Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Центральное викариатство (новости)

В Великий Четверток Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и чин освящения мира в Храме Христа Спасителя

 

 

25 апреля 2019 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Василия Великого, чин освящения святого мира и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

Молебен на начало мироварения был совершен Предстоятелем Русской Православной Церкви в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы в понедельник Страстной седмицы. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро. В сосудах миро перевозится в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. После вечернего богослужения Великой Среды сосуды устанавливаются с северной, южной, и, если необходимо, с восточной стороны престола. В Великий Четверток за Литургией перед великим входом алавастр переносится с престола на жертвенник.

Утром в четверг Страстной седмицы Святейший Патриарх Кирилл прибыл к западному входу в Храм Христа Спасителя. У врат храма Святейший Владыка передал алавастр (специальный сосуд для хранения древнего мира) первенствующему протоиерею — протопресвитеру Владимиру Дивакову, который перенес его в алтарь и поставил на престоле слева от дарохранительницы.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский Николай; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы.

В храме присутствовал заместитель министра финансов РФ А.Ю. Иванов.

За богослужением пел Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов.

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

В процессии великого входа участвовали первенствующий протоиерей — протопресвитер Владимир Диваков с алавастром древнего мира и две пары священников с сосудами нового мира. В Царских вратах Святейший Патриарх принял алавастр и поставил его на престоле. Сосуды с новым миром были размещены справа и слева от престола, перед стоящими там сосудами.

После евхаристического канона Предстоятель Русской Церкви совершил чин освящения мира. Перед началом чинопоследования Святейший Владыка обратился со словом к участникам богослужения:

«Сейчас мы совершим особое таинственное действие — освящение мира. Святое миро — это благоуханная жидкость на основе масел и благовонных трав, собираемых по всему лицу Земли. Святое миро изготавливается особым образом и в Великий Четверг освящается. Святым миром помазывались цари, святым миром помазываются те, кто крещается. На крещеного налагается печать дара Духа Святого в виде помазывания миром. Миром помазываются стены нового освященного храма.

Миро — великая святыня. И сейчас мы совершим это священнодействие и будем просить Господа о низведении Его огненной Божественной благодати на сие вещество, дабы передаваемая через него благодать Святого Духа истребляла всякое зло и всякую неправду, укрепляла в вере и освящала души и телеса наши».

При пении тропаря Пятидесятницы Предстоятель влил древнее миро из алавастра в каждый сосуд с новоосвященным миром. Затем Святейший Патриарх Кирилл по традиции восполнил алавастр новоосвященным миром. Это действие символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней. По окончании Божественной литургии хранитель святого мира иеромонах Митрофан (Матыцын), смотритель Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре, и другие священнослужители изнесли алавастр и сосуды с новым миром в храм Синодальной резиденции в Даниловом монастыре. Миро с благословения Святейшего Патриарха будет передаваться во все епархии Московского Патриархата.

Проповедь перед причастием произнес епископ Бронницкий Фома.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног — по образу Христа, умывшего ноги Своим ученикам за Тайной Вечерей (см. Ин. 13:1-17), Святейший Патриарх омыл ноги 12-и сидящим священнослужителям в знак смирения и служения народу Божию.

После заамвонной молитвы Святейший Патриарх Кирилл вышел из алтаря на кафедру, куда проследовали 12 священников, севших на приготовленные скамьи. При чтении архидиаконом Евангельского повествования Предстоятель снял с себя знаки архиерейского достоинства: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов «Аще не умыю тебе, не имаши части со Мною», просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, после чего произносится ответ Спасителя: «Измовенный не требует, токмо нозе умыти».

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви взошел на амвон и обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, всечестные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с Великим Четвергом. Днем, приравниваемым к праздникам двунадесятым, потому что его основанием явилось величайшее, наравне с крестной Жертвой и Воскресением, событие евангельской истории — Тайная Вечеря Спасителя с учениками. Было время Пасхи, и трапеза проходила в строгом соответствии с обрядовыми предписаниями. Господь полностью соблюдал этот порядок, но вместо традиционного благословения произнес необычные слова: Сие есть Тело Мое, за вы ломимое во оставление грехов. И затем, когда вечеря закончилась, взяв в руки чашу, также сказал удивительные слова: Сия есть Кровь Моя, изливаемая во оставление грехов, добавив: Сие творите в Мое воспоминание.

Христианская община в Иерусалиме, а затем и во всех других городах и селах, где появились христиане, совершала эту торжественную вечерю любви, благословляя особым образом, по примеру Спасителя, хлеб и вино. И поелику Господь сказал: Сие творите в Мое воспоминание, то все вспоминали последнюю вечерю пред страданиями Господа и Спасителя. Но с первых дней своего бытия Церковь ясно сознавала, что заповедь творите в Мое воспоминание означала не просто умственный акт, но событие. Речь шла о таком воспоминании, когда силой Святого Духа в кругу учеников совершалась то же, что совершилось на Тайной Вечери. Благословляя хлеб и вино, ученики сознавали, что пред ними — подлинное Тело и подлинная Кровь Христовы. Эта вера в пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы содержится с апостольских времен в Церкви Христовой. Отличие Церкви от любого другого собрания, именующего себя христианским, заключается именно в вере в то, что благословляемые хлеб и вино силой благодати Святого Духа пресуществляются в подлинное Тело и подлинную Кровь Христовы.

Церковь усвоила Таинству Тела и Крови Христовых наименование «Евхаристия», от греческого глагола «евхаристо», то есть «благодарю». Неслучайно Таинство получило название «благодарение», — потому что нет ничего более великого в мире, чем исполнение заповеди Господа, повелевшего совершать в Его воспоминание благословение хлеба и вина, которые силой Святого Духа преобразуются в подлинное Тело и подлинную Кровь Христову.

Когда мы говорим, что это Таинство Благодарения, мы должны помнить, что в русском слове содержится корень «дар». Мы не просто благодарим словами, мы не просто благодарим умом, но приносим дар Богу — хлеб и вино, которые становятся Телом и Кровью Господней. И мы должны ясно сознавать: как в жизни человеческой мы одаряем друг друга, особенно если хотим кого-то поблагодарить, так и в наших отношениях с Богом, когда хотим поблагодарить Господа, мы совершаем таинство Святой Евхаристии.

Но ведь еще существует понятие «Литургия после Литургии» — о нем стали говорить не так давно, но смысл его коренится в святоотеческом предании. Что же может быть после Литургии? А после Литургии мы должны научиться приносить дар Богу через добрые дела по отношению к людям. Поэтому доброделание, милосердие, совершаемое в Церкви, очень отличается от добрых дел в светском мире. Мы не просто совершаем добрые дела, движимые сожалением, состраданием, но своими делами продолжаем Святую Евхаристию, то есть благодарим Господа. И если хотите, наши добрые дела — это служение Богу после Святой Евхаристии.

Вот почему в центре христианского милосердия всегда должна быть Божественная литургия, всегда должно присутствовать сознание приношения дара Богу. Тогда это милосердие будет принципиально иным, чем любое другое внерелигиозное совершение добрых дел, потому что, принося дар Богу через дела милосердия, мы отвечаем на Божественный дар Святой Евхаристии, дар жизни, дар милости, которую Господь изливает на весь род человеческий, на весь мир. От имени человеческого рода, собранные вокруг престола Господня, мы приносим Ему благодарение — Святую и Бескровную Жертву Тела и Крови Его, Жертву, которая есть умилостивительная жертва за наши грехи и за грехи всего мира.

Вот такими смыслами наполнен сегодняшний день — день установления таинства Святой Евхаристии, день воспоминания о Тайной Вечере, день духовного созерцания, день смирения Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам, и день, когда Иуда, не дождавшись конца вечери, пошел и предал Господа первосвященникам. Великий Четверг есть великий праздник, но праздник с предчувствием скорби, которую разделяет каждый верующий человек, проходя через богослужебный чин Великой Пятницы, которая по уставу нашей Церкви начинается уже сегодня вечером чтением 12-ти страстных Евангелий.

Укрепленные причастием Святых Христовых Таин, вразумленные всем тем, что мы знаем о Святой Евхаристии, с благоговением вступим в последние дни Страстной седмицы, чтобы принести еще более сокрушенное покаяние в своих грехах и, причастившись Святых Христовых Таин в Светлую Субботу или в Светлый день Воскресения, облагодатствованные даром Святого Духа, опираясь на свою веру, идти в мир сей, творя дела милосердия и правды Божией. Аминь».

Сегодня вечером, в канун Великого Пятка, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя утреню с чтением 12 Евангелий Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси