свидетельство о чуде, или просто человеческая фантазия, плод больного воображения. Мы часто желаем видеть знаки Божественного присутствия в нашей жизни, в жизни рода человеческого, но Господь не насилует нашей воли и не заставляет силой в Себя верить. Он рядом с нами. Он являет Свою милость, но только эта милость является нам не в громе и молнии, не в потрясающих воображение чудесах, но в легком дуновении ветра, как об этом говорит слово Божие (см. 3 Цар. 19:12). То есть Господь касается нас, не надламывая нашу волю, не порабощая наше сознание, но Его благодать действительно подобна легкому дуновению ветра, которое, касаясь разгоряченного человеческого тела, приносит ослабление, прохладу и здравие. Вот так действует сила благодати Божией.

День Преображения, день Богоявления ближайшим ученикам — Петру, Иакову, Иоанну — должен отвлечь наши мысли от повседневной суеты, от того, чем мы так озабочены, перенести к горнему, дать нам еще и еще раз осознать, что Господь, явившийся Петру, Иакову, Иоанну, близок к нам. Мы не удостаиваемся чуда видеть Спасителя, но мы удостаиваемся чуда получать ответы на наши молитвы, мы удостаиваемся чуда особого духовного переживания Святой Евхаристии, Причащения Тела и Крови Спасителя, приближения к святым мощам, святым местам, когда вдруг у человека начинает особым образом биться сердце, и он сознает, что прикасается к святыне, что иной мир входит в его жизнь. Наверное, каждый из нас так или иначе, в той или иной мере нечто подобное переживал — посещая святые места, причащаясь Святых Христовых Таин, прикладываясь к святыням. И даже когда мы бескорыстно совершаем добрые дела, мы ведь чувствуем, как просветляется наше сердце.

Многие неверующие, общаясь с людьми религиозными, требуют от них доказательств того, что Бог есть. Недавно по телевидению я видел диалог одного нашего священника с известным человеком, очень интеллектуальным. Это был достаточно интересный диалог о вере и неверии, но, наверное, не в полной мере было сказано о главном — для того чтобы поверить, нужно быть способным принять сигнал свыше. Ведь каждый знает: если в руках плохой приемник, то не удастся поймать нужную радиостанцию. Будет раздаваться треск из динамика, а никаких слов, никакой музыки не услышишь. То же самое происходит, если кто-то не чувствует в своем сердце веры. Не нужно отказываться от того, чтобы попытаться почувствовать Божественный сигнал. Если мы априори отказываемся и говорим: «Да нет там ничего, сердце мое ничего не чувствует, и наука ничего не доказывает», то действительно, никакой сигнал свыше, никакое прикосновение Божественной благодати человек не воспримет. Но если он скажет: «Вот я, Господи! Даже не знаю, есть Ты или нет, но я открываю свой разум и свое сердце, я смиряюсь перед Тобой, я склоняю перед Тобой свою главу, помоги моему неверию», — то не через гром или молнию, не через явное чудо, но в ответ на эту молитву полуверующего или даже неверующего человека в какой-то момент жизни Господь, несомненно, ответит. И может быть, в самый критический момент, когда больше всего нужна помощь свыше, когда невозможно человеческими силами справиться со скорбью, с болезнью или другими тяжелыми обстоятельствами.

Сегодняшний великий день учит нас многому. Господь избрал Петра, Иакова, Иоанна, чтобы преобразиться перед ними, чтобы укрепилась их вера, чтобы они увидели славу Его. Мы верим, что и нам, верующим людям, Господь также дает знаки Своего присутствия в нашей жизни. И как важно не просмотреть эти знаки, сложить их в своем разуме и своем сердце, почувствовать Божие присутствие в жизни своей и с еще большей радостью и дерзновением идти навстречу Господу и Спасителю, имеющему власть преобразить весь мир и, что для нас особенно важно, преобразить наши собственные души! Аминь».

Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды:

  • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием архиерейской хиротонии митрополит Ярославский и Ростовский Вадим был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения епископу Козельскому и Людиновскому Никите был вручен орден преподобного Серафима Саровского III степени;
  • во внимание к помощи Русской Православной Церкви ректор Московского финансово-юридического университета А.Г. Забелин был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени;
  • во внимание к помощи Русской Православной Церкви генеральный директор ФГУП «Главное военно-строительное управление № 8» В.В. Выгулярный был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского II степени.

Далее в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с группой семинаристов из Индонезии и Филиппин.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси