1 апреля 2018 года, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве.
За Литургией была совершена хиротония архимандрита Алексия (Орлова) во епископа Серовского и Краснотурьинского (Екатеринбургская митрополия).
Его Святейшеству сослужили: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Нижнетагильский и Невьянский Иннокентий; епископ Каменский и Алапаевский Мефодий; епископ Домодедовский Иоанн; епископ Среднеуральский Евгений; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; клирики Екатеринбургской митрополии и духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: первый заместитель губернатора, руководитель администрации губернатора Свердловской области В.Г. Тунгусов; глава Серовского городского округа Свердловской области Е.В. Бердникова; глава Краснотурьинского городского округа Свердловской области А.Ю. Устинов; доктор наук, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Н.Н. Дроздов; заслуженный профессор Московской духовной академии А.И. Осипов; народный артист России И.Р. Резник.
Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).
На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии и ставропигиальных монастырей к празднику Святой Пасхи 2018 года были удостоены богослужебно-иерархических наград:
права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш»
- протоиерей Николай Важнов, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Кленниках г. Москвы;
- протоиерей Владимир Ригин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москвы;
права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Херувимской песни»
- протоиерей Анатолий Алефиров, настоятель храма мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине г. Москвы;
- протоиерей Михаил Васильев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей Слободе г. Москвы;
- протоиерей Артемий Владимиров, старший священник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
- протоиерей Стефан Жила, почетный настоятель храма Рождества Христова в Митине г. Москвы;
- протоиерей Иоанн Зарецкий, настоятель храма свт. Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. Москвы;
- протоиерей Димитрий Иванов, настоятель храма свт. Димитрия, митрополита Ростовского, в Очакове г. Москвы;
- архимандрит Амвросий (Кравчук), клирик Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря;
- протоиерей Владимир Макеев, настоятель храма равноапп. Мефодия и Кирилла на Дубровке г. Москвы;
- протоиерей Борис Малевич, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы, подворья Патриарха Московского и всея Руси в Вешняках г. Москвы;
- протоиерей Сергий Поляков, настоятель храма Живоначальной Троицы в Воронцове г. Москвы;
- протоиерей Георгий Таранушенко, настоятель храма страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине г. Москвы;
- протоиерей Георгий Чвилев, клирик храма Пророка Илии в Черкизове г. Москвы;
- протоиерей Антоний Серов, настоятель храма Девяти мучеников Кизических г. Москвы.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Рахновский, настоятель московского храма Положения Ризы Пресвятой Богородицы в Леонове, преподаватель кафедры библеистики Московской духовной академии.
В алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с награжденными клириками, от лица которых со словами благодарности к Святейшему Владыке обратился протоиерей Артемий Владимиров.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Серовского и Краснотурьинского Алексия на служение и вручил ему архиерейский жезл:
«Преосвященный епископ Алексий!
Днесь благодать Святаго Духа нас собра в сем величественном храме для участия в трапезе любви — в Божественной литургии, вовремя которой ты был сопричтен к сонму епископов, возведен на высшую ступень иерархического служения — служения, сопряженного с особой ответственностью пред Всемогущим Творцом, Церковью и верующим народом. Памятование о свершившемся и сказанном ныне да запечатлеется на скрижалях сердца твоего и да вдохновит тебя на предстоящее ревностное делание в новообразованной Серовской и Краснотурьинской епархии, входящей в состав Екатеринбургской митрополии.
В минувшие годы, исполняя различные послушания, ты прошел школу пастырского, административного, педагогического, миссионерского и общественного служения. Отныне тебе предстоит совершить еще большие труды. Велика эта честь, велика и ответственность. Твое служение будет плодотворным лишь в том случае, если свои знания, способности, всю жизнь ты посвятишь делу Божию. Опираясь на личный многолетний архипастырский опыт, могу сказать, что тебя ждет нелегкий путь, и идти по нему надлежит со всяким смиренномудрием, терпением и упованием на помощь свыше. Шествуй без боязни и сомнений, будь тверд и непоколебим в вере — и не раз убедишься в том, что с Богом поистине возможно преодолеть, казалось бы, непреодолимое.
Помни, что только в соработничестве с Господом, в согласии с Его волей благой и совершенной (Рим. 12:2) ты будешь способен не только пламенно литургисать, предстоя престолу и принося Бескровную Жертву благодарения о всех и за вся, но и должным образом исполнять иные свои обязанности. А таковых у архиерея много. Важно, чтобы всякое дело, совершаемое тобой, не было формальным.
Святитель Иоанн Златоуст предупреждает: «Получивший епископство, сколько на высшую взошел он степень, столько же строжайший даст и отчет, не только в учении и предстательстве за бедных, но и в испытании рукополагаемых, и в бесчисленном множестве других дел» (свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Мф. 18:21). Посему священнодействуй с благоговением, молись с усердием, трудись со тщанием, откликайся на просьбы и вопрошания людей с терпением и любовью.
Именно любовь — жертвенная, евангельская — должна стать главной движущей и созидающей силой в твоей жизни, в твоих делах и начинаниях, в твоем общении как с клиром, так и с паствой. Народ, уставший от повседневных забот, всевозможных проблем, от холода отчуждения, от недостатка любви, ждет от служителей Церкви готовности выслушать, дать добрый совет, выразить сочувствие, поддержать и утешить.
Кто, как не ты, призван являть пример веры, действующей любовью, по слову апостола (Гал. 5:6)? Кто, как не ты, должен наставлять на путь истины всякого оступившегося и согрешившего? Кто, как не ты, сможет в оскудевшие сегодня сердца мятущихся людей вселить надежду на милость Божию? Кто, как не ты, обязан неустанно возвещать радостную весть о спасении рода человеческого, совершенном Господом Иисусом Христом через Его страдания, крестную смерть и славное Воскресение? Кому, как не тебе, надлежит стоять на защите традиционных духовно-нравственных ценностей, призывать современников к жизни по евангельским заповедям, к хранению церковного единства, к миру и общественному согласию?
По милости Божией сегодня многие люди обретают веру и стараются жить по-христиански. Но есть силы, которые стремятся размыть границы между добром и злом, навязать людям ложное представление о нравственности, искушая их различными соблазнами, хотят отвлечь от желания внимать спасительному слову Божиему. Однако, несмотря на все ухищрения и тот поток информации, который обрушивается ныне на людей, опустошая их души, твой голос должен звучать ясно и убедительно, а твой духовный авторитет должен быть высоким.
«Прошедшее столетие явило миру непреложность истины, засвидетельствованной еще в Ветхом Завете, что без верности Богу не может быть построено подлинное благополучие общества, а отступление людей от Господа влечет за собой беды», — так свидетельствует Архиерейский Собор нашей Церкви, который состоялся в минувшем году. И таких бед, скорбей и страданий в XX веке, увы, было немало. Что же необходимо делать сегодня, чтобы не повторять прежних ошибок? Соборное постановление гласит: «Последствия бед могут быть преодолены действием Промысла Божия в ответ на искреннюю веру и ее мужественное исповедание, а также на молитву». Таков главный нравственный урок минувшего столетия. Все мы должны так молиться и так трудиться, чтобы вновь обрести благоволение в очах Божиих, чтобы через нас прославлялось Его пресвятое имя, а число учеников Христовых весьма умножалось (Деян. 6:7).
Церковь призвана объединять всех людей. Это единственное сообщество, в котором стираются всякие человеческие различия: и национальные, и культурные, и социальные, и политические. Сегодня перед нами стоит огромная миссионерская и просветительская задача. И ты, как носитель высшей иерархической власти, призван делать все возможное, чтобы во вверенном тебе уделе развивалась епархиальная жизнь, чтобы были созданы надлежащие условия для воцерковления наших современников, особенно молодежи, чтобы Господь направил стопы их по словес и Своему и не обладало ими всякое беззаконие (Пс. 118:133). А для того, чтобы это было так, тебе и всем священнослужителям нужно самим подавать пример благочестивой жизни, идти к людям, не дожидаясь, когда они задумаются о вечном и решатся, наконец, посетить храм.
И еще нечто важное хотел бы сказать тебе в сей знаменательный час. Все твои правильные слова, каждодневные усилия и благие начинания принесут добрые плоды лишь в том случае, если они, согретые любовью твоего сердца, будут иметь целью привлечение людей ко Христу. Только так ты сможешь явить миру свидетельство непреходящей красоты и истины Православия, сохранить паству в лоне Церкви, а значит содействовать ее спасению. Руководящим для тебя и вверенных твоему попечению людей да будет завет святого Павла, прозвучавший сегодня во время апостольского чтения. Повторю его вновь:«Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами» (Фил. 4:9).
О многом можно было бы еще поведать тебе ныне. Впрочем, не буду уподоблять Патриаршее наставление некой хотя и возвышенной, но тем не менее инструкции по управлению епархией, памятуя, что Творец и Промыслитель, полезное всем подаваяй, дарует и тебе все необходимое для архипастырских трудов, к совершению которых ты призываешься ныне.
В довершение чина поставления во епископа вручаю тебе этот жезл, и да будет он в руках твоих жезлом евангельской правды, жезлом мира, любви и милосердия. Вознеся его, осени крестным знамением предстоящих в храме сем и молившихся о ниспослании тебе непорочного архиерейства. Теперь же гряди к пастве своей. Служи, благовествуй, наставляй, трудись и созидай с усердием,«дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 4:11)».
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Святейший Патриарх Кирилл совершил славление празднику и обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко (Флп. 4:5). Эти замечательные слова из послания апостола Павла к Филиппийцам Церковь предлагает услышать именно в Вербное воскресенье, когда мы вспоминаем торжественный вход Господень в Иерусалим.
Кротость может быть известна всем, лишь когда она становится характерной чертой человеческой личности. Господь призывает нас к тому, чтобы в кротости мы являли свой облик роду человеческому, и совершенно не случайно именно этот отрывок из апостольского послания сегодня предлагается всем нам для вразумления. Ведь Господь Иисус Христос, торжественно входя в Иерусалим, явил в первую очередь Свою кротость. Он явил миру то, что было Его отличительной, характерной чертой. В Иерусалим нередко входили полководцы, государственные деятели, первосвященники — люди, овеянные славой, и вовсе не на осле, а часто на белом коне, символизировавшем сопричастность к власти, к силе, к победе. А вхождение Господа на обычном ослике, взятом у кого-то из крестьян, было образом кротости.
Возникает вопрос: если самой характерной чертой Спасителя, которую люди могли увидеть и оценить, была кротость, то что это означает для всех нас? И что за таинственные слова мы находим у апостола Павла, который свои рассуждения о кротости завершает словами «Господь близок»? Люди привыкли к силе и нередко склоняются перед ней из-за страха, из осторожности, но никогда — по любви. Однако Господу не нужно такое поклонение. Господь не нуждается в том, чтобы мы преклоняли перед Ним ум и сердце в страхе, сознавая Его силу. Он являет нам Свой удивительный образ в Иисусе Христе — образ кротости, чтобы мы поклонились именно такому Богочеловеку и через это поклонение восприняли умом и сердцем высочайший человеческий идеал.
Кто-то скажет: но ведь люди не поймут! Если я буду кротким или даже только захочу быть кротким, меня наверняка обидят, помешают моей карьере, кто-то у виска пальцем покрутит или скажет «да он вообще не от мира сего», — уж так далек образ кротости от псевдокультурных идеалов нашего времени. Но ведь апостол Павел говорит в заключение своих дивных слов о кротости: Господь близок. Это означает, что над кротким человеком особое Божие покровительство. То, что он не берет силой и властью, Бог дает ему Своей Божественной силой. Когда кроткий человек кажется безоружным перед другими, его Бог защищает. И мы имеем множество примеров выдающихся мыслителей, философов, писателей, художников — людей кротких, которым было совсем не просто жить в их окружении, но которые вошли в историю не только потому, что были талантливы, но и во многом потому, что жили по Божиему закону. Именно такими выдающимися представителями -художественной, литературной, военной, дипломатической элиты украшен исторический ландшафт нашей страны.
Вот и сегодня, когда мы мысленно представляем Спасителя, Царя царей, Бога воплотившегося, кротко входящего в Иерусалим на ослике, мы должны себе задать вопрос, а хотим ли мы, чтобы, по слову апостола Павла, Бог был близок? Если хотим, давайте попытаемся стать кроткими. Через это усилие мы заботу о своей безопасности, о своем месте в этом мире передаем в руки Божии, и Господь будет защищать нас и поможет нам раскрывать свои таланты в служении ближним своим.
Да поможет нам образ кроткого Спасителя, входящего в Иерусалим, осознать всю красоту этого особого состояния души, которое приумножает человеческие силы силой Божией и дает возможность достигать великих результатов смирением. Аминь».
Затем Святейший Владыка вручил высокие церковные награды.
Во внимание к усердным трудам на ниве духовного образования и в связи с 80-летием со дня рождения заслуженный профессор кафедры богословия Московской духовной академии А.И. Осипов был удостоен ордена святителя Макария, митрополита Московского, I степени.
Во внимание к трудам по сохранению традиционных ценностей в обществе и в связи с 80-летием со дня рождения профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Н.Н. Дроздов был награжден орденом святителя Макария, митрополита Московского, I степени.
Во внимание к вкладу в утверждение традиционных ценностей в обществе и в связи с 80-летием со дня рождения народному артисту России И.Р. Резнику был вручен орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси