6 марта 2020 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
У врат Троицкого собора Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим; наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон; первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин; глава Сергиево-Посадского городского округа Московской области М.Ю. Токарев; насельники Лавры.
В Троицком соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского и святыням Никоновского придела и Серапионовой палаты.
Затем в Трапезном храме в честь преподобного Сергия Радонежского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров.
Его Святейшеству сослужили: епископ Звенигородский Питирим, ректор Московской духовной академии; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; архимандрит Варфоломей (Калугин), духовник Троице-Сергиевой лавры; архимандрит Агафодор (Маркевич), насельник Троице-Сергиевой лавры; иеромонах Агафон (Болотин), благочинный Троице-Сергиевой лавры; насельники обители в священном сане.
Богослужебные песнопения исполнили братский хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
На телеканалах «Союз» и «Спас» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.
На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.
За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил монаха Прохора (Злобина) в сан иеродиакона.
Проповедь перед причастием произнес игумен Филипп (Ельшин), насельник Троице-Сергиевой лавры.
По заамвонной молитве Святейший Владыка возглавил молебное пение великомученику Феодору Тирону и благословил коливо.
В завершение богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Пост предлагает нам определенные средства, с помощью которых мы действительно имеем возможность прикоснуться к реальной духовной жизни. Не к той духовной жизни, о которой люди часто говорят, не понимая, что она собой представляет, не к той духовной жизни, которая в массовом сознании связывается с культурой, просвещением, знанием, успехом, но к подлинной духовной жизни, которая приводит человека еще здесь, на земле, в соприкосновение с иным миром. И это соприкосновение с иным миром, с миром подлинных ценностей радикально, до неузнаваемости, меняет человека.
Иногда в житиях святых мы читаем, как некий богач вдруг раздает имение, бросает все и уходит в пустыню или в обитель, уезжает на Афон или спасается в лесах. У многих людей, особенно невежественных, возникает вопрос, а все ли в порядке с психикой такого человека. Ответ на этот вопрос может быть только один: ни один душевнобольной не уйдет от людей, потому что без опоры на них он жить не сможет. Он будет мучить людей, будь то в коммунальной квартире, общежитии или палате, но от них никогда не уйдет, а если уйдет, то немедленно умрет. От людей в пустыню уходили те, кому пустыня была нужна как оптимальное место духовного возрастания, которое вело их к общению с Богом.
На этой неделе я говорил о том, что подвиг поста, включающий воздержание от пищи, молитву, покаяние, дела милосердия, помогает людям приблизиться к духовной реальности. Пришлось говорить и о том, какую важную роль играет во всем этом разум человеческий, потому что чувства, в том числе религиозные, могут выйти в нашем сердце из-под контроля, и мы знаем, как иной благочестивый человек впадает в состояние, именуемое в народе кликушеством, — теряет сознание, нарушает привычные нормы общения с другими. Ему самому кажется, будто он возносится на небеса, но на самом деле он оказывается в числе тех, кто нуждается в помощи психиатра. Вот и возникает вопрос: как должен работать наш ум, погружаясь, как учили святые отцы, в сердце, чтобы мыслью контролировались чувства? Мысль никогда не должна уходить в сторону, ум никогда не должен покидать свой «командирский пост». Разум должен контролировать человеческие чувства, и если в чувствах происходит что-то неладное, ум должен давать соответствующий сигнал. То, что я объяснил на языке достаточно понятном современному человеку, на языке святоотеческом называется трезвением ума. Ум никогда не должен терять трезвость. Для чего? А для того чтобы контролировать чувства и поведение человека.
Ну, а если ум человека поврежден? Разве мы с вами не встречали, в том числе в этой обители, людей благочестивых, практика благочестия которых оказывалась очень странной и даже недопустимой? Их религиозные чувства контролирует нездоровый ум. К таким людям нужно относиться с любовью, никак их не обижая, но понимать, что это не образец для подражания, а объект духовного и медицинского воздействия.
Помимо ума, который может быть здоровым и не совсем здоровым, есть еще нечто, что Господь вложил в нашу природу и что дает силы управлять человеком, — это наша воля. Воля как способность не только передавать сигналы всему организму, определяя его действия в соответствии с нашими замыслами, но и осуществлять контроль в течение протяженного времени. Воля есть величайший Божий дар — именно потому, что воля свободна. Господь не запрограммировал нас на добро, и диавол неспособен запрограммировать нас на зло. Воля — это сила, которая управляет и умом человека, и его чувствами, и эта сила дана нам совершенно свободной. Мы действительно имеем возможность самостоятельно распоряжаться и действиями своего ума, и потребностями своего тела, а регулятором, этим «капитанским мостиком», откуда идут сигналы, и является человеческая воля.
Вот почему воспитание воли есть важнейшее дело в христианской традиции. Ум может быть просвещенным, а воля — дряхлой, слабой, ветром колеблемой. Что же тогда станет с умом? Он может оказаться под воздействием пьяной компании, компании блудников, компании сумасшедших, в компании тех, кто неспособен внести никакой положительный вклад в жизнь людей.
Воля может воздействовать на человека со скромными способностями, например, такого, у кого что-то не получалось в начальной школе. Смотрел он на соседа, который легко решал задачки, и думал: «Вот какой счастливый человек, как быстро ему все дается!» И говорил себе: «Но я постараюсь», напрягал свою волю и, хоть не так быстро, как сосед, но задачки решал. На протяжении всей жизни этот человек, у которого, может быть, интеллектуальные способности были не так сильно развиты, достигал напряжением воли все большего и большего. И как часто мы видим таких людей на вершине человеческой славы! А люди талантливые, легко обучаемые, образованные нередко гибли на жизненном пути, не имея силы воли, — ветры, противные их движению, сбрасывали их на обочину. Воля есть великое чувство и великая сила. И мы должны просить Господа, чтобы Он укреплял нашу волю и помогал нам свободно и разумно употреблять ее для достижения важных и спасительных жизненных целей.
Поскольку слово мое обращается не только к благочестивым паломникам, но и к студентам, я хотел бы еще и еще раз сказать, что именно от вашей воли во многом зависит ваш жизненный успех. Воля — это то, что нам дает Бог, одному больше, другому меньше. А вот наше использование воли либо обеспечивает движение в правильном направлении, либо, если воля слабая, разрушает, к сожалению, даже самые яркие таланты.
Великий пост дает нам возможность тренировать нашу волю в аскетическом смысле этого слова. Во-первых, силой воли мы должны научиться по-настоящему молиться. Что нам мешает прочитать правило, что нам мешает лишние десять минут постоять перед иконой, чтобы обратиться к Господу со словами молитвы? Слабая воля. Потому что есть нечто, чем бы мы непременно хотели заняться. Один телевизионную программу не досмотрел, другому спать хочется, третьему соседка позвонила, и все эти раздражающие факторы толкают нас к тому, чтобы мы побыстрее закончили свое молитвенное правило. Но мы должны противостоять всем этим искушениям.
Я взял навскидку пример молитвы, однако существует множество других примеров, когда человек растет именно потому, что силой воли преодолевает свою слабость. Один известный вождь XX века сказал удивительные слова: «Человек растет под тяжестью ответственности». Казалось бы, как можно расти под тяжестью, ведь тяжесть придавливает! Однако тяжесть ответственности действительно стимулирует рост — именно потому, что воля работает под тяжестью ответственности.
У нас с вами величайшая ответственность пред Богом. Наш с вами путь не ограничивается земными годами, не ограничивается земной карьерой. Он простирается в вечность, и сила нашей воли является одним из тех факторов, которые способны открыть нам врата вечности. Будем помнить, что дни Святого Великого поста учат нас воздержанию, молитве, милосердию; учат тому, как воспитывать свою волю, чтобы силой воли обретать по благодати Божией спасение и жизнь вечную. Аминь. С пятницей первой седмицы всех вас поздравляю».
Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в братской трапезе насельников Лавры.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси