Международная научно-богословская конференция «Духовное наследие архимандрита Софрония (Сахарова) и его значение в современном мире» состоялась 25 октября 2016 года в Москве, в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына.
Конференция, в которой приняли участие представители разных городов России и гости из Великобритании, была приурочена к 120-летию со дня рождения о. Софрония (1896-1993) и посвящена жизни и творчеству этого выдающегося богослова, художника, ученика преподобного Силуана Афонского, основателя монастыря в Эссексе (Великобритания).
Как напомнила одна из организаторов конференции, исследователь трудов о. Софрония Ксения Ермишина, в 2016 году празднуется 1000-летие присутствия русских на Афоне и 300-летие присутствия Русской Церкви в Англии. «Отец Софроний принадлежит двум этим мирам: он подвизался на Афоне 20 лет, в 1947 г. вынужден был покинуть Святую Гору и перебрался сначала во Францию, а в 1958 г. оказался в Англии и основал там первый православный монастырь», — сказала она.
В начале конференции было зачитано приветствие председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, в котором он сообщает, что «познакомился и сблизился с о. Софронием в последние годы его жизни». «Первая встреча со старцем навсегда осталась в моей памяти: навстречу мне поднялся человек невысокого роста, очень худой, с немощным, старческим телом и светлым, живым, даже юношеским духом», — поделился воспоминаниями митрополит Иларион. Он также упомянул об особом значении бесед на духовные темы, которые обычно о. Софроний вел после богослужения, называя их «литургией после Литургии»; о рассказах старца о своем учителе — прп. Силуане Афонском. «Встреча с о. Софронием была для меня событием огромной важности. В его лице я увидел человека, который достиг того, что на святоотеческом языке называется «обожением»… Он был словно озарен, пропитан Фаворским светом», — написал далее митрополит и подчеркнул, что смысл человеческого существования о. Софроний видел в том, чтобы «найти в глубине своей души «свет славы Божией».
Первая часть форума была посвящена богословской тематике. Диакон Павел Сержантов, преподаватель ПСТГУ, представил доклад «Ступени лествицы и три этапа духовной жизни у старца Софрония». Докладчик проанализировал наблюдения о. Софрония о закономерностях духовного восхождения: каждый человек на этом пути, согласно учению старца, переживает сначала «первую встречу — благодатное общение с Богом», потом — «опыт богооставленности («выпад из Света»), в который вкраплены посещения благодати», а затем — «возвращение благодати и непрестанное общение с Богом», которое выражается через аскетическое делание и передачу опыта другим. О. Павел связал эти три этапа с представлениями о лествице духовного восхождения, как она засвидетельствована в православной традиции.
Иеромонах Серафим (Альди; Оксфорд, Лондон) посвятил свой доклад софийной тематике в богословии о. Софрония. Он показал, что в этой части труды о. Софрония сильно переплетаются с софиологическим богословием прот. Сергия Булгакова. Докладчик полагает, что исследования о. Софрония можно назвать «онтологией взаимоотношений» — софийная тематика интересовала его с точки зрения «важнейших вопросов: что значит «быть человеком»? как мы выстраиваем свои взаимоотношения с Богом и с другими людьми?» Богословие о. Софрония — это целый комплекс самобытных представлений, опирающихся на святоотеческое наследие, точкой отсчета которого и одновременно центром является христология, подчеркнул о. Серафим.
«В нем было русское пламя христоцентричности», — сказала об о. Софронии философ, богослов и миссионер Татьяна Горичева, которая прислала из Парижа видеозапись своих воспоминаний о встречах и общении с о. Софронием в Англии. «О. Софроний поразил меня внутренней свободой, дерзновением, сильным творческим началом. При этом он был монах, живущий в совершенном послушании Богу. Поразительное сочетание старчества с почти детской искренностью!» — рассказывала Т. Горичева. Она также затронула тему влияния «серебряного века» русской культуры на формирование мировоззрения о. Софрония.
Преподаватель ПСТГУ Сергей Чурсанов завершил первую часть конференции докладом «Богословское служение архимандрита Софрония».
Вторая часть была посвящена проблемам творчества в православной традиции. Художник Ирина Старженецкая поделилась своими размышлениями в сообщении «Опыт работы художника с библейской темой: антиномии творчества». Художник Анна Кузнецова рассказала о замысле выставки «Цвет Адама», которая открылась в рамках конференции. В экспозиции представлены письма и автографы о. Софрония и его корреспондентов: матери Иоанны (Рейтлингер), архиепископа Василия (Кривошеина), композитора Арво Пярта и других, а также работы современных художников, иконописцев и фотографов.
Тему творчества продолжил народный артист России и Украины Валерий Ивченко, выступив с сообщением «Творчество и вдохновение как дар свыше: о. Софроний как духовный наставник для современного человека». Он представил также литературно-музыкальную композицию, в которой соединились произведение Арво Пярта «Плач Адама» и отрывки из «Поэмы об Адаме» прп. Силуана Афонского.
Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталья Родоманова рассказала об истории создания фильма «Письма в Россию», посвященного о. Софронию и судьбе его трудов в России. На конференции был продемонстрирован фрагмент этой картины (режиссер А. Алексеев, продюсер Н. Родоманова).
С докладами выступили также Ксения Ермишина и священник Георгий Белькинд.
Конференция завершилась презентацией книги монахини Гавриилы (Эссекс, Великобритания) «Искание совершенства в мире искусства. Творческий путь о. Софрония (Сахарова)» (М.: Дар, 2016). Книгу представила генеральный директор издательства «Дар» Нина Переслегина.