10 апреля 2017 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Малом соборе Донского ставропигиального монастыря г. Москвы.
Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского монастыря; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; насельники Донской обители в священном сане.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебно-иерархических наград:
возведения в сан архимандрита
- игумен Дамаскин (Орловский), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москвы;
- иеромонах Иов (Гумеров), клирик Сретенского мужского монастыря г. Москвы;
возведения в сан протоиерея
- иерей Сергий Ванюков, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине г. Москвы;
- иерей Владимир Гаркуша, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Зеленограде г. Москвы;
- иерей Дионисий Дуденков, клирик Заиконоспасского мужского монастыря г. Москвы;
- иерей Александр Зорин, настоятель храма равноапп. кн. Владимира и кн. Ольги в Черемушках г. Москвы;
- иерей Димитрий Калашников, клирик храма апп. Петра и Павла у Яузских ворот г. Москвы;
- иерей Виталий Коновал, клирик храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище г. Москвы;
- иерей Николай Лызлов, клирик храма Троицы Живоначальной в Хохлах г. Москвы;
- иерей Димитрий Максимов, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово г. Москвы;
- иерей Ростислав Малевич, клирик храма при. Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы;
- иерей Павел Мотовилов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москвы;
- иерей Андрей Нефедов, клирик храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря г. Москвы;
- иерей Михаил Рязанцев, и.о. настоятеля храма Живоначальной Троицы в Борисове г. Москвы;
- иерей Владимир Соколов, клирик храма Девяти мучеников Кизических г. Москвы;
- иерей Георгий Тютюнджи, настоятель подворья Саввино-Сторожевского монастыря при храме Живоначальной Троицы с. Ершово Московской области;
- иерей Сергий Чорногуз, настоятель храма Воздвижения Животворящего Креста Господня в Крекшине г. Москвы;
- иерей Олег Шалимов, настоятель храма Казанской иконы Божией Божией Матери, Патриаршего подворья в Лосиноостровском г. Москвы;
- иерей Алексий Яковлев, настоятель храма прп. Серафима Саровского в Раеве г. Москвы;
возведения в сан протодиакона
- диакон Сергий Куранов, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы;
- диакон Андрей Макаров, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе г. Москвы;
- диакон Феодор Медведев, клирик храма Архангела Михаила, Патриаршего подворья в Тропареве г. Москвы;
- диакон Андрей Тараканов, клирик храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве г. Москвы;
- диакон Сергий Шевелкин, клирик храмов Николо-Перервинского мужского монастыря г. Москвы;
- диакон Владислав Ярмошенко, клирик храма Вознесения Господня на Гороховом поле г. Москвы.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы вступили в поприще Страстной Седмицы. Наступили особые дни, посвященные воспоминаниям о последних днях жизни Господа и Спасителя. Евангельские чтения, которые мы слышим в течение этой седмицы, не только рассказывают о том, что произошло в преддверии и во время страданий Спасителя, но и помогают понять, что Господь хотел всем нам сказать в эти совершенно особые для Него дни. Ведь Он знал, что с Ним произойдет, и потому повествование о словах и деяниях Спасителя в дни, предшествующие Его страданиям, составляет, вероятно, сердцевину Его послания людям. Перед смертью человек часто хочет сказать что-то своим близким, оставить некое завещание, произнести то, что раньше не успел. Обычно близкие родственники с большим вниманием воспринимают слова человека, готовящегося их оставить. Вот с таким особым вниманием мы должны вслушиваться в слова Господа, которые предлагаются в качестве Евангельских чтений в эти дни Страстной Седмицы.
А начинаются эти чтения с повествований Господа о конце мира и о гибели Иерусалима (Мф. 24:3-35). Эти два повествования сплетаются, так что иногда непросто понять, идет ли речь о конце мира или о разрушении Иерусалима. Однако многое свидетельствует о том, что в словах Спасителя есть нечто, выходящее за границы жизни иудейского народа и имеющее отношение ко всему роду человеческому. Господь обращается к нам с поразительными словами: «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь», после чего и начинается повествование о конце истории.
Давайте вдумаемся: конец рода человеческого связан с двумя причинами — с беззаконием и охлаждением любви. О каком беззаконии идет речь — о нарушении государственных законов, о нарушении неких правил общежития? Конечно, совсем не об этом! Речь идет о нарушении самого главного закона человеческой жизни ― Божиего закона.
Если нарушаются человеческие законы, это плохо, от этого кто-то страдает, но глобальная катастрофа от этого не произойдет. Если же нарушается Божий закон, то наступает глобальная катастрофа, — конечно, не сразу, но по мере отступления от Божиего закона эта катастрофа приближается.
Что же является силой, приводящей в движение этот страшный маховик всеобщего разрушения? Охлаждение любви. Совершенно очевидно: если люди нарушают Божий закон, который регулирует человеческие отношения, закон, приводящий жизнь людей в соответствие с Божией волей, то люди лишаются самого главного ― любви. Чтобы не быть голословным, скажу просто: посмотрите вокруг себя, посмотрите, что происходит сегодня в человеческом общежитии. Очень многие нарушают Божий закон, сознательно или по неведению; в некоторых странах нарушение этого закона даже утверждается и защищается на уровне государства.
Так может ли быть что-то доброе в результате системного нарушения Божественного закона? Если один нарушает, а другой нет, то некий баланс все же сохраняется, как во времена пророка Ионы, как в самые страшные времена Ветхого Завета. Если баланс имел место, то Господь щадил людей ради жизни праведников. Не пощадил лишь дважды: когда навел на землю всемирный потоп и когда низверг огонь и серу на Содом и Гоморру. И мы видим, что нарушение Божественного закона несовместимо с человеческой жизнью. Жизнь может быть полной, счастливой, радостной, безопасной, лишь когда мы живем в соответствии с Божиим законом.
Достаточно посмотреть на то, что происходит сегодня в мире. Разве мы не видим охлаждения любви? Люди часто теряют даже элементарное понимание того, что есть любовь, и выдают за любовь плотскую страсть, — вспомним хотя бы фильмы, которые нам показывают. А если человек теряет способность любить, то он перестает быть человеком.
Возникает еще один важный вопрос: понятно, что такое любовь между мужем и женой, между родителями и детьми, между близкими родственниками и друзьями, а как любовь проявляется в отношении дальних людей, которых мы не знаем? Она проявляется через способность сострадать и способность делать добро, — не ради награды, а ради жалости, ради самой любви, скрытой даже от нашего понимания, но реально присутствующей в нашем сердце.
До тех пор, пока в людях будет жить настоящая любовь, пока будут присутствовать сострадание и доброта, — до тех пор и будет существовать мир. А если по причине умножения беззаконий во многих охладеет любовь, то люди утратят способность жить вместе. Силы, скрепляющие людей, поддерживающие общественное бытие, ослабеют настолько, что никакая общность уже не сможет существовать, — вот тогда и настанет конец.
Все то, о чем мы сегодня говорим, — это не какие-то умственные спекуляции. Мы говорим только о том, о чем сказал Сам Господь. Но слова Священного Писания нередко проходят мимо нас, мы не понимаем и не соотносим их со своей собственной жизнью. Вот почему так важно вдумываться в слова Божии, применять их к самим себе, — это помогает понять Божий замысел о мире, о человеке, о каждом из нас.
Дни Святой Четыредесятницы завершились. Мы вступили в дни Страстной седмицы. Четыредесятница была дана нам для того, чтобы мы подумали о нашей внутренней духовной жизни, в меру своих сил ее переосмыслили, постарались избавиться от пороков и грехов, принесли истинное покаяние. Кто-то не сумел это сделать, у кого-то не хватило времени и сил. И вот остаются последние дни перед Святой Пасхой, которые начинаются с грозного свидетельства Спасителя о конце человеческой истории. Для того чтобы Господь избавил нас от соучастия в этом страшном конце истории, для того чтобы Господь приклонил милость Свою к роду человеческому, для того чтобы Господь помог тем, кто теряет всякую способность услышать Его голос, понять и изменить свою жизнь, — и мы должны пройти через покаяние, молитву и осознание того, что всякое небрежение Божиим законом опасно для нашей жизни, для самого нашего существования. И да поможет нам Господь принести искреннее покаяние, приблизиться к Нему, нашему Богу и Спасителю, и научиться понимать Его великие слова о каждом из нас и о судьбе всего человеческого рода. Аминь».
Святейший Владыка напутствовал награжденных клириков, от лица которых к Его Святейшеству обратился клирик храма Богоявления Господня б. Богоявленского монастыря г. Москвы протоиерей Андрей Нефедов.
Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил в Малом соборе Донского монастыря молебен на начало чина мироварения.
После богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сопровождении заместителя генерального директора музея-заповедника «Московский Кремль», члена Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, члена президиума Научно-методического совета Министерства культуры РФ профессора А.Л. Баталова ознакомился с ходом восстановительных работ в Больничной церкви Архангела Михаила (1714 г.).
***
Храм Архангела Михаила был построен в 1806-1809 годах по проекту архитектора. И.В. Еготова как храм-усыпальница семейства Голицыных на средства Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой.
Однако на месте Михайловского храма ранее существовала больничная церковь, построенная в 1714 г. Церковь имела шатровое завершение, в описях монастыря упоминается, что в церкви был пятиярусный иконостас и многочисленные иконы, «писаные золотом и красками».
В течение всего XVIII века храм неоднократно ремонтировали. В 1792 г. архимандрит Платон сообщал в Московскую контору Святейшего Синода: «Церковь во имя Преподобного Евфимия и при ней больница, явшись, как по моему, так и по архитекторскому усмотрению, ветхими и склонными к падению, так что починкою исправить не можно; почему в первой отправлять священнослужение, а в последней жить больным весьма опасно… Того ради… покорнейше прошу помянутые ветхие церковь и больницу разобрав, построить вновь, и по совершении всего, освятить дозволить». В дальнейшем разобрали только шатер, а стены оказались достаточно крепкими, поэтому их только надложили и сделали белокаменные карнизы и цоколь. Одновременно перестроили и больничные кельи. Внутри храм также был отремонтирован и сделан новый иконостас.
Однако, обновленный храм простоял лишь несколько лет и в 1805 году вновь встал вопрос о его ремонте. Состояние здания не позволяло ограничиться ремонтом. Средства на разборку храма и возведение на этом месте нового пожертвовала Анна Александровна Голицына. Одним из условий жертвовательницы было желание устроить в новом храме усыпальницу рода Голицыных, освятив новый храм в честь Архангела Михаила, который являлся покровителем рода Голицыных. Проект был выполнен Иваном Васильевичем Еготовым, который в это же время строил главный дом в загородной усадьбе Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки).
Храм выстроен в классических формах московского ампира и представляет собой кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые во множестве возводили в родовых усадьбах в конце XVIII века. Главный вход в храм был отмечен торжественным портиком. Впоследствии, в 1894 году по проекту архитектора М.П. Иванова были пристроены каменный тамбуры с северного и южного фасадов, а также устроено новое крыльцо в трапезной части. Тамбур северного входа в храм был разобран в 1950-е годы.
Внутреннее убранство храма не сохранилось. С 1930-х годов в нем сохраняли скульптурные надгробия из храмов Донского монастыря, других монастырей и храмов, а также из подмосковных усадеб. Долгие годы в храме находился отдел мемориальной пластики и скульптуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры. Лишь в середине 1990-х годов, после вывоза музейных экспонатов, в храме были проведены реставрационные работы. Художниками-реставраторами были раскрыты росписи в основной части храма и в трапезной. На западной стене трапезной была раскрыта композиция «Нагорная проповедь», выполненная в 1895 году.
В настоящее время подготовлен проект реставрации храма, включающий воссоздание иконостаса по материалам архивных исследований. Для этого иконостаса были подобраны иконы ХVIII-XIX веков из ризницы монастыря, которые в настоящее время также восстанавливаются в реставрационной мастерской монастыря.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси