22 февраля 2004 года, в Прощеное воскресенье, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великую вечерню и Чин прощения.
Его Святейшеству сослужил епископ Дмитровский Александр.
Приступая к чтению молитв на начало Великого поста, Святейший Патриарх Алексий сказал: «Дорогие братья и сестры, вступая в Великий пост, я прочитаю молитвы перед началом Великого поста, в которых мы будем испрашивать благословения Божия, чтобы каждому из нас с честью пройти спасительное поприще поста, принести покаяние Господу о вольных и невольных грехах. В этих молитвах даются примеры покаяния: они показывают, как нужно каяться, как нужно проверять и осознавать свои согрешения пред Господом, надеясь на милосердие Божие в спасительном деле обновления наших душ покаянием и молитвой, которую мы возносим в продолжение Великого поста. Помолимся, чтобы Господь благословил каждому из нас достойно пройти Святую Четыредесятницу».
Перед совершением Чина прощения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь о прощении обид и посте:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Мы с вами стоим, дорогие братья и сестры, на пороге Великого поста. Святая Церковь на протяжении трех недель готовила нас к достойному вступлению на поприще поста, покаяния и сугубой молитвы. В эти приготовительные недели мы многократно за субботними Всенощными бдениями в канун Великого поста слышали песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Далее в покаянном песнопении говорится: «На спасения стези настави мя, Богородице». Мы просим, чтобы предстательством Пречистой Богоматери Господь наставил нас на путь спасения, на путь покаяния.
Нам давался пример покаяния в лице мытаря, который стоял в храме и, по притче Христовой, не смел глаза свои поднять к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18. 13). Во вторую приготовительную неделю к Великому посту в притче о блудном сыне нам дается пример того, как человек, который расточил наследство, уйдя во страну далече, одумался и в душе своей сказал: «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15. 18-19). C этим чувством покаяния он проделал долгий путь из далекой страны и вернулся к своему отцу. А отец, видя его возвращающимся с пути греха, принял его с любовью, одел его в одежды праздничные, велел заколоть тельца и радовался, потому что сын его был мертв и вновь ожил. Эта евангельская притча говорит нам о том, что и мы, удаляясь от воли Отца Небесного во страну далече, часто забываем исполнять волю Господа нашего. Церковь призывает нас последовать примеру блудного сына, который пришел в себя и вернулся к своему отцу.
В песнопении, готовящем нас к поприщу Великого поста, говорится: «Множества содеянных мною лютых помышляя». То есть вспоминаются наши грехи. И в Евангельском чтении накануне поста говорится о том, что всем нам придется дать ответ за пройденный нами жизненный путь. И первое, за что спросит с нас Господь, — это Христова любовь по отношению к ближнему. Как мы проявили ее в своей жизни? Господь взыщет с нас:
«Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». (Мф. 25. 42-45)
Так готовила нас Церковь ко Святой Четыредесятнице в приуготовительные недели перед Великим постом.
Сегодня особый день — день Прощеного воскресенья. В Евангельском чтении за Божественной литургией сегодня говорилось: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6. 14). Этот древний обычай примириться друг с другом в Прощеное воскресенье, не формально, а именно с теми, кого мы обидели, огорчили, не приняли, не разделили его скорби, печали и болезни, кого мы вольно или невольно обидели словом (а ведь словом можно и убить человека), кого мы осудили, видя сучок в глазу ближнего своего, не замечая бревна в своем глазу, как образно говорится в Евангелии (Лк. 6. 41).
В молитве Господней мы часто повторяем слова: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». То есть мы просим у Господа прощения наших согрешений, обещая, что мы простим «долги наша» ближним: их обиды, их огорчения. Тогда только Господь простит и наши согрешения. Сегодняшний день дает нам замечательную возможность примириться друг с другом, примириться не ради одного лишь обычая — с первым встречным, а поискать того человека, которого мы осудили или обидели, кому мы не помогли в трудную минуту его жизни.
Первый день Великого поста называется Чистым понедельником, потому что мы должны чистыми, примиренными войти в спасительное время Великого поста. И я еще раз призываю всех вас, дорогие братья и сестры, к сознательному взаимному прощению тех людей, которых мы огорчили, обидели, осудили. Нужно взаимно простить и тех, кто у нас будут просить прощения за свои обиды, за свои огорчения, за то, что они осуждали нас. Если это будет путь взаимный, то тогда, действительно, мы примиренными вступим на поприще Великого поста — этого особого спасительного времени, которое называется у святых отцов временем весны духовной, когда душа человеческая должна обновляться благодатью Господней.
Может быть, и я кого-то огорчил, обидел, не выслушал, не помог в трудную минуту. Поэтому я прошу всех вас, сослужители мои, дорогие братья и сестры: простите меня за вольные и невольные согрешения мои, чтобы и мне примиренным и с совестью, и со всей нашей паствой вступить на поприще Великого поста.
Простите меня, отцы и братия!
А теперь каждый из вас будет подходить к образу Спасителя и Божией Матери и испрашивать благословения на начало Великого поста. Я и Владыка Александр будем благословлять тех, которые будут подходить к святым иконам, чтобы Патриаршее и епископское благословение помогло бы вам пройти спасительный путь поста, чтобы нам подойти к великим дням Страстной седмицы в молитвенном настроении и сподобиться той особой духовной радости, которая дается православному христианину в Светлый день Пасхи Христовой».
По традиции, испросив друг у друга и у народа Божия прощения, Святейший Патриарх Алексий, епископ Александр и клирики, принимавшие участие в богослужении, благословили верующих на прохождение поприща Великого поста.