"Сорок сороков"

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917»

Конференция прошла 18 февраля 2017 года в Москве в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемый Сергей Вадимович, уважаемые участники конференции, дорогие отцы, братья и сестры!

Прежде всего, хотел бы передать всем участникам высокого собрания слова приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Сегодня мы собрались под сводами кафедрального соборного Храма Христа Спасителя на конференцию, посвященную 100-летию трагических событий в России. Отречение от престола Государя императора Николая II, а затем и его брата Великого князя Михаила Александровича спровоцировали крах государственных основ страны. Те, кто стоял за февральской революцией, не смогли удержать полученную власть. Это обстоятельство подготовило приход в октябре 1917 года к власти в России большевиков, которые не пощадили и своих предшественников, уничтожив их либо изгнав из страны.

Октябрьский переворот, чудовищная расправа над Царской семьей, братоубийство, террор и массовые репрессии ― все это стало огромной трагедией для нашего народа. Россия потеряла множество людей из всех сословий. Это были трудные годы преследований, поразивших пастырей и рассеявших овец (Мк. 14:27) Русской Православной Церкви по всему миру. Многие сыны и дочери нашего Отечества были вынуждены покинуть родные места и осесть на чужбине, поскольку не вписывались в новую парадигму социального устройства. Они оказались лишними на своей земле. Таковых по оценкам историков насчитывалось порядка трех миллионов человек.

Живя на чужбине, наши братья и сестры стремились использовать накопленный в Отечестве опыт, проявляя свои лучшие качества и таланты, неизменно храня веру и самобытную культуру. Русской эмиграции удалось добиться высоких достижений в области науки, литературы, живописи, музыки, театра, кино и балета. Русское рассеяние познакомило зарубежную общественность с выдающимися богословами и философами, чьи труды вошли в сокровищницу не только русской, но и мировой мысли. Эта «другая Россия» сберегла многовековое духовное и культурное наследие, которое уничтожалось в России советской.

В наши дни церковное понимание истории ХХ века представлено в многочисленных исследовательских трудах, посвященных путям Русской Церкви и Русского государства. В них можно найти взгляд, основанный на любви к Отечеству и свидетельстве о важности веры в народной жизни.

История России в ХХ столетии показала, что неверие, а тем более богоборчество, ведет к ошибкам в политической и общественной жизни: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13:1). Так сказал древний псалмопевец. Именно вера многие века определяла пути развития нашего народа, а любовь к родной земле объединяла людей в мощную силу.

Вера и патриотизм стали опорами общества. Не по этой ли причине многие, кто пострадал от советской власти, несмотря ни на что, оставались верны России? Приведу пример святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны. Она, видя, в какую пропасть низверглось наше Отечество, писала императору Николаю II в то время, когда Ленин и его соратники призывали к поражению страны в Первой мировой войне: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет».

Безбожные власти привели к гибели одного из величайших христианских государств в мире, уничтожили миллионы людей якобы ради строительства «светлого будущего». Я не хочу идеализировать Российскую империю, но она формировалась на протяжении столетий как страна, основанная на христианских принципах, и могла бы эволюционно развиваться далее, если бы революционная оппозиция не «раскачивала лодку», а искала компромиссы с властью.

Русская Церковь в очень сложных условиях старалась сохранять свои традиции, несмотря на смертельную угрозу передавать опыт веры людям. Наша Церковь молилась за власти, следуя словам апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:1-4). В то же время церковная молитва за власть и общение с ее представителями в советские времена не означали принятие Церковью того курса, который проводило государство в отношении религии и других сфер общественной жизни. Только один тот факт, что Церковь проповедовала религиозный взгляд на жизнь в то время, когда везде насаждался материализм и атеизм, означал ее непримиримость к идеологии существовавшего политического режима. Многие иерархи, духовенство и миряне идеологически противостояли безбожной власти, мечтали о возрождении Святой Руси, при этом сохраняя лояльность власти как граждане своего Отечества.

И это возрождение произошло. Кровь и страдания сотен тысяч мучеников и исповедников Русской Церкви стали основой восстановления церковной жизни в нашей стране и государствах исторической Руси. Вот уже четверть века, как мы живем в условиях свободы, осуществляя миссию и служение, заповеданные нам Господом.

Наша святая Церковь на протяжении столетий была и всегда будет со своей паствой. Духовенство разделяло участь народа в лютые годы ордынского ига и смутные времена начала XVII века, в годы наполеоновского нашествия и в окопах Первой мировой войны, во времена красного террора и в застенках НКВД, в годы Великой Отечественной войны, во дни распада единого Отечества и во времена тяжелых экономических потрясений. На этом мы стоим, укрепляемы Господом, и стоять будем.

Благодарю за внимание.

Служба коммуникации ОВЦС