Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В праздник Входа Господня в Иерусалим Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя и возглавил хиротонию архимандрита Варфоломея (Денисова) во епископа Балаковского и Николаевского

 

17 апреля 2022 года, в Неделю 6-ю, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За богослужением была совершена хиротония архимандрита Варфоломея (Денисова) во епископа Балаковского и Николаевского (Саратовская митрополия).

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Саратовский и Вольский Игнатий; епископ Балашовский и Ртищевский Тарасий; епископ Покровский и Новоузенский Пахомий; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Шахтинский и Миллеровский Симон; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Амвросий (Волков), благочинный Балаковского округа Балаковской епархии; протоиерей Сергий Штурбабин, ректор Саратовской духовной семинарии; клирики Саратовской митрополии; московское духовенство.

Праздничное Патриаршее богослужение посетили: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ Б.А. Чернышов; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель правительства Саратовской области Р.В. Бусаргин; глава администрации Балаковского муниципального района С.Е. Грачев; старший вице-президент, финансовый директор ПАО «ГМК "Норильский никель"» С.Г. Малышев; советник президента ПАО «ГМК "Норильский никель"», руководитель проектов ПАО «ГМК "Норильский никель"» С.В. Хавронюк; декан философского факультета Саратовского государственного университета М.О. Орлов; член президиума Российской академии художеств, член Центрального совета Российского военно-исторического общества, член Патриаршего совета по культуре народный художник РФ В.И. Нестеренко.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз», «Спас» и на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд перечисленных ниже клириков Московской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархической награды — права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни»:

  • архимандрит Алексий (Вылажанин), благочинный Петропавловского округа, настоятель храма апостолов Петра и Павла в Лефортове;
  • архимандрит Дамаскин (Орловский), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе;
  • протоиерей Сергий Куликов, благочинный Знаменского округа, настоятель храма бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском;
  • протоиерей Алексий Воробьев, настоятель храма преподобного Серафима Саровского в Кожухове;
  • протоиерей Константин Георгиевский, клирик храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • игумен Лазарь (Гнатив), декан факультета церковно-певческого искусства Московской духовной академии, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • протоиерей Георгий Еварестов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Александрове;
  • протоиерей Алексий Емельянов, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери на Большой Полянке;
  • протоиерей Геннадий Еременко, клирик храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • протоиерей Григорий Ивануса, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери на Всполье;
  • протоиерей Сергий Киприянович, клирик храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне в Леонове;
  • протоиерей Георгий Климов, благочинный Троицкого округа г. Москвы, настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще;
  • протоиерей Игорь Коньков, клирик храма Девяти мучеников Кизических;
  • протоиерей Сергий Крюков, настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Барашах;
  • протоиерей Димитрий Кузнецов, клирик Богородице-Смоленского Новодевичьего ставропигиального женского монастыря;
  • протоиерей Георгий Мартынов, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя;
  • протоиерей Александр Марченков, настоятель храма преподобного Марона Пустынника в Старых Панех;
  • протоиерей Андрей Новиков, настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • протоиерей Вадим Поликопа, настоятель храма преподобного Серафима Саровского, Патриаршего подворья при Художественно-производственном предприятии «Софрино»;
  • протоиерей Вячеслав Распономарев, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Федосьине;
  • протоиерей Вячеслав Савиных, клирик Патриаршего подворья храмов Спасо-Андроникова монастыря;
  • протоиерей Андрей Смирнов, настоятель храма праведного Иоанна Русского в Фили-Давыдкове;
  • протоиерей Николай Трофимов, клирик храмов Архангела Гавриила и великомученика Феодора Стратилата, Патриаршего подворья в Гавриловой Патриаршей Слободе.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Сергия Демидова, клирика храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгине, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес иерей Сергий Елисеев, настоятель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» на Ходынском поле.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея на служение и вручил ему архиерейский жезл:

«Преосвященный епископ Варфоломей!

Днесь по воле Бога Отца, благой, угодной и совершенной (Рим. 12:2), ты сподобился принять Духа Утешителя, соделавшего тебя епископом Церкви Христовой, Которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20:28). По молитвам верных и чрез возложение рук архипастырей сила Вышняго осенила тебя, свидетельствуя о твоем новом ответственном призвании. Тот же Самый Дух, сошедший некогда на учеников Господа в Сионской горнице в день Пятидесятницы, ныне почил незримо на тебе. Один и Тот же Дух, нисходивший на апостолов и их преемников, сошел ныне на тебя, и потому ты вступил в служение, продолжающее цепь апостольского преемства. Ибо благодать Божия, дарованная святым апостолам, передается преемственно через архиереев на рукополагаемых пастырей и архипастырей, служителей Христовых.

Со страхом Божиим и трепетом вспоминай этот великий день и запечатлей в сердце своем слова, которые мне по долгу отеческой любви и по долгу своего послушания перед Церковью надлежит сказать тебе ныне. Как некогда и меня напутствовал мой духовный наставник — митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, вручая жезл епископский, так и тебе сегодня скажу те же слова, которые он мне сказал: "Совершай труды в искренней простоте и с усердием! Служи Богу твоему так, как служили Ему все избранные Им". А чтобы достойно пройти предлежащее тебе поприще, старайся делать твердым свое звание и избрание (2 Пет. 1:10), возгревая дар Божий, который в тебе через наше рукоположение (2 Тим. 1:6).

"Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает" (1 Тим. 3:1), свидетельствует апостол Павел. Однако не забывай, что "никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом"(Евр. 5:4). Мы знаем, как нередко кто-то из монашествующего духовенства до боли мечтает стать архиереем — и никогда им не становится, ибо каждый должен помнить и знать, что никто сам собой не приемлет этой чести, но только призываемый Богом, как учит нас апостол Павел.

Знаю, ты с детства возрастал в вере. Потому, достигнув юности, не колебался в выборе жизненного пути, поступил в Московские духовные школы и по успешном их окончании был направлен на преподавательское служение в Саратовскую семинарию. Вняв гласу Божию, призвавшему тебя отвергнуть заботы мира сего, ты принес монашеские обеты и был затем рукоположен в священный сан. Господу, глубины сердца испытующему, прежде бытия предведущему вся наша (канон в Неделю на утрени 5-й седмицы Великого поста), было угодно, чтобы ты со тщанием потрудился на ниве духовного образования и воспитания будущих пастырей, обрел ценный опыт, в том числе в области церковного управления. Являемая тобою ревность о славе имени Христова обрела милость в очах Спасителя, Который ныне доверил тебе высшее иерархическое служение — архипастырство.

В чем же состоят труды архипастыря и как возгревать дар епископской благодати? Святитель Феофан Затворник, раскрывая суть сего славного служения, пишет, что дело епископа — "просвещать истиною, исправлять нравы, руководить к высшему совершенству в духовной жизни, отражать лжеучения и лжеучителей, утешать скорбных, помогать бедным и немощным — быть отцом многопопечительным и благоустроительным" (Толкование на 1-е Послание апостола Павла к Тимофею). Итак, как следует из слов Затворника Вышенского, первый и главный труд епископа — это наставлять людей в вере, отстаивать Божию правду и заботиться о нравственном возрастании пасомых. Проповедуй же с дерзновением Евангелие Царствия, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).

Свидетельство о Распятом и Воскресшем Спасителе требует большого духовного мужества и стойкости. Нерешительность и малодушие вредны для всякого человека, но наипаче для блюстителя словесного стада Христова, ведь "человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (Иак. 1:8). Преподобный Иоанн Лествичник, сей великий знаток сердечных движений человеческих, мудро указывает, что "сомневаться в суждениях и долго не решаться на избрание чего-либо из двух есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души" (Лествица. Степень 26. О рассуждении), а мы от себя добавим: еще и признак слабой души.

Внимая этому предостережению и осознавая великую ответственность архипастыря пред Богом и людьми, избегай, вместе с тем, и иной тяжелой и опасной крайности — бездумного и неправедного гнева. Памятуя, какого мы духа (Лк. 9:55), "знай, что если от тебя выйдет огонь и пожжет других, то Бог от руки твоей взыщет души, возжженные огнем твоим", как предупреждает преподобный Исаак Сирин (Слова подвижнические. Слово 89). Являя одновременно твердую решимость и мужество, духовное рассуждение и кротость, растворяя строгость отеческой любовью, будешь следовать средним, царским путем, направляемый и укрепляемый Пастыреначальником Иисусом Христом.

Заботясь о крепости веры пасомых, не забывай о том, что вера без дел мертва, и лишь делами достигает совершенства (Иак. 2:22, 26). Поэтому, как заключает святитель Кирилл Иерусалимский, "познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение" (Огласительное поучение 4-е). Следуя наставлению сего богомудрого архипастыря, заботься не только о развитии различного рода церковных служений, включая социальное, образовательное, благотворительное, но во всем являй личный пример для верных в совершении добрых дел, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор. 9:27). Нередко так и бывает: проповедуем, а сами забываем делать то, к чему призываем. Да не будет так в твоем слове и в твоих делах! Пусть сердце твое всегда будет наполнено искренней любовью и милосердием к людям, за каждого из которых на Кресте пострадал и умер Христос.

Тебе предстоит заботиться об очень многом. Труды епископа действительно обширны и разнообразны и простираются на самые различные стороны человеческой деятельности. Это и созидание и благоукрашение храмов, и работа с молодежью, и духовное просвещение, и взаимодействие с власть имущими, и развитие социального служения, и многое друге. Но среди всех важных попечений не забывай о едином на потребу (Лк. 10:42): никогда не оставляй молитвы и как можно чаще совершай Божественную литургию, ибо, постоянно приобщаясь Тела и Крови Христовых, наполняясь животворящей благодатью Святого Духа, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет, только и сможешь нести возложенный на тебя крест архипастырства.

"Кто хочет иметь помощь от Бога, тот не изменяет долгу; а кто не изменяет долгу, тому никогда не изменяет Божие содействие", уверяет нас святитель Василий Великий (Подвижнические уставы, гл. 1). Оставайся для верных образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4:12), стремись для всех стать всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9:22), — и будь уверен: благодатное укрепление от Господа не замедлит.

Восприняв эти слова напутствия, прими в руки жезл сей — видимый знак твоего епископского сана и архипастырской власти, благослови народ Божий, участвовавший в твоей епископской хиротонии, и гряди с миром на новое служение Церкви Христовой. Молю Единого безначального Царя славы, Егоже благословят небесные силы и трепещут чини ангельстии (канон в четверток на утрени 4-й седмицы Великого поста), дабы Он соделал путь твой непорочным и непреткновенным, а труды — полезными и многоплодными во славу Пресвятой Троицы. Аминь».

По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Предстоятель Русской Церкви совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Входа Господня в Иерусалим помогает нам понять что-то очень важное, что принес в мир Господь и Спаситель. Своим вхождением в Святой град Спаситель ответил людям на неправильные ожидания того, что Он приносит в мир. Ведь накануне Господь воскресил Лазаря, и можно себе представить, какое впечатление это чудо произвело на людей. Никто не усомнился, что чудо действительно произошло, да и весть о нем разнеслась моментально. Человек — а именно так воспринимался Спаситель окружающими — воскресил другого человека! Именно поэтому Спасителя встречали столь торжественно — постилали пальмовые ветви, бросали одежды, чтобы Он прошел по ним, кричали "Осанна Сыну Давидову!" Встречающие верили, что теперь-то и наступит освобождение Израиля от иноземного ига, осуществятся пророчества, страна процветет. Чудо воскрешения Лазаря настолько поразило сознание людей, что они ни с кем другим в тот момент не связывали свое спасение.

А Господь входит скромно, на ослике — конечно, предвидя как Сын Божий, что Его ожидает, но и самим Своим смирением и кротостью показывая относительную ценность человеческой славы. Он действительно явил кротость. Что же такое кротость? Наверное, кроткий человек в сознании других чаще всего воспринимается как слабый: не отмахивается, когда на него замахнулись, не отвечает хлесткой фразой, когда его обидели, удивительно быстро забывает все обиды — в общем, как-то странно себя ведет. И, может быть, только немногим дано увидеть в кротком человеке явление особой силы, которая, несомненно, сообщается благодатью Божией. Ведь Сам Господь был кротким, и не потому, что так нужно было, но по Своей природе Спаситель не мог быть иным. И это проявлялось во всем, в том числе тогда, когда по человеческим законам следовало ожидать явления Его силы — силы Того, Кто воскресил мертвого.

Евангельское повествование, которое мы сегодня слышали, — именно о кротости. Совершенно очевидно, что всемогущий Господь Иисус Христос, Сын Божий, воскресивший Лазаря, обладал Божественной силой, но, несмотря на Свою силу, Он явил кротость — не лицемерную, но проистекающую из самого Своего существа. А это свидетельствует о том, что кротость есть важнейшее свойство Божие, о котором способен помыслить человек.

Если же Бог кроток, можем ли мы, люди, не быть кроткими? Ответ совершенно очевиден: мы должны быть кроткими, но мы никогда не должны смешивать кротость с греховной человеческой слабостью. Как кроткий Спаситель, будучи подвергнут после входа в Иерусалим страшным пыткам и истязаниям, явил мужество и огромную силу духа, так и каждый, кто будет стяжать кротость — подлинную кротость — обретет одновременно и силу духа. И давайте запомним, что кротость во Христе — не юродство, не отклонение от психической нормы, подобно явлениям, именуемым в народной среде кликушеством и не имеющим ничего общего с кротостью. Подлинная кротость, проистекающая из внутреннего состояния человека, есть сила.

Спаситель мира кротко вступает в Иерусалим, сидя на ослике. Он смиренно идет на страдания, зная цену человеческой славе, но не обижая при этом людей. Он не бичует их словами, не говорит: "Лицемеры, что вы постилаете свои одежды, что срезаете ветви пальмовых деревьев и бросаете Мне под ноги, ведь Я знаю, что произойдет!" Нет, Господь принимает это поклонение, но, конечно, Он знает, что за этим последует, и понимает цену человеческой славы.

Сегодняшнее евангельское событие несет в себе множество смыслов, и один из них заключается в том, что каждый христианин, воздавая должное окружающим, с уважением к ним относясь, уважая старших, уважая людей более мудрых, уважая власть, должен помнить, что во всех этих добрых отношениях и знаках уважения есть свои границы. Никогда не нужно вести себя таким образом, чтобы похвалы человеческие нарушали трезвость нашего ума и заслоняли наш взор духовный. А с другой стороны, мы никогда не должны обижать людей, которые говорят нам добрые слова, даже в тех случаях, когда мы не уверены в их искренности. Вспомните Спасителя. Если человек делает вам доброе — ответьте добром. Это не значит, что вы должны разоружить себя, потерять всякую бдительность, особенно если есть основания думать, что добрый жест со стороны другого человека не вполне искренний. Но никогда не надо отвечать греховно на зло или неискренность. И давайте всякий раз, когда Господь испытывает нас, вспоминать, как Он взошел в Иерусалим и как Он принял хвалу людей, зная, во что выльется эта хвала и что произойдет через несколько дней, когда Его подвергнут пыткам, истязаниям и крестной смерти.

Сегодняшний день учит нас кротости и смирению по образу Спасителя. И, пытаясь воспитать в себе эти замечательные чувства, будем помнить, что кротость — это не слабость, а сила, способная преобразовать к лучшему человеческие отношения, но, главное, способная сохранить наш внутренний мир, не позволяя злым помыслам омрачить наше духовное состояние. Мы должны жить, стараясь уподобиться всему тому, чему учит нас Господь Спаситель — и словами, и примером Своей земной жизни.

Прославляя вошедшего в Иерусалим Господа и Спасителя, мы одновременно простираемся мыслью в предстоящие святые дни Страстной седмицы, и я хотел бы всем нам пожелать спасительно их пройти. В первую очередь через исповедование своих грехов, через молитву, через пост помочь самим себе избавиться от грехов и слабостей, которые отягощают наше человеческое бытие. И да поможет нам Господь с добрыми мыслями и с добрыми намерениями войти в поприще святой Страстной седмицы. Аминь».

Во внимание к трудам в Патриаршем совете по культуре и в связи с 55-летием со дня рождениям народный художник РФ В.И. Нестеренко был награжден медалью «Патриаршая благодарность».

В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал награжденных клириков: «Хотел бы также поздравить награжденных священников — священнослужителей нашей Московской епархии. Те награды, которые вы получили, есть видимый знак моей признательности. Благодарю за ваши труды и призываю на вас Божие благословение, чтобы в это наше непростое время вы могли с дерзновением, с полной отдачей сил служить тому великому делу, к которому призвал вас Господь!»

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси