Центральное викариатство (новости)

В храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке исполнили «Всенощную» Рахманинова

17 марта 2018 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил всенощное бдение в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Архипастырю сослужили клирики храма.

Академический большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель — Лев Конторович) исполнил во время богослужения произведение С.В. Рахманинова «Всенощное бдение». За всенощной также пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.

По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:

«По традиции, которая существует в нашем храме в течение многих десятилетий, мы сегодня совершили всенощное бдение с музыкой Сергея Васильевича Рахманинова, которая прозвучала в исполнении хора "Мастера хорового пения" под руководством народного артиста России Льва Зиновьевича Конторовича.

Регент хора нашего храма Николай Васильевич Матвеев создал эту традицию в те времена, когда "Всенощное бдение" Рахманинова не исполнялось в нашей стране вообще. Оно было запрещенным музыкальным произведением, запрещенным только потому, что это всенощное бдение. И единственная возможность послушать это сочинение Рахманинова один раз в год была в сем святом храме.

Сергей Васильевич Рахманинов написал "Всенощное бдение" в 1915 году. Спустя всего два года произошла революция, в результате которой миллионы людей погибли, остались без крова, оказались беженцами в чужих землях. Рахманинов тоже был вынужден покинуть Россию, и никогда больше на русскую землю он не вернулся. Но слыша эту бессмертную музыку, особенно когда она звучит на богослужении, мы вспоминаем и создавшего ее великого композитора, и многих других людей, судьбы которых как будто отражены в ней.

Когда Рахманинов начал сочинять "Всенощное бдение", он взял за основы традиционные обиходные мелодии знаменного пения. В этом произведении нет практически ни одной оригинальной мелодии — все они заимствованы из обихода, некоторые просуществовали в русском церковном пении до Рахманинова в течение многих столетий, и композитор гармонизовал их с присущим ему творческим вдохновением.

Мы знаем, что сам композитор придавал большое значение этому своему сочинению. Когда готовилось его исполнение, Сергей Васильевич участвовал в репетициях Московского синодального хора, внимательно общался с его регентом Н.М. Данилиным, рассказывал ему, как бы он хотел, чтобы прозвучало его сочинение.

В одном месте этого произведения, а именно в конце "Ныне отпущаеши", басы сходят очень глубоко — так глубоко, куда обычно басовые голоса не опускаются. Когда Рахманинов показал свою партитуру Данилину, тот, будучи опытным регентом, спросил Сергея Васильевича: "Где же Вы найдете такие басы? Такие басы так же редки, как редька на Рождество". Но композитор сказал: "Я знаю, что у нас на Руси есть такие басы". Они были во времена Рахманинова, есть они и ныне. И сегодня мы слышали, как они сошли на ту самую глубину, на которую композитор заповедал им спуститься.

Сегодняшнее всенощное бдение помимо того, что оно является богослужением суточного круга, совершаемого в нашем святом храме, еще является и частью Московского Великопостного хорового фестиваля, который мы совместно с ректором Московской консерватории А.С. Соколовым открыли в этом году и, надеюсь, будем проводить ежегодно во время Великого поста, и те люди, которые хотят послушать "Всенощное бдение" С.В. Рахманинова, смогут, как и прежде, приходить для того, чтобы его здесь услышать».

Отметив, что это произведение по-прежнему исполняется редко — теперь не из-за того, что на него наложен запрет, а потому что это трудное сочинение, которое требует большого мастерства и от хора, и от его руководителя, митрополит Иларион поблагодарил всех, кто принял участие в исполнении «Всенощного бдения» Рахманинова, и пожелал Л.З. Конторовичу и хору «Мастера хорового пения» помощи Божией.

Служба коммуникации ОВЦС