Викариатство Новых территорий (новости), Монастыри (новости), Северо-Западное викариатство (новости), Строительство храмов (новости), Центральное викариатство (новости)

В праздник Преображения Господня в Москве прошли архиерейские богослужения

19 августа 2018 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в Москве прошли архиерейские богослужения.

***

19 августа председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке Божественную литургию. Архипастырю сослужили клирики храма.

В этот день исполнился 31 год со дня иерейской хиротонии митрополита Илариона.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.

После заамвонной молитвы митрополит Иларион совершил чин освящения плодов.

Перед началом освящения плодов владыка Иларион обратился к присутствующим с проповедью:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с праздником Преображения Господня — престольным праздником нашего святого храма.

В этот день мы вспоминаем событие, которое описано в трех Евангелиях — от Матфея, от Марка и от Луки. Также о нем упоминается в послании святого апостола Петра, которое мы сегодня слышали за Божественной литургией. В этот же праздник, по обычаю, который Русская Православная Церковь унаследовала от Византии, освящаются в храме плоды. В Византии в этот день освящали виноград, а в наших северных землях освящают яблоки.

Обратите внимание, как появляются на свет плоды, будь то виноград или яблоки, или какие-либо иные, которые мы с благодарностью Богу вкушаем после того, как они созреют. В зимнее время вся жизнь природы замирает: на что бы мы ни посмотрели, — на яблоню или виноградники, — все выглядит одинаково: мы видим лишь сухие ветви, покрытые снегом. Но с наступлением весны в сухих ветвях начинает пробуждаться жизнь. И сначала они, если говорить о яблонях, дают почки, потом появляются прекрасные цветы, и в течение одной или двух недель мы наслаждаемся их красотой и благоуханием. Затем эти цветы опадают, а из завязи образуются маленькие плоды, которые растут, наливаются соком, краснеют и затем наступает момент, когда их можно сорвать и употребить в пищу.

За счет чего растут эти плоды? Прежде всего, за счет солнечной энергии, без которой не было бы жизни на земле. В космосе множество планет, на которых нет жизни (или, возможно, на какой-то планете есть молекулярная жизнь). На нашей же планете, — Господь так устроил, — есть и земля, и реки, и деревья, и растения, и животные, и люди. Мы все питаемся солнцем. Если бы солнце в какой-то момент погасло, — тотчас исчезла бы и жизнь на земле. Мы можем наблюдать, как растения, цветы тянутся к солнцу, как они складывают свои листья, когда солнце заходит, и как раскрывают бутоны навстречу солнцу. Мы можем видеть, как, например, подсолнух в течение светового дня поворачивается вслед за солнцем, желая не упустить ни одной частички солнечной энергии, а когда солнце заходит, он опускает голову и ждет следующего утра. Такова жизнь земного, материального мира.

Мы, люди, хотя и не связаны напрямую с солнцем, тоже радуемся его появлению и грустим, когда оно заходит. И если на небе тучи, и солнце не появляется много дней, это порой сказывается и на настроении людей, и на состоянии их здоровья, и даже на продолжительности жизни.

Господь Иисус Христос в Своих притчах и проповедях учит нас обращаться от реальностей земных к реальностям духовным. Ведь не случайно Иисуса Христа в творениях святых отцов и в богослужебных текстах сравнивают с солнцем. Святые отцы говорят, что как солнце в мире чувственном, так и Бог в мире духовном. Если бы не было Бога, не было бы жизни — ни растительной, ни молекулярной, ни той, которая есть у нас с вами. Вся жизнь, в каждой своей частице, зависит от Бога, она пронизана Его животворным и живоносным присутствием. И как солнце озаряет этот мир и дает ему жизнь, точно так же и Бог озаряет наш внутренний мир и дарует нам возможность полноценно жить на этой земле.

Наша жизнь, которая начинается здесь, на земле, продолжится в вечности, в Царствии Небесном. Именно к жизни вечной Господь Иисус Христос приобщал Своих учеников на протяжении всего Своего земного служения, — через чудеса, которые Он совершал, и поучения, в которых раскрывал смысл Царствия Небесного. При этом Христос нигде и никогда не давал определений Царствия. Он сравнивал Царствие Небесное с пшеницей, с неводом, наполненным рыбами, с закваской в тесте, со многими другими простыми предметами человеческого быта. И за этими предметами Он учил видеть присутствие Царствия Небесного. Так же, как и сейчас Он учит нас этому через все, что окружает нас, через повседневную реальность, в которой мы живем.Важно помнить: как жизнь материальная прекратилась бы на земле, если бы солнце погасло, точно так же и прервалась духовная, интеллектуальная жизнь всякого человека, если бы Бог каким-либо образом отнял от него Свое благоволение, Свою любовь и Свой Божественный свет. Но этого не может произойти, потому что для Бога все мы — Его создания. И Он любит всех, вне зависимости от того, как к Нему относятся. Верят ли в Него или не верят, любят или поносят, признают ли Его бытие или же отрицают — Господь все равно любит каждого. Точно так же, как, по словам Господа Иисуса Христа, дождь посылается и праведным, и неправедным, и солнце светит и правым, и виноватым.

Что же такое мысленное Солнце, которое озаряет наш духовный путь? Это Солнце — Сам Господь наш Иисус Христос, Который говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Но каким же светом мы можем светить, если сами по себе не имеем свойства светиться? Ответ один: мы можем светить только отраженным светом, подобному тому, как Луна озаряет ночную мглу, когда облака открывают ее. Она не имеет горящей поверхности и способна лишь отражать солнечный свет. Так же и мы можем сиять в этом мире, впитывая в себя свет мысленного Солнца — Господа Иисуса Христа, Его образ, Его поучения и заповеди. Стараясь жить по Его заповедям и творить добро, участвуя в богослужении и в Таинствах Церкви, мы можем передавать нашим ближним Божественный свет, который получаем через причащение Святых Христовых Таин.

Господь, по слову апостола, призвал нас в чудный Свой свет, чтобы мы возвещали Его совершенство перед окружающими. Чтобы не словами назидания или увещевания проповедовали им Бога, но своими делами и образом жизни свидетельствовали о том, что помимо света физического есть свет духовный; что мир материальный произошел благодаря Творцу и Им управляется, и что в мире духовном Бог царствует так же, как и в мире материальном, а Его воля беспрекословно совершается ангелами.

Здесь, на земле, люди далеко не всегда исполняют волю Господа. Иной раз они творят свою волю, а иной раз поддаются искушению дьявола. Бог дает свободу каждому человеку, при этом открывая ему путь к истинному свету. Только бы человек не затыкал уши свои и не закрывал глаза. Ибо, читая Евангелие, мы видим, как много было вокруг Господа Иисуса Христа свидетелей Его чудес и слушателей Его поучений. Но одни раскрывали свои сердца Его Божественному слову и изменяли свой образ жизни, приобщались к Небесному Царствию, которое Он им открывал, а другие, по словам Спасителя, видя не видели, и слыша не слышали, и не разумели того, что Бог открывает им.

В праздник Преображения Господня будем просить у Бога помощи, чтобы не только слышать Его слова, но и исполнять их. Чтобы Божественный свет, которым Он озаряет нас, передавался через нас и другим людям. Чтобы в Церковь приходили все новые и новые люди, приобщались к Царствию Небесному, которое есть Сам Господь Иисус Христос. Аминь».

Служба коммуникации ОВЦС

***

18 августа, в канун двунадесятого праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами, совершил всенощное бдение, а в самый день праздника, 19 августа, — Божественную литургию в храме Преображения Господня на Песках.

Его Высокопреосвященству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Святейшего Патриарха по г. Москве, благочинный храмов Центрального церковного округа (утро); протоиереи Александр Туриков, настоятель храма, Тимофей Гонтар, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах, Алексий Дубровский, клирик храма Воскресения Словущего на Арбате; иереи Георгий Михайлов, клирик храма, Павел Карев, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке; иеромонах Евфимий (Куликов), насельник монастыря Животворящего Креста Господня с. Погост Крест (Ивановская область) (вечер); протодиакон Валерий Щеглов, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках; диаконы Виталий Гасанов, клирик храма свв. Девяти мучеников Кизических, Геннадий Бочаров, клирик храма.

На запричастном проповедовал иерей Георгий Михайлов.

Пел хор храма под управлением регента Ангелины Туриковой.

По окончании крестного хода Высокопреосвященнейший владыка освятил виноград и плоды нового урожая; после чего было совершено славление празднику.

В своем слове настоятель храма протоиерей Александр Туриков приветствовал владыку митрополита и поздравил его с двунадесятым праздником; выразив сердечную благодарность за совершенные богослужения, настоятель храма преподнес первому викарию Святейшего Патриарха икону святых Царственных страстотерпцев.

Владыка Арсений благодарил отца Александра за теплые слова и приветствовал сослужащее духовенство и всех молящихся с престольным праздником, передав благословение от Святейшего Патриарха с пожеланием мира душевного и помощи Божией на жизненном пути.

По случаю 60-летия со дня рождения владыка митрополит передал отцу настоятелю святой крест на молитвенную память.

Центральное викариатство

***

19 августа в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре состоялся престольный праздник.

Всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе обители накануне праздничного дня возглавил наместник Новоспасского монастыря епископ Домодедовский Иоанн. Его Преосвященству сослужили насельники обители в священном сане.

За богослужением владыка наградил сотрудников монастыря, которые в этом году отмечают памятные даты. Архиерейских грамот было удостоено 11 человек.

По прочтении Евангелия молящихся помазали освященным елеем.

В сам день праздника епископ Домодедовский Иоанн совершил Божественную литургию в сослужении насельников Новоспасского монастыря в священном сане, а также благочинных церковных округов викариатств, управление которыми осуществляет архиерей.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Новоспасского монастыря под управлением регента С.Б. Попова.

По окончании Литургии братия, многочисленные прихожане и гости прошли крестным ходом.

В завершение торжеств на центральной площади монастыря епископ Иоанн зачитал молитву на освящение плодов нового урожая, после чего приношения прихожан были окроплены святой водой.

Затем наместник Новоспасского монастыря обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором от лица Святейшего Патриарха Кирилла, священноархимандрита древней Новоспасской обители, поздравил братию и прихожан с престольным праздником, пожелав, чтобы труды, которые каждый из них совершает по своему призванию, были благоуспешными.

Архиерей привел сравнение Успенского поста, на середину которого приходится праздник Преображения Господня, с быстротечностью человеческой жизни и призвал верующих задуматься, что мы можем сделать в этот краткий период и с чем мы приступим к великому празднику Успения Божией Матери и своему успению, когда наступит момент нашей встречи с Богом.

«Праздник Преображения — особый. Он стоит посередине Успенского поста и тем самым обозначает вершину того, к чему человек должен стремиться в жизни, — сказал епископ Иоанн. — Этот праздник также особо стоит и в течение богослужебного года. Если мы отдельно выделим пасхальный цикл праздников, то остальные двунадесятые праздники в году распределены так, что от Сретения Господня до Преображения проходит целых полгода. Это очень большой период, который показывает нам, что большое делание мы должны совершить в жизни, чтобы сподобиться действия Даров Духа Святаго, которые нам даны в таинстве Крещения».

Владыка напомнил слова, прозвучавшие в этот день за богослужением: «Посли свет Твой и истину Твою — та мя настависта». «Свет — это предваряющее действие благодати, которое должно помочь человеку освятиться, изгнать тьму из своего сердца и избавиться от злых навыков, худых дел. Но это не является целью и конечным нашим желаемым результатом, — пояснил архиерей. — Истина, которая должна наставить нас на путь не просто во временной жизни, а тот путь, который соединяет нас с Богом, – вот наша цель».

Епископ Иоанн отметил, что согласно учению святых отцов, видение Фаворского света — это удел тех немногих, которые совершенно очистились от всякого действа тьмы. Но все же и мы, по словам владыки, можем иметь некое вспомоществование от Бога, которое знаменует собой само слово «преображение».

«Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей обращает внимание, что слово "преображение" на сегодняшний день становится несколько разменным, когда мы говорим о каком-то изменении вообще. На самом деле, если происходит изменение, какое-то значительное совершенствование в жизни одного человека, группы людей или целого общества, движущегося вперед в развитии технологий, в познании культуры, — это еще не значит преображение, — отметил епископ Иоанн. — В истинном смысле слово "преображение", в корне которого мы видим "образ", означает, что образ Божий, дарованный каждому из нас, в конкретном человеке помогает ему очиститься от всего греховного и тем самым дает возможность человеку войти в меру подобия Божия».

Владыка отметил, что в этом смысле преображение также может произойти не только в жизни одного конкретного человека, но и в обществе в целом.

«Верим, что в наше время действием всесильной благодати Божией, трудами архипастырей и пастырей Церкви во главе с Его Святейшеством, многое изменяется в нашей стране. И хотим смиренно надеяться, что те изменения, которые происходят, это не просто совершенствование, не просто попытки наши что-то улучшить, а все-таки путь преображения нас самих и всего нашего российского общества», — заключил епископ Иоанн.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству

***

19 августа в храме Преображения Господня в Тушине отметили престольный праздник.

Накануне, 18 августа, перед всенощным бдением настоятель со штатным духовенством совершил заупокойную литию о всех потрудившихся в храме.

В день праздника позднюю Божественную литургию возглавил управляющий Северо-Западным викариатством епископ Бронницкий Парамон. Его Преосвященству сослужили: благочинный Успенского округа протоиерей Георгий Крылов, настоятель протоиерей Василий Воронцов, а также штатные клирики храма.

После сугубой ектении владыка совершил молитву о мире на Украине.

По запричастном стихе клирик храма иерей Михаил Климов произнес проповедь на тему праздника.

После окончания Литургии был совершен торжественный крестный ход и освящение плодов.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма Преображения Господня в Тушине под управлением Дмитрия Евдокимова.

По возглашении уставных многолетий настоятель храма протоиерей Василий Воронцов обратился к владыке Парамону с приветственным словом, в котором от лица клира, приходского совета и всех прихожан поблагодарил владыку за торжественное богослужение, пожелал ему помощи Божией и сил в его многогранном архипастырском служении. От прихода настоятель вручил владыке памятный подарок.

В ответном слове Преосвященный владыка передал духовенству и прихожанам храма благословение Предстоятеля Русской Церкви, поблагодарил духовенство и прихожан за соборную молитву, а затем произнес проповедь о значимости праздника Преображения Господня для каждого христианина, подчеркнув особую важность искреннего стремления быть со Христом, подчинить свою жизнь всеблагой воле Божией, чтобы через это сподобиться личного преображения и вечных благ в Царствии Небесном — в жизни будущего века.

Затем Преосвященный Парамон от лица Святейшего Патриарха вручил церковные награды. Указом Святейшего Патриарха Кирилла иерей Димитрий Евменов, клирик храма Преображения Господня в Тушине, был удостоен медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»; в благословение за чадородие и жертвенное материнское служение Наталья Геннадьевна Уланова (матушка клирика храма иерея Арсения Уланова) удостоена Патриаршего знака материнства II степени.

После службы во дворе храма всем желающим было предложено угощение с чаем. Штатным катехизатором Алексеем Волковым была организована раздача листовок, посвященных празднику Преображения Господня.

Северо-Западное викариатство

***

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Божественную литургию в день престольного праздника храма, 19 августа, возглавил епископ Гурий (Шалимов), настоятель Казанского храма в Коломенском.

Его Преосвященству сослужили настоятель храма Преображения Господня в Коммунарке иерей Иоанн Цьока и клирик храма иерей Сергий Бобров.

На богослужении присутствовали заместитель префекта Троицкого и Новомосковского округа И.П. Окунев и представители администрации поселения Сосенское.

Праздничное богослужение прошло в здании нового храма, в котором завершаются строительные и отделочные работы.

По завершении Литургии состоялся крестный ход, после которого была прочитана молитва на освящение плодов нового урожая.

В своем слове епископ Гурий поздравил собравшихся с праздником и отметил, что молодой приход наполнен радостными и счастливыми лицами всех возрастов. Архиерей пожелал приходской общине скорейшего завершения строительства нового храма, а отцу-настоятелю помощи Божией в служении на благо прихода и развития его жизни.

Иерей Иоанн, в свою очередь, поблагодарил епископа Гурия за праздничное богослужение, которое стало особой радостью для жителей Коммунарки, отметив также, что это в этот памятный день в новом храме состоялось первое архиерейское богослужение.

В завершение праздника все желающие разделили с духовенством общую праздничную трапезу на прихрамовой территории.

«Приходской советник»