8 января 2019 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Зосимы (Балина) во епископа Азовского, викария Омской епархии.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Омский и Таврический Владимир; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси; митрополит Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Воскресенский Дионисий; епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий; епископ Калачинский и Муромцевский Петр; епископ Тарский и Тюкалинский Савватий; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря; протоиерей Василий Вивчар, ключарь Успенского кафедрального собора и настоятель Николо-Игнатьевского храма г. Омска, благочинный Центрального благочиния г. Омска; иеромонах Мисаил (Сарафанов), помощник управляющего делами Московской Патриархии; благочинные г. Москвы; духовенство Московской и ряда других епархий Русской Православной Церкви.
В храме присутствовал председатель Московской федерации профсоюзов М.И. Антонцев.
Среди молившихся были учащиеся Санкт-Петербургской духовной академии из Республики Филиппины Кирилл Беналон и Лев Гондаяо.
Богослужебные песнопения исполнили хор Данилова монастыря (регент Г.Л. Сафонов) и хор молодежного движения «Православные добровольцы» под управлением Анны Голик.
Были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви огласил митрополит Сингапурский и Юго-восточно-азиатский Сергий, глава Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз».
По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Азовского Зосиму на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Зосима!
В сей знаменательный день и час поздравляю тебя с принятием благодати Святого Духа и приветствую древним литургическим возгласом «Христос посреде нас». Он посреди нас, ибо неложно Его обещание пребывать в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Он посреди нас, ибо неизменно Его обетование: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Он с нами, ибо всякий раз, когда мы собираемся вкупе для участия в Таинстве Евхаристии, Он нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг со другом во единаго Духа Святаго причастие (последование Литургии Василия Великого).
Сегодня по молитвам Церкви через возложение архиерейских рук во время совершения епископской хиротонии на тебя снизошла Божественная благодать, ты стал преемником апостолов и продолжателем их дела. Это значит, что отныне ты призываешься к новым трудам на ниве церковной. Прежде чем приступить к исполнению возложенного на тебя послушания, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову Патриарха и принять архиерейский жезл — видимый символ дарованной власти и сопряженной с ней огромной ответственности.
Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что тебя ждут нелегкие труды и немалые заботы о развитии церковной жизни в Омской епархии, куда в соответствии с решением Священного Синода направляешься ты в качестве викарного архиерея. По завету святого апостола Павла «проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), дабы твое свидетельство о евангельской Истине, обращенное к нашим современникам, было и ясным, и убедительным. А чтобы труды твои были плодотворны, ты сам по слову того же апостола должен являться «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Так поступая, ты сможешь привлечь в Церковь и ближних, и дальних, а значит, поможешь им идти спасительным путем веры Христовой.
В течение немалого времени ты исполнял различные церковные послушания: совершал миссионерское служение в Южно-Сахалинской епархии, там же руководил молодежным отделом и братством святителя Иннокентия Московского, затем был игуменом Свято-Никольского монастыря и благочинным монастырей Омской епархии, преподавал в Омской духовной семинарии. Предстоящее тебе архипастырское служение потребует от тебя еще большего напряжения духовных и телесных сил, жертвенной самоотдачи. Но тот жизненный путь, который ты уже прошел, несомненно обогатил тебя опытом и мудростью. Поэтому вспоминай о своих успехах и о своих неудачах, о том, через что тебе довелось пройти, — таким образом, чтобы архиерейское твое служение, впитав опыт жизни, принесло надлежащий плод. Надеюсь, что ты, со тщанием трудясь под водительством многоопытного митрополита Омского и Таврического Владимира, будешь вносить существенный вклад в общее дело утверждения Православия на родной для тебя Омской земле.
К сожалению, сегодня многие люди разобщены по самым различным признакам: социальным, имущественным, национальным, партийным. Но есть на земле место, объединяющее всех, место, где разрушаются любые средостения, где преодолеваются вражда и разногласия. Это место — Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15), и мы, православные, имеем счастье пребывать в ней. Именно она по природе своей является общим спасительным домом для всех — для богатых и бедных, для талантливых и обладающих скромными способностями, для ученых и простецов, для руководителей и подчиненных, для успешных и мало чего достигших в жизни. Здесь каждый человек может почувствовать себя родным и любимым, своим, а не чужим Богу (Еф. 2:19).
Помогай заблудшим вернуться в этот Отчий дом, поддерживай духовно слабых, питай алчущих и жаждущих правды, вразумляй сомневающихся, ободряй унывающих. Старайся видеть и ценить образ Божий в каждом человеке, даже если он обременен многими грехами и не преуспел в стяжании христианских добродетелей. Будь чутким наставником и заботливым врачом для всякого страждущего и нуждающегося в помощи, дабы пришедший в духовную врачебницу не ушел из нее неисцеленным (молитва Таинства покаяния) и не был потерян для Царства Небесного.
Особое внимание уделяй молодым людям и подросткам. Сегодня многие из них нравственно дезориентированы: находясь под ежедневным воздействием средств массовой информации, они теряют способность критически оценивать стереотипы поведения, навязываемые рекламой и социальными сетями. Образ их жизни порой далек от христианских норм и высоких евангельских идеалов. Но именно поэтому к подрастающему поколению должно быть обращено твое особое слово, способное зажечь их сердца огнем Божественной любви. Общаясь с молодыми людьми, не пытайся произвести впечатление знанием их специфической лексики и субкультуры, но, оставаясь самим собой и проявляя живой интерес к их жизни, без высокомерия и скучных нравоучений обсуждай с ними волнующие проблемы, поддерживай добрые инициативы, предлагай проекты общих дел. Пройдет время, и ты увидишь, как горят их глаза, с каким энтузиазмом они участвуют в приходских и общеепархиальных делах, как хотят быть полезными Церкви и обществу.
И еще нечто важное я хотел бы сказать тебе сегодня. Как епископ ты должен заботиться о том, чтобы каждый человек имел возможность найти свое место в Церкви и служить другим тем даром, который получил, как добрый домостроитель многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4:10). В то же время тебе надлежит следить за тем, чтобы разномыслия не угашали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь», — этот известный принцип, сформулированный святыми отцами, должен оставаться основополагающим в устроении и развитии церковной жизни.
А теперь прими сей жезл и от полноты ниспосланных тебе даров Святого Духа преподай благословение народу, вместе с нами в этом древнем Успенском соборе Московского Кремля молитвенно участвовавшему в твоей архиерейской хиротонии. И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с тобою до скончания твоих дней. Аминь».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Затем было совершено славление празднику Рождества Христова.
Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую и поздравляю во второй день Рождества Господа и Спасителя нашего с великим праздником явления Бога во плоти роду человеческому.
Второй день Рождества посвящен Богоматери и людям, близким Спасителю по плоти, — Его семье. Мы называем этот праздник Собором Пресвятой Богородицы и чествуем семью Спасителя, Его близких родственников, тех, кто в первую очередь сопровождал Его в жизни, начиная с детства и до самой кончины. А поскольку мы вспоминаем семью Господа и Спасителя, Его Пречистую Матерь, Его ближайших родственников, то естественно в этот день подумать и о значении семьи. Вот почему второй день праздника Рождества посвящается семье, и мы молимся сегодня об укреплении тех людей, которые живут семейной жизнью.
Семья — это школа благочестия, школа мудрости, школа жизни. Общаться с людьми, даже с близкими по плоти, постоянно, нередко в достаточно ограниченном пространстве современных квартир, — дело очень непростое. В семье оттачиваются все наши добродетели и одновременно обнажаются все наши слабости. И если в публичном пространстве мы обычно удерживаемся от гнева, от осуждения, опасаясь навлечь на себя гнев людей незнакомых или малознакомых, то в общении с близкими мы себя почти не сдерживаем, мы такие, какие мы есть. Поэтому семейная жизнь нередко омрачается скорбями — и гневом, и невоздержанностью, и многими другими проявлениями нашей слабой человеческой природы. Но одновременно именно в семье появляется возможность преодолевать свои слабости, свои греховные наклонности, все то, что часто мешает человеку устроять общение с ближними своими.
Семья, освященная благословенным браком, является таинством, потому что благодать Божия соединяет людей. Благодать несомненно помогает в преодолении кризисных семейных ситуаций, позволяя человеку удержаться от неправильных слов и особенно от неправильных поступков. Но благодать Божия не действует с непреодолимой силой. Если мы уж очень хотим конфликтовать, очень хотим разрушать ткань близких человеческих отношений, то Господь отступает, благодать Божия покидает нас, и мы действуем по своим страстям и греховным склонностям, часто нанося большой урон нашим ближним, принося им скорбь.
Сегодня, в этот день, нужно особенно помолиться о том, чтобы Господь давал каждому семейному человеку силы удерживать себя от неправильных, обидных, а порой и злых слов, тем более удерживать себя от злых поступков, настраивать себя на служение ближним, а не на получение от них чего-то, что услаждало бы самого себя. Христианская семья — это школа благочестия, школа мудрости, это дверь в спасение. Потому что если все в семье хорошо и правильно, если человек научил себя общению с ближними, значит, он преодолел в самом себе эгоизм, склонность игнорировать интересы и желания других людей и многое другое, что разрушает человеческие отношения.
Пусть Господь поможет всем тем, кто находится в семейных отношениях, сохранять эти замечательные семейные узы. Пусть Господь поможет родителям быть более внимательными и терпеливыми к детям. Пусть Господь благословит детей осознать, как важны родительские советы и как важно опираться на мудрость людей, имеющих жизненный опыт. Пусть Господь удержит от греховных мыслей и от греховных поступков, которые разрушают ткань семейных отношений, приводят к разводам, к одиночеству, к детям-сиротам при живых родителях.
Будем молиться об укреплении семейных уз, об укреплении института семьи в нашем народе, в нашем обществе, памятуя о том, что примером семьи была семья Самого Господа и Спасителя во главе с Его Пречистой Матерью. Ее молитвами да хранит Господь семейные узы и да дает силы всем тем, кто живет в законном браке, преодолевая естественные трудности и ограничения, стремиться служить друг другу и сохранять узы любви. Пусть благословение Божие пребывает над нашими семьями. Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси