Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя

 

Вечером 17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

В богослужении участвовали: протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы просим в молитве святого Ефрема Сирина, чтобы Господь даровал нам дух смиренномудрия. Слово "смиренномудрие" — сложное слово, которое включает в себя два понятия — "мудрость" и "смирение". И если человек, далекий от христианства, задумается об этом слове, то найдет в нем противоречие, поскольку вне круга христианских ценностей смирение не является положительным качеством. Смирение отождествляется со слабостью, смиренный выглядит как неудачник или даже как сумасшедший. Достаточно вспомнить замечательный роман Достоевского "Идиот" — на страницах этого произведения блестяще создан образ христианина, чистейший образ смиренного человека. Но как этот смиренный человек был воспринят окружавшим его обществом? Как ненормальный. Действительно, для внерелигиозного, внехристианского сознания смирение есть проявление слабости или даже неадекватности.

Однако само сочетание двух понятий — "смирение" и "мудрость" — в слове "смиренномудрие" свидетельствует о том, что в нашей христианской традиции смирение отождествляется с силой. Мудрость, как и знание, есть сила; никто не смеет опровергнуть эту истину. Мудрый человек силен своим умом, и одно только слово "смиренномудрие", которое объединяет два будто бы противоположных понятия, есть прекрасное толкование к тому, что есть подлинное смирение. Подлинное смирение — это отображение Божественной мудрости. А все Божественное настолько превосходит человеческое разумение, что люди, не задумывающиеся о высоких истинах, и неспособны их уразуметь. Так и получается, что для большинства смирение — это не ценность, а лишь проявление слабости. Но Господь нам прямо указывает на то, что смирение есть сила.

Для того чтобы испытать, так ли это, нужно пройти очень большим и трудным путем стяжания подлинного смирения. Некоторые экзальтированные люди пытаются как можно быстрее обрести эту добродетель, но у них не получается ничего, кроме нервного перенапряжения. Чтобы почувствовать, сколь великой силой может быть смирение, нужно постепенное восхождение по степеням духовного совершенствования. Наверное, смирение — на самых последних ступенях этого пути; именно там, на духовных высотах, и обретаются подлинный смысл и подлинная сила того, что есть христианское смирение.

Святитель Иоанн Златоуст замечательно говорит, что нет никакой другой силы, которая может вознести нас на высоты, как только смирение. Если человек хочет достичь совершенства, если он действительно хочет достичь многого в своей духовной жизни, то он, несомненно, должен обрести смирение не на словах, не как поведенческую характеристику, а как подлинное состояние духа.

Великий пост, который погружает нас в молитвы, в слышание слова Божиего, должен погружать нас и в размышления. Иногда такие благочестивые размышления возможны во время богослужения, потому что не всегда наши ум и память способны отслеживать все то, что читается или поется в храме. Невольно мысль уходит за пределы храма, и мы думаем о своем. Но чем думать о своем, лучше размышлять, что может споспешествовать нам в деле нашего спасения. Быть может, самым важным для всех нас было бы осознать в полной мере, что есть смирение, которое соединяется с мудростью; что же это за сила, которая одним словом "смиренномудрие" поставляется на тот же уровень, что и мудрость, несомненно дающая могущество человеку. Если такова сила у мудрости, значит, та же сила и у смирения. Очень важно осознать, что смирение — это не слабость, не какая-то неполноценность, не искусственное юродство, как иногда бывает, к сожалению, в болезненных религиозных практиках, а это реальная духовная сила, которая способна не только приблизить нас к спасению, но и даровать нам великую мудрость в нашем поведении, в наших поступках, в наших словах, в нашем общении с ближними и дальними. И да поможет нам Господь в дни Святой Четыредесятницы стяжать в меру наших сил смиренномудрие — великую силу, дарующую человеку возможность идти путем спасения. Аминь».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси