Молодежное служение (новости), Молодежное служение (фото), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В праздник Сретения Господня Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Владимира (Бирюкова) во епископа Каинского

 

15 февраля 2024 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

В этот праздник традиционно отмечается День православной молодежи, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице организован общемосковский православный молодежный форум.

По прибытии в Храм Христа Спасителя Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился иконе Святой Троицы, написанной преподобным Андреем Рублевым, и честным мощам святителя Филарета, митрополита Московского.

За богослужением была совершена хиротония архимандрита Владимира (Бирюкова) во епископа Каинского и Барабинского (Каинская епархия, правящим архиереем которой стал рукоположенный иерарх, входит в состав Новосибирской митрополии).

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Новосибирский и Бердский Никодим; епископ Карасукский и Ордынский Филипп; епископ Нижнетагильский и Невьянский Феодосий; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Кирилл Сладков, председатель отдела по делам молодежи Московской (городской) епархии; протоиерей Димитрий Бабкин, секретарь Каинской епархии; священнослужители, ответственные в викариатствах Москвы за молодежную работу; столичное духовенство.

Богослужебные песнопения исполнили добровольческий молодежный хор отдела по делам молодежи Московской (городской) епархии под управлением Дины Канищевой и добровольческий молодежный хор Восточного викариатства под управлением Екатерины Резниковой.

За богослужением молились участники II Общемосковского православного молодежного форума.

На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция праздничного Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес священник Иоанн Янушек, и.о. настоятеля храма равноапостольной Ольги в Останкине, ответственный за молодежную работу в Юго-Восточном викариатстве.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Каинского и Барабинского Владимира на служение:

«Преосвященный епископ Владимир!

Днесь за Божественной литургией, возложением рук архипастырей Церкви Христовой и по молитвам верующих, на тебя снизошел Дух Утешитель, сопричислив тебя преемникам апостолов, бывших „очевидцами и служителями Слова“ (Лк. 1:2).

Послушание, к которому призвал тебя Господь, настолько трудно и ответственно, что никакими ограниченными человеческими силами невозможно его понести. Но благодать, ниспосланная тебе ныне в епископской хиротонии, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, будет укреплять тебя в предстоящем непростом делании.

В соответствии с древней церковной традицией выслушай со вниманием Первосвятительское слово назидания, дабы не преткнуться тебе на полном опасностей и трудностей архипастырском пути.

Вслед за апостолом Павлом, писавшим своему верному ученику Тимофею, обращаю и я к тебе настоятельный призыв: не неради о пребывающем в тебе даровании (1 Тим. 4:14), но возгревай сей дар Божий, который в тебе (2 Тим. 1:6), ибо, как предупреждает святитель Иоанн Златоуст, получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет (Толкование на Мф. 18:21). Чем выше поднимаемся в церковном служении, тем более строгий будет с нас отчет, и не только после смерти, но и при нашей жизни. Очень многие говорят: что же такое, стараюсь-стараюсь, а как-то ко мне не очень хорошо относятся и духовенство, и верующие. Чаще всего в таких случаях говорящий возлагает всю вину на тех и на других, однако забывает возложить ответственность на самого себя. Но для того чтобы быть успешным пастырем своей паствы, нужно в первую очередь научиться видеть свои прегрешения.

В словах Златоуста звучит тема личной ответственности архипастыря и сугубой требовательности в первую очередь к самому себе. Сей важный принцип духовной жизни: строгости к себе и великодушия, терпеливости по отношению к другим — должен лежать в основе твоих епископских деяний. Еще раз повторю, и запомнить надо эти слова: строгость к себе и великодушие и терпение к другим. Святитель Феофан Затворник и вовсе замечает, что если архиерей истинно строг по Богу, то не может не быть вместе с тем и благим (Письмо 997). Строгость к себе порождает любовь к другим, это взаимозависимые величины и взаимозависимые силы. Действительно, если мы стараемся следовать за Христом и жить по Его заповедям, то должны иметь внимательное и доброе отношение к окружающим — очевидная истина!

Почти четверть века ты с усердием нес пастырские труды в Новосибирской митрополии: строил храмы в Бердске, был настоятелем и благочинным, занимался воспитанием молодежи, прилагал усилия для просвещения взрослых и детей Евангельским светом, навещал больных и обездоленных. Накопленный опыт, понимание местных особенностей и знание проблем изнутри, несомненно, поможет тебе и в предстоящих архипастырских трудах.

Старайся быть в единомыслии с Преосвященным митрополитом Никодимом, который сегодня участвовал в твоей архиерейской хиротонии и с которым тебе предстоит немало потрудиться на Новосибирской земле к вящей славе Божией.

Перед тобой открывается широкое поле для деятельности: тебе надлежит заботиться и о созидании крепких христианских общин, и о многом другом. Милостью Божией многое уже удалось сделать твоим предшественникам на этом поприще, однако необходимо еще немало потрудиться для созидания новых и возрождения порушенных в прошлом святынь, а наипаче для приобщения людей ко Христу.

Не оставляй без заботы и подрастающее поколение, ведь в современном мире, наполненном множеством соблазнов и искушений, молодым людям совсем непросто найти правильные духовно-нравственные ориентиры и следовать им. Если мы сможем привить юношеству любовь к Отечеству и духовным традициям русского народа, воспитать в нем стремление устроять свою жизнь в соответствии с евангельскими идеалами и ценностями, то наша страна, несмотря на нападки всех враждебных сил, будет процветать и развиваться дальше и, больше скажу, становиться еще более непобедимой.

Не менее важной обязанностью архиерея является духовное просвещение народа Божия. Поверь моему опыту, большое значение в этом деле имеет ревность в совершении богослужений и активные проповеднические труды — старайся в этом быть примером для своих клириков. Ведь если архипастырь не благовествует или благовествует скучно, непонятно, неубедительно, то почему же другие должны стараться? Поэтому архипастырь в ответе не только за себя, но и за весь свой клир — за то, как они служат, как они молятся и как они проповедуют. И не только в этом епископ должен быть примером, но и во всем многообразии церковных послушаний, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). Помни предостережение апостола Павла: епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1:7-9). Нельзя обличать противящихся, если сам слаб и уязвим, потому что противящийся тотчас осудит тебя самого. Вот такова зависимость, очень тесная, того, как мы живем, что мы делаем, как мы говорим, и нашей способности убеждать других и наставлять их ко благу.

Проповедуя же слово и увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2), помни, что цель увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). А как стяжать любовь, если не через дела любви? В самом деле, нельзя же просто говорить „люблю“; это медь звенящая, кимвал бряцающий (см. 1 Кор. 13:1). Любовь познается в делах. Это хорошо знают люди, которые живут в браке: если он или она говорит, что любит, а ничего не делает, то любовь очень быстро улетучивается. Любовь всегда выражается в делах. Конечно, это полезно помнить не только архипастырям, но и пастырям, да и всем нашим благочестивым мирянам. А как стяжать любовь, если не через дела любви? Поэтому особое внимание уделяй развитию того, что мы теперь называем социальным служением, а на самом деле — доброделания; сам посещай больницы, тюрьмы, интернаты и дома милосердия, помогай нуждающимся, ободряй скорбящих, находи слова поддержки и сочувствия.

Совершая высокое и очень ответственное архипастырское делание, среди многих административных попечений находи время — обязательно находи время! — для личной молитвы, потому что, по выражению святителя Григория Паламы, совершающие ее сподобляются величайших Божественных заступлений, которые дают им силу удобно все поднимать и переносить (О молитве и чистоте сердца).

Итак, прими жезл сей как видимое свидетельство епископской власти и ответственности за врученный тебе жребий „пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею“ (Деян. 20:28), и от полноты дарований, полученных ныне через рукоположение, преподай архипастырское благословение народу Божию. Аминь».

Его Святейшество вручил епископу Владимиру архиерейский жезл. По традиции новорукополженный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем было совершено славление празднику Сретения Господня.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сей лежит на восстание и на падение многих и в предмет пререканий (см. Лк. 2:34) — вот какие слова сопровождали принесение Господа в Иерусалимский храм. Конечно, это не были слова радостного приветствия или неописуемого счастья от того, что Богомладенец был отдан в руки старца Симеона, что Он вошел вместе со Своей Матерью, Пресвятой Девой, под своды храма. Не было никакого ликования, а было это страшное пророчество: сей будет в пререкание многих, для одних — падением, для других — восстанием.

Но ведь именно так все и произошло. Разве Спаситель, когда вышел на проповедь, был всеми принят с радостью? Он был принят меньшинством — вначале Двенадцатью, затем число апостолов увеличилось, позднее первой иерусалимской общиной. За Ним шли тысячи людей, но не потому, что верили, что Он — Сын Божий, а потому, что ожидали чудес. А сколько было пререканий, сколько клеветы, что, наконец, и привело Спасителя на Голгофу!

Слова, которые мы сегодня слышали, могут каждым из нас восприниматься и с точки зрения собственного жизненного опыта. Иногда нам кажется, что мы все делаем правильно, — так часто бывает в семейной жизни. Когда супруги считают, что делают вполне достаточно для того, чтобы благополучной была семейная жизнь, в том числе в материальном плане, когда они стараются избегать конфликтов, — им кажется, будто все в порядке, что этого достаточно. Ну а потом, как нередко бывает, вдруг возникают конфликты, которые разрушают семью. Появляется отчуждение детей от родителей, родителей от детей. И все эти скорби не на ровном месте возникают — они произрастают от чего-то такого, что мы сами не замечаем, но порождаем своими словами, своими делами, своим отношением друг к другу.

Слова Божии, которые мы сегодня слышали, заставляют нас о многом задуматься, проанализировать свой образ жизни, свое поведение сквозь призму наших убеждений. Ведь все мы верующие, православные люди, — а если мы становимся источником пререканий? Ведь нередко так и случается в наших общинах, когда мы пытаемся доказать друг другу, кто более правильный, кто более благочестивый, кто лучше церковный устав знает, кто лучше поет и так далее.

Вот для того чтобы мы действительно прониклись духом Христовым, для того чтобы мы изжили из своей жизни всякое пререкание, необходимо в первую очередь осознать нашу ответственность пред Господом, которую мы получаем, сопричисляя себя Его Церкви. Вхождение в Церковь через Крещение, Миропомазание, Причащение Святых Христовых Таин не есть лишь некий видимый знак того, что мы стали членами Церкви. Это в первую очередь мистическое, невидимое, но реальное действие благодати Божией, которая вводит нас в Церковь Христову, Тело Спасителя, и вместе с этим вхождением налагает на нас и права, и обязательства.

Мы имеем право причащаться Святых Христовых Таин. Мы имеем право воспринимать Таинства, которые укрепляют нас духовно. Но у нас есть и обязанности, одной из которых является доброделание. Это не что-то такое, что можно делать, а можно и не делать, — этого требует от нас само наше присутствие в Церкви не в качестве наблюдателей, а в качестве членов. Что же мы получим в ответ на эти добрые дела? В ответ на нашу деятельную любовь к ближним, в ответ на наше деятельное присутствие в Церкви мы получаем дар Святого Духа. А ведь только Святой Дух, только благодать способны перечеркнуть в книге нашей жизни наши грехи. Это очень важно: когда мы придем на Страшный Суд пред Господом, эта книга жизни предстанет пред нашим взором, и мы увидим и все хорошее, и все плохое, что совершили в течение жизни. Но если бы совершенный грех никак не исчезал, никак не «обнулялся», как теперь говорят, тогда вообще была бы катастрофа. Грех нарастал бы, как снежная лавина. И как лавина уничтожает все на своем пути, так и грех уничтожил бы все в человеческой жизни. Но мы можем обнулить наши грехи искренним покаянием и совершением добрых дел. Поэтому доброделание — это не какая-то тягость, не какая-то повинность, а это то, что делает нас счастливыми. В ответ на добрые дела к нам прикасается Божия благодать, и, самое главное, обнуляются наши с вами грехи.

Вот если бы каждый христианин не только связывал свою церковность с посещением храма, но и осознавал, сколь важно совершать добрые дела, как важно помогать людям, особенно тем, кто находится в трудных обстоятельствах! А таких сейчас очень много. Как много сегодня людей, уязвленных тяжелейшим конфликтом на Донбассе, — не только морально, и физически уязвленных! И здесь, в Москве, лежат раненые воины, еще вчера здоровые молодые люди, полные надежд на будущее, а сегодня — положившие здравие свое за Родину свою, за народ свой. Как они нуждаются в нашей помощи и поддержке! Да и помимо этого — как много вокруг нас людей, которым очень нужна наша помощь, наша забота! Та самая забота, которая и вырастает в добрые дела, споспешествующие нашему спасению.

И да поможет нам Господь именно так, а не иначе проводить свое христианское житие. Радуюсь тому, что все мы вместе в Церкви. Радуюсь тому, что благодать Божия с нами, что Господь слышит наши молитвы. Радуюсь тому, что мы создаем живую христианскую общину, способную очень многое сделать для того, чтобы мир стал другим — лучше, чем он сегодня.

Радуясь всему этому и благодаря Господа за свое присутствие в Церкви, за свое участие в Таинствах, за свою возможность предстоять Ему, будем в ответ на все это не забывать и о нашей ответственности. Той самой ответственности, о которой я уже сегодня сказал. Вера без дел мертва есть (Иак. 2:20), и для того чтобы жива была вера, а с верой — и надежда на спасение, как важно творить добрые дела и ближним, и дальним, помогая им в этой жизни и помогая себе обрести главное — рай небесный, ту самую вечную жизнь. Но чтобы эта захватывающая перспектива вечной жизни стала нашим ориентиром, мы должны сделать здесь так мало, по сравнению с вечностью и всем тем, что вечность нам открывает, — протянуть руку помощи другому человеку, не забывать о скорбях других людей и служить им по заповеди Божией. Аминь».

В завершение Святейший Владыка напутствовал молодежь: «Хотел бы сердечно поздравить и поблагодарить наших волонтеров, нашу московскую молодежь — и за ваше сегодняшнее пение, и, главное, за труды, которые вы несете. Сейчас уже трудно, да и просто невозможно представить церковную жизнь Москвы без вас. Как без священников невозможно ее представить, так и без молодежи, без наших добровольцев, потому что все мы вместе и есть Церковь Божия, все мы вместе служим Господу. Благодарю вас за добрые дела, которые вы совершаете; уверен, что Господь не оставит всех вас на вашем жизненном пути. Милость Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа да пребывает над всеми нами. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси