Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

В праздник Собора Московских святых Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

 

 

 

5 сентября 2021 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы, праздник Собора Московских святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Святейший Владыка совершил молебен о сохранении творения Божия. Ежегодный день особой молитвы о Божием творении, который отмечается в первое воскресенье сентября, установлен решением Священного Синода от 13 июля 2015 года (журнал № 41).

Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил литию по митрополиту Никодиму (Ротову). Приснопоминаемый владыка отошел ко Господу 5 сентября 1978 года.

В завершение Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

***

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед молебном о сохранении творения Божия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня по решению Синода Русской Православной Церкви мы отмечаем особый день, связанный с молитвой Господу о сохранении всего Его творения. Современная человеческая цивилизация, даруя людям возможности очень значительного комфорта, во многом облегчая физические трудности и проблемы, вооружая человека знаниями, расплачивается за этот так называемый прогресс тем, что истощаются ресурсы земли, а в связи с бурным развитием промышленности загрязняется окружающая среда. Все это наносит очень большой ущерб Божиему творению, и лучшие умы, обращая внимание на опасное развитие человеческой цивилизации, предупреждают о возможных грозных кризисах, которые могут последовать в результате нарушения Богом установленного баланса между человеком и окружающей средой. Вот и нынешний год явился грозным и наглядным тому свидетельством. Страшные наводнения, ураганы, пожары — все это связано именно с нарушением того достаточно хрупкого, еще раз скажу, Богом установленного баланса между человеческой деятельностью и окружающей средой.

Сегодня, наверное, только уж очень далекие от всяких забот люди не задумываются о том, как опасно такое развитие человеческой цивилизации. Для того чтобы остановить разрушение среды, для того чтобы сохранить Божий мир, который Господь вручил человеку, необходимы очень большие усилия. И еще раз хочу сказать: лучшие умы сегодня понимают, что эти усилия необходимы, но забота об окружающей среде требует ограничения человеческого потребления, то есть потребления всего того, что производит окружающая среда. А мы знаем, что современная цивилизация определяет уровень своего развития и благополучия именно по уровню потребления: чем больше человек потребляет, тем, стало быть, счастливее и благополучнее жизнь. Однако чем больше мы потребляем, тем больше разрушаем Божий мир, и как же тут обойтись без Божией помощи? Ведь человек, борясь с грехом, преодолевает самого себя, а грех разрушения окружающего мира также требует, чтобы человек ограничивал свою жадность, стремление иметь больше и потреблять больше. А какими простыми словами можно убедить человека в том, чтобы он отказался покупать больше, жить лучше, комфортнее? Нет таких слов. И потому, для того чтобы остановить опасное развитие человеческого общества и всей человеческой цивилизации, несомненно, требуется помощь свыше. Вот почему и установлен Священным Синодом нашей Церкви молебный чин о сохранении Божиего творения.

Помолимся, мои дорогие братья и сестры, о том, чтобы Господь всем нам дал силы контролировать свои потребности, чтобы всему человеческому обществу была дана возможность разумно потреблять то, что дает Божий мир, чтобы не погубить мир и самих себя. Помолимся о даровании всем нам сил, могущих ограничить человеческий эгоизм, а вместе с ним и все те тяжелые последствия, которые реализация человеческого эгоизма налагает на окружающий нас мир, на Божие творение. Аминь.

***

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в 43-ю годовщину кончины митрополита Никодима (Ротова)

Сегодня 43 года со дня кончины приснопамятного Преосвященного Никодима, бывшего митрополита Ленинградского и Новгородского, человека, который оказал очень большое положительное влияние на развитие церковной жизни во второй половине XX века.

Я имел возможность быть близким к владыке, являлся его иподиаконом, потом секретарем, потом викарным епископом, работал с ним бок о бок и видел, с каким усердием он нес тяжелейший подвиг архиерейского служения в то непростое время, связанное с притеснениями Церкви со стороны государства.

Владыка никогда не склонялся пред сильными мира сего, что было довольно странным для церковного общежития в то время. Многие священнослужители прошли через репрессии и были напуганы тем, что им пришлось пережить, а потому нередко склоняли свои главы пред светской властью, даже когда власть требовала сказать или сделать то, что расходилось с их убеждениями.

Владыка Никодим, наверное, был первым среди священнослужителей Русской Церкви, который говорил властям «нет». Местных представителей власти это шокировало, но владыка обладал огромными способностями, какой-то фантастической памятью, убедительностью слова, а потому оказывал очень сильное воздействие на весь христианский мир, ибо принимал активное участие во внешней деятельности нашей Церкви. В этом смысле он был полезен для властей, ведь Советский Союз упрекали в отсутствии свободы вероисповедания, а появление такого яркого и сильного человека на международной арене создавало определенные симпатии и к Русской Церкви, и к стране. Благодаря этому владыку не трогали, хотя его деятельность, несомненно, расходилась с установками властей на ограничение, а потом и на последующую ликвидацию церковной жизни в Советском Союзе.

Владыка действительно обладал очень большими способностями, фантастической памятью. Он помнил все святцы, никогда их не заучивая, и любил нас, близких людей, иногда вовлекать в такую викторину. Он говорил: «Назовите мне число, а я вам скажу, какие святые почитаются в этот день». Можете себе представить? И вот мы называли число такое-то, а он, немного подумав, говорил весь список святых этого дня. Вот такая невероятная память, огромная одаренность, и все это он посвятил служению Церкви. Он привел к архиерейскому служению меня, недостойного, и новое поколение епископата, которое и сегодня совершает свое служение. Это произошло в то время, когда епископат старшего поколения уже сходил с исторической сцены, люди преставлялись ко Господу в силу возраста, а власть не разрешала рукополагать новых епископов. Церковь могла быть обезглавлена, ведь там, где епископ, — там Церковь, и если бы исчез епископат, то, конечно, исчезла бы Церковь или, по крайней мере, церковная жизнь деградировала бы настолько, что была бы потеряна всякая возможность влиять на умы и сердца современников. Но владыка Никодим создал новое поколение епископата. Некоторые из рукоположенных им владык и сегодня трудятся, в том числе на высоких церковных постах, кто-то ушел на покой, кто-то преставился ко Господу. И потому, вспоминая владыку митрополита Никодима, я как человек лично близкий ему всякий раз преисполняюсь величайшей благодарностью к жизненному подвигу, который он совершил.

А для того, чтобы всем людям было понятно, что его служение было подвижническим, достаточно сказать, что он умер в расцвете сил, будучи еще молодым человеком. Приспособленцы, потребители благ берегут себя и никогда не подвергают свою жизнь опасности, а владыка Никодим не считался ни со здоровьем, ни с силами. Молодым, в расцвете сил ушел он ко Господу, но оставил яркий по себе след. Помолимся о упокоении его души.

***

Патриаршая проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение (Мф. 18:23-35) заставляет нас о многом подумать, в том числе в связи с днем, который мы сегодня отмечаем как День защиты природы, а потому молимся в храмах Божиих о сохранении творения, о сохранении Богом зданного мира. Ну, а евангельская притча — о человеческой жадности, о том, как некто задолжал господину своему десять тысяч талантов. Для того чтобы понять, что это за сумма, можно сказать следующее: один талант — примерно 24 килограмма серебра, то есть десять тысяч талантов — это огромное количество большегрузных грузовиков. И вот задолжал этот человек господину такое огромное количество серебра и не смог его отдать. А по законам того времени, если долг не отдается, то забирается все имение, забираются в рабство и жены, и дети, и все родственники, а человека бросают в долговую тюрьму, пока он не отдаст весь долг. Но поскольку долг, о котором говорится в сегодняшнем чтении, был так велик, то это означало для должника пожизненное заключение. Он терял все — жену, детей и свою собственную жизнь, а потому взмолился пред господином, и тот простил его. Но когда должник вышел на улицу, он встретился с кем-то, кто задолжал ему ничтожную сумму, и стал требовать, чтобы долг был возвращен, принуждая того силой и угрожая потерей имущества и семьи. И некто, увидев эту страшную сцену, пошел к господину, которому жадный человек задолжал десять тысяч талантов, и рассказал ему обо всем, и жестоко наказал скверного раба тот богатый господин.

Вот эта притча о жадности, и нужно иметь в виду, что жадность не является производной от богатства. Очень часто, по греховности своей, люди, обладающие большими материальными средствами, становятся жадными, но это не обязательно. Вот и евангельская притча свидетельствует о том, что можно быть богатым и добрым, бедным и жадным. Но чаще бывает так, что богатый человек жаден, потому что он всеми силами охраняет накопленное богатство и нередко не желает делиться им с другими. А ведь чем больше человек имеет, тем больше у него обязательств пред Богом разумно распределить и распорядиться своими средствами.

Это должны помнить все, особенно богатые люди, — чем больше вы получили из рук Божиих или по попущению Божиему, тем больше нужно отдавать другим, и только доброта, только способность разделять свои ресурсы с другими будут обеспечивать вам оправдание в глазах Божиих. Но, конечно, не только богатые иди сверхбогатые должны особенно внимательно отнестись к сегодняшнему евангельскому чтению, но и каждый из нас. Каждый может попасть в ситуацию, когда ему кто-то что-то должен, и если должник не имеет возможности быстро отдать свой долг, то перед тем как силой или какими-то иными способами принуждать его к расплате, нужно вспомнить об этой спасительной притче. Господь, даруя нам определенные материальные возможности, требует от каждого из нас способности разделять эти возможности с другими людьми и таким образом избегать осуждения.

Да поможет нам Господь — и богатым, и бедным, потому что жадность посещает и одних, и других, — всячески избегать этого коварного, опасного и душегубительного чувства. Да поможет нам благоразумно распоряжаться теми плодами, которые по воле Божией у каждого из нас имеются в большей или меньшей мере, и тогда в ответ на нашу способность разделять свои собственные ресурсы с другими Господь дарует нам и благополучие в жизни земной, и спасение в жизни вечной.

Наученные этой замечательной притчей, в тот момент, когда мы окажемся в ситуации, требующей от нас оказания помощи другому человеку, давайте вспомним об этих Божественных словах и в меру своих сил — Господь не требует от нас сверхусилий — поможем тому, кто нуждается в нашей помощи. И тогда благословение Божие будет пребывать с нами — и с богатыми, и с бедными, и с людьми среднего достатка, — потому что не от количества денег зависит счастье человека, а от состояния его души. А радость, мир и все то, что мы называем человеческим счастьем, источником своим имеют не материальное состояние, а благодать Божию. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси