17 апреля 2020 года, в Великий Пяток — день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя.
Богослужение было совершено в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.
В конце вечерни из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил малое повечерие, на котором был прочитан канон «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы».
В завершение богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Предстоя изображению почившего Спасителя, мы созерцаем Его в слабости, мы созерцаем Его на смертном ложе. Нередко у людей возникает ропот на Бога, чаще всего когда в нашей жизни что-то происходит помимо нашей воли и нам кажется, что это не должно было произойти, — тем более если мы об этом Бога просили, если мы молились, и вдруг помимо нашей воли и вопреки нашим молитвам происходит совсем не то, что мы хотели бы видеть. И когда мы, несмотря на наши просьбы и молитвы, не обретаем просимое, но встречаемся со скорбью, болезнью или смертью наших близких, нередко возникает тот самый вопрос, который запечатлен на страницах нашей литературной классики: «Где же Бог?»
Действительно, где Бог? Просим, надеемся, связываем с нашей молитвой не только надежду, но и ожидание того, что произойдет, — а оно не происходит. И нередко люди в результате этой неразрешенной, неосуществившейся надежды, начинают роптать на Бога: «где же Ты? почему Ты меня не слышишь?»
Может быть, это самый страшный момент в человеческой жизни — когда в душе возникает ропот, протест, бунт против Бога. И мы знаем, что это происходило и происходит не только в личной жизни. Разве революционные потрясения не были неким бунтом против Бога? Кто-то разуверился в Боге, потому что не получил желаемое, а раз не получил — значит, и Бога нет. Если не случилось то, что я хотел и о чем так просил, значит, небеса не отвечают, а не отвечают потому, что на небе никого нет.
Нередко потеря веры связана с тем, что мы не получили что-то, о чем просили Бога. Думаю, большинство верующих людей в какой-то момент жизни проходили через такое состояние разочарования. Однако наши скорби, оказавшиеся неисцеленными, никак не должны отвратить наши сердца от Господа — именно потому, что перед нами ныне лежит Спаситель во гробе. Разве Он не просил в гефсиманском плаче, чтобы, если возможно, миновала Его чаша страданий? Но Он не был услышан. Сын Божий, возносивший Свою молитву к Богу Отцу в преддверии страшных страданий, зная, что Его ожидает, молился так, что кровавый пот шел по лицу Его. Какое страшное напряжение всех сил! Разве с той гефсиманской молитвой может сравниться любая наша молитва? Да никогда! Но Он не был услышан. Пришли воины, взяли Спасителя и предали Его мукам, а затем по неправедному суду Пилата распяли на кресте.
Действительно, Господь не всегда слышит наши молитвы и не всегда поступает так, как мы бы хотели, чтобы Он поступил. Но ваши пути — не Мои пути (Ис. 55:8), говорит Господь. Нам не дано видеть всю перспективу нашей жизни, включая вечность. Мы лишены этого видения, а потому не можем не то что судить Бога, но и выражать несогласие с Его волей. Лучшим свидетельством того, что Сын Божий не был услышан, является изображение, которому мы сегодня поклоняемся. Но через эту жертву Спасителя, которой Он как человек хотел избежать, через Его страдания на Кресте весь мир получил спасение.
Так и на нашем жизненном пути, когда мы сталкиваемся с трудностями, опасностями, невзгодами, болезнями, когда мы просим Господа «пощади, помоги», и в какой-то момент сознаем, что помощь не пришла, — это не значит, что Бог нас не слышит. Но это значит, что в Его перспективе вечности наша просьба несостоятельна, что она проистекает от нашего неведения, от нашей слабости, от нашей ограниченности. Но, как сказано в Слове Божием, ваши пути — не Мои пути, а стало быть, мы не можем до конца знать волю Божию.
Сегодняшний день учит нас тому, чтобы мы были верными Господу, чтобы мы всегда с благодарением принимали Его волю, чтобы мы просили о том, чтобы над нами совершилась воля Божия — даже когда нам уж очень чего-то хочется. Молитва должна быть не «Господи, дай мне это», «Господи, мне хочется это иметь», «Господи, я хочу поступить так, а не иначе», — но «на все Твоя святая воля, и я приму все, что Ты возжелаешь сотворить со мною на моем жизненном пути».
Сегодня великий день — день погребения Спасителя, день молитвы перед изображением Его плащаницы. День, когда мы с особым чувством должны обращать ко Господу наши молитвы и особым образом стараться открыть самих себя навстречу Его благой, святой и совершенной воле. Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси