Монастыри (новости), Образование (новости)

Вечер памяти протоиерея Глеба Каледы прошел в Зачатьевском ставропигиальном монастыре в рамках Рождественских чтений

27 января 2025 года, на второй день работы XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений, в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялся вечер памяти протоиерея Глеба Каледы.

1 ноября 2024 года исполнилось 30 лет со дня кончины приснопамятного отца Глеба, эту дату на протяжении трех десятилетий всегда старались отметить, собираясь вместе, члены его многочисленной семьи, его духовные чада и все те, для кого он важен и дорог как личность и пастырь. Как отметила, приветствуя гостей вечера, настоятельница Зачатьевской обители, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа), в прошедшем году не удалось устроить такое собрание, однако позже Оргкомитет Рождественских чтений предложил провести вечер памяти в январе — в рамках работы направления «Жизнь Церкви и святоотеческое наследие».

В памятном вечере, который прошел в монастырской трапезной, приняли участие родные и близкие, а также те, кто знал отца Глеба много лет и кто узнал о нем уже после его кончины, архипастыри и священники, монашествующие и миряне, люди преклонных лет и молодежь. Это было зримое воплощение слов матушки Иулиании: «Отец Глеб вмещал в свое сердце всех, и никому не было тесно в его сердце, обо всех он имел попечение».

Важнейшим для становления отца Глеба как священника был тот, факт, что его личность формировалась в Церкви мучеников и исповедников, Церкви гонимой. Начало было положено еще в отрочестве его родителями, которые бесстрашно принимали у себя репрессированных священников, едущих из ссылки в ссылку. Среди таких желанных гостей Глеб Каледа обрел своего первого духовного отца, священномученика Владимира Амбарцумова, с дочерью которого Лидией они создадут впоследствии христианскую семью, истинную малую Церковь, и подарят возрожденному в конце ХХ века в России Православию своих детей —  преданных служителей и тружеников в монашестве, в священном сане, на научной и преподавательской стезе.

Отцу Глебу Господь судил быть свидетелем преданности Христу предшествующего ему поколения верующих, из которого практически никто не остался в стороне от мученического и исповеднического пути. Деятельным свидетелем и очевидцем ему пришлось стать и в страшном испытании войной. Об этом периоде жизни гвардии рядового Глеба Каледы рассказал профессор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор медицинских наук, заместитель директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук В.Г. Каледа.

Глеб Каледа в июне 1941 года оказался одним из тех тысяч советских десятиклассников, к которым война пришла вскоре после выпускного вечера. Как большинство фронтовиков, он, бывший на фронте все четыре года, говорить об этом не любил. Но в течение многих лет записывал свои воспоминания, из которых составилась потрясающая по правдивости летопись «Записки рядового». Это война без официоза, без плакатного героизма. Самое удивительное в строках этих воспоминаний, а также во фронтовых письмах отца Глеба Лиде Амбарцумовой, — их цитировал В.Г. Каледа, ‒ это то, что при беспощадной правде в них нигде не утерян «второй взгляд», обращенный к Богу, с Кем единственным можно преодолеть ужас расчеловечивания, который несет в себе война. Именно этот взгляд, это мужественное спокойствие веры остановило того, кто уже готов был расстрелять рядового Каледу за то, что он рискнул отстаивать справедливость в конфликте с командиром. После напоминания об этом моменте жизни отца Глеба (жизни буквально на грани смерти — на краю расстрельного рва) полученная им медаль за личное мужество осмысливается шире, чем только награда за подвиг на поле боя.

Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове продолжил вечер сообщением «Тайное священство в ХХ веке. Протоиерей Глеб Каледа, его предшественники и сомолитвенники». 18 лет длился период тайного служения отца Глеба, рукоположенного в 1972 митрополитом Иоанном (Вендландом). Все годы этого в духовном смысле затвора во внешней жизни шла серьезная научная работа, была написана диссертация на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук, Глеб Александрович руководил сектором, отделом — неукоснительно каждое воскресенье служил с семьей Божественную литургию в своей домашней церкви.

Сколько их было во времена СССР — тайно рукоположенных священников и архиереев, священнослужителей, совершавших тайные богослужения в домашних церквях в присутствии небольшого круга близких и единомысленных людей? Отец Кирилл рассказал эпизод из жизни священномученика Димитрия Добросердова о том, как в 1927-1929 годах он тайно управлял Пятигорской епархией, и никто из находившегося рядом с ним священства не донес на него властям, что в более поздние советские времена было уже почти немыслимо. Протоиерей Кирилл Каледа назвал имена епископа Можайского Стефана (Никитина), митрополита Иоанна (Вендланда), членов мечевской общины священников Валерия Поведского и Романа Ольдекопа, иеромонаха Александра (Ильина), у которого некоторое время окормлялась Лидия Владимировна Амбарцумова. Отец Владимир Кутлинский — художник, ученик Павла Корина, протоиерей Николай Иванов — все в разное время были удостоены тайных хиротоний. Не все сумели в силу различных обстоятельств пронести этот дар до конца и дать плоды. Времена гонений часто ломали человеческие судьбы.

Но остается вопрос: каковы все-таки были побудительный момент и истинная цель тайных рукоположений? Отец Кирилл оспорил утвердившееся мнение, что они совершались для сохранения священнического «резерва» в условиях тотального истребления Церкви в СССР, для возможности окормления интеллигенции. Помимо практических соображений, существует еще высокое дерзновение — такое, какое руководило владыкой Иоанном, совершившим хиротонию отца Глеба, или архиепископом Иннокентием (Пустынским), призвавшим к служению профессора Войно-Ясенецкого. Подобные события, в корне меняющие жизнь человека и возлагающие на него особый крест, могут происходить только по благодати Духа Святого и даются тем, у кого горит сердце и кто может принять эту благодать.

Покажу тебе веру из дел моих… вера без дел мертва (Иак. 2:18,19) — это были любимые фрагменты Евангелия у протоиерея Глеба Каледы. Духовный сын отца Глеба, директор мемориального центра «Бутово» И.В. Гарькавый рассказал на вечере о периоде открытого священнического служения отца Глеба и его миссионерской деятельности. Примечательны подробности того, как отец Глеб объявил о своем рукоположении. Это произошло весной 1990 года, в момент, который многие характеризовали как состояние общества «между эйфорией и шоком». Интерес к духовным вопросам был огромным, возникали и исчезали новые церковные структуры, открылись возможности просвещения, образования, социальной деятельности, и отец Глеб с его удивительным даром деятельной веры и любви к людям оказался у истоков многих замечательных начинаний. Но главным вопросом оставался именно выход на открытое служение. И здесь с помощью Божией большую роль сыграла непредвзятость Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, принявшего такое решение, несмотря на отсутствие многих необходимых формальностей. Этим открылась новая страница в жизни отца Глеба. В 1992 году он стал служить в Высоко-Петровском монастыре, тогда еще Патриаршем подворье, ключарем храма преподобного Сергия Радонежского (вдоль стен которого еще некоторое время стояли балетные станки, оставшиеся от репетиционного зала ансамбля «Березка»). Отец Глеб оказался во главе прихода, большей частью молодого, и, по воспоминаниям, прежде всего максимально использовал все возможности для того, чтобы приходящие в храм осознанно относились к богослужению, он мог даже прервать службу для объяснения непонятных моментов. Этот настрой на просветительство, катехизацию и образование привел его в том числе к идее Рождественских чтений, выросших в форум, сопоставимый с Архиерейскими Соборами, как сказал накануне на открытии чтений Святейший Патриарх Кирилл. Они предоставляют уникальную возможность совместного осмысления проблем, стоящих перед Церковью.

Значение личности отца Глеба в 90-е годы было во многом уникально, потому что он получил свою веру как преемство, был воспитан духовными наставниками, прошедшими путь новомучеников и исповедников. При этом также имел опыт академической, преподавательской работы в системе образования. Работая над созданием православного образования, отец Глеб взял на себя тяжелый труд, начав его в Церкви, которая в течение десятилетий была лишена проповеди, находилась в своеобразном гетто, как выразился И.В. Гарькавый. Образовательная концепция, разработанная протоиереем Глебом, актуальна и сейчас. Настоящую духовную революцию он совершил созданием приходских воскресных школ, во главе которых должен был стоять принцип христоцентричности, где учитывались особенности возраста, подготовки слушателей, современные условия, в которых должны исполняться законы Божии; где морально-нравственное воспитание должно было опережать «информационно-рационалистическое образование».

«Отец Глеб соединил в себе русского интеллигента, настоящего интеллектуала, настоящего ученого, человека Церкви. Он принес к Престолу Божию удивительные дары — прежде всего свою собственную жизнь… Это была духовная жертва, о которой мы всегда будем вспоминать с высокой духовной радостью… Вспоминая отца Глеба, мы встречаемся с радостной полнотой жизни во Христе», — сказал в завершение свого выступления И.В. Гарькавый.

В заключительной части вечера к присутствовавшим обратились со словами воспоминаний о протоиерее Глебе наместник Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы епископ Солнечногорский Алексий, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, епископ Ялтинский Нестор.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству