Монастыри (новости), Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото)

Во вторник Страстной седмицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Высоко-Петровском монастыре

 

 

23 апреля 2019 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумен Петр (Еремеев), наместник Высоко-Петровского монастыря; игумен Петр (Пиголь), духовник братии Высоко-Петровского монастыря; иерей Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси; насельники Высоко-Петровской обители в священном сане; духовенство г. Москвы.

Песнопения Литургии исполнил хор Высоко-Петровского монастыря (регент — А.И. Любимов).

Патриаршее богослужение транслировались в прямом эфире на телеканале «Союз».

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи права ношения наперсного креста золотого цвета был удостоен ряд клириков храмов Московской городской епархии:

  • иеромонах Филофей (Артюшин), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • иерей Георгий Брылев, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Покровском г. Москвы;
  • иерей Алексий Власов, клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьине г. Москвы;
  • иерей Александр Волков, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы;
  • иерей Евгений Головин, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы;
  • иерей Игорь Евстратов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Валуеве г. Москвы;
  • иерей Петр Иванов, настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове г. Москвы;
  • иерей Алексий Ишков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • иерей Иоанн Коваль, клирик храма ап. Андрея Первозванного в Люблине г. Москвы;
  • иерей Александр Колокольчиков, клирик храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Свиблове г. Москвы;
  • иеромонах Филарет (Кочетков), насельник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • иерей Алексий Кузнецов, клирик храма свт. Василия Великого, Патриаршего подворья в с. Зайцево Московской области;
  • иерей Димитрий Михайлюк, клирик храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине г. Москвы;
  • иерей Владимир Монастырев, клирик Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы;
  • иерей Дионисий Мухин, клирик храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще г. Москвы;
  • иерей Борис Орлик, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в с. Мышкино Московской области;
  • иеромонах Кассиан (Плоский), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • иерей Александр Подпалов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы;
  • иерей Михаил Пристая, клирик храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине г. Москвы;
  • иеромонах Фаддей (Прядун), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • иеромонах Амвросий (Рыженков), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • иерей Глеб Седов, клирик храма свт. Иннокентия, митрополита Московского, в Бескудникове г. Москвы;
  • иеромонах Таврион (Смыков), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • иерей Алексий Сорокин, и.о. проректора по учебной работа Николо-Угрешской духовной семинарии;
  • иеромонах Вячеслав (Сорокин), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы Московской духовной академии;
  • иеромонах Кирион (Сунцов), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иерей Вадим Твердов, клирик храма Воздвижения Креста Господня в Чистом Вражке г. Москвы;
  • иерей Арсений Уланов, клирик храма Преображения Господня в Тушине г. Москвы;
  • иерей Александр Урсулов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Покровском-Стрешневе г. Москвы;
  • иерей Алексий Фатюхин, клирик храма Всех святых, Патриаршего подворья на Соколе г. Москвы;
  • иеромонах Сергий (Филиппов), насельник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • иерей Павел Целищев, клирик Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • иеромонах Серафим (Шарапов), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;
  • иеромонах Нектарий (Ширяев), насельник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы;
  • иерей Давид Шуплецов, клирик храма Входа Господня в Иерусалим, Патриаршего подворья в Бирюлеве г. Москвы.

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Парфений (Леонов), насельник Высоко-Петровского монастыря.

По окончании Литургии наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству Патриарший куколь.

Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вторник Страстной седмицы посвящен воспоминанию о словах Господа и Спасителя, которые приоткрывают нам тайну кончины века и Страшного Суда (Мф. 24:36-26:2). О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец. Из этих слов мы узнаем, что конец истории не зависит от человеческой воли, от политических, военных или культурных факторов, но пребывает в руках Божиих.

Однако в этих словах есть и другой смысл, который чаще всего остается вне нашего внимания. Мы забываем, что для каждого из нас конец мира никак не связан с эсхатологией, но может наступить в любой момент. Это наша земная кончина, человеческая смерть, и о дне том и часе никто из нас не знает. И если конец человеческой истории связывается в сознании людей с каким-то неопределенно далеким будущим, то личный конец света может реально наступить в любой день и в любой час.

Мысль о смерти не должна терзать психику человека. Мы должны просто понять, что смерть, как и рождение, есть очень важное событие в нашей вечной жизни. Смерть означает переход в иное бытие, для нас еще неведомое, то самое, с которым Господь связывает все Свои самые важные обетования, в том числе те, о которых мы слышали сегодня в евангельском чтении.

Каждый человек находится под влиянием многих и многих обстоятельств. Разным влияниям подвергаются наш разум, наша воля, наши чувства. Разные обстоятельства влияют на выбор наших решений, и вырваться из этих внешних обстоятельств не дано никому. Даже подвижники, затворники, которые уходили от мира именно для того, чтобы освободить себя от влияния внешних обстоятельств, не могли в полной мере от них избавиться, за исключением, может быть, величайших из них, в числе которых преподобная Мария Египетская, память которой мы всегда так торжественно прославляем в дни Святого и Великого поста.

Если нам и не дано стать выше внешних обстоятельств и обрести победу над ними, мы тем не менее должны помнить: наши мысли, чувства, поступки, запечатлевающиеся в нашем сознании и нашей памяти, и есть все то, что формирует облик нашей бессмертной души. Все это будет принесено Господу на суд, и не только в конце истории, но и когда мы предстанем пред лицом Божиим по окончании нашего земного бытия.

Поэтому слова Спасителя о конце истории мы не должны относить лишь к неопределенно далекому будущему, но сознавать: у каждого свой конец истории, своя собственная кончина. И применять эти слова прежде всего к самим себе, задумываясь о том, что же мы принесем Господу на личный суд, который последует после нашей кончины.

Евангелие повествует нам об очень простых вещах. Господь говорит, чтО для Него самое важное в деятельности человека, чтО должно стать высшим приоритетом и для нас, хотя чаще всего таковым не является. Накормил ли голодного, напоил ли жаждущего, принял ли странника, посетил ли больного, побывал ли у того, кто в заключении? Какие простые слова, какие удивительно простые требования! Но именно в контексте этой простоты формируется духовное состояние человека, по которому будет определяться на личном суде после смерти и на Страшном суде наша участь в вечности.

Великий пост открывает для нас много возможностей не только задуматься о самом главном, отталкиваясь от замечательных текстов Священного Писания и богослужебных последований, но и изменить свою жизнь. Мы призываемся к молитве, воздержанию, добрым делам, которые Господь повелевает нам творить, чтобы обрести вечное спасение. Богослужебные тексты Великого поста с особой ясностью открывают нам эти замечательные и спасительные истины, и нам лишь остается воспринять их и, укрепляясь молитвой, предавая себя в руки Божии, стремиться исполнить всё, чему мы научены нашим Господом и Спасителем ради нашего спасения. Аминь».

Насельникам обители Святейший Владыка передал сборники своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».

Затем состоялась беседа Его Святейшества с награжденными клириками, от лица которых со словами благодарности к Святейшему Патриарху Кириллу обратился иерей Александр Волков:

«Ваше Святейшество!

От лица всех священнослужителей, которые сегодня были удостоены этой высокой награды, хочется сказать, что мы, конечно же, очень рады, потому что этот крест и по своему внешнему воплощению торжественен, связан с радостью. А с другой стороны, во всех смыслах этого слова, если посмотреть на этот крест, то на нем можно найти надпись, которая существенно отличается от той, которая до этого дня была на наших крестах. И если раньше со стороны Церкви сразу после нашей хиротонии к нам было обращено некоторое пожелание — быть образом верным в слове и жизни, то теперь на наших крестах утверждается, что каждый из здесь стоящих священнослужителей уже стал этим образом верным и в слове, и в жизни. Но, думаю, никто из здесь стоящих не дерзнет сказать, что за недолгие годы священнослужения мы хотя бы в малой степени достигли этого образа. Поэтому это очень серьезное напоминание каждому, кто сегодня из рук Ваших получил награду, о том, как нам нужно дальше совершать свое служение, особенно учитывая тот факт, что это служение мы совершаем в нашем главном городе — в Москве, в городе, который является кафедрой Вашего Святейшества.

И мы должны осознавать, что тот образ, который мы преподаем нашим верным, это образ, через который люди обращаются и к Вам, нашему епископу и нашему Патриарху. Поэтому мы будет стараться трудиться, Ваше Святейшество, для того чтобы не посрамить Церковь, не посрамить то ее доверие, которое сегодня Вы нам преподали этой наградой, и нести свой крест здесь, в Первопрестольном граде Москве, чтобы во многочисленных храмах умножалась вера, умножались верные, и священнослужители становились бы действительно образом для них.

Еще раз благодарим Вас, Ваше Святейшество, и просим принять этот букет роз от всего духовенства города Москвы, сегодня Вами награжденного. Ис полла эти деспота».

Предстоятель Русской Церкви пожелал священнослужителям помощи Божией в предстоящих трудах.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси