Период восстановления прав Церкви в стране, без сомнения, связан и с возможностью строительства новых храмов. Но сразу стоит отметить, что не временной период являлся толчком для строительства храмов. Ключевым критерием стали исторические предпосылки, деятели и те события, которые оказывались доминирующими: праздники, строительство новых объектов и многое другое.
Новейшую историю московского храмового строительства с 1988 г. можно условно разделить на два периода:
- 1988-1996 гг. (от первого заявления о планировании строительства нового храма до первой службы в воссозданном Храме Христа Спасителя). О нем и пойдет речь в статье.
- 1996-2010 гг. (от первой службы в Храме Христа Спасителя до старта «Программы-200»).
В советские годы строительства новых храмов практически не было. Достаточно частыми были лишь случаи реставрации храмов (как действующих, так и закрытых), прежде всего имевших какой-либо охранный статус. Чуть ли не единственное исключение в столице — храм свт. Николая в Бирюлеве, построенный в 1957 г. Но и он был возведен взамен прежнего, сгоревшего от пожара[1].
Началом первого периода строительства храмов в Москве можно считать 1988 г., т.е. год 1000-летия Крещения Руси. Тогда, впервые в СССР, было принято решение о строительстве нового крупного храма, призванного стать памятником знаменательной дате (впоследствии строительство было отменено, а затем осуществлено на новом месте по новому проекту, о чем будет сказано далее). Окончанием периода — 1996 г., когда была совершена первая служба в воссоздаваемом (и еще не завершенном) Храме Христа Спасителя.
Как уже отмечалось, началом данного периода и вообще всей новейшей истории московского (и российского) храмостроительства можно считать закладку первого за долгие годы нового храма, призванного стать символом 1000-летия Крещения Руси. Само событие широко отмечалось в СССР и на международном уровне: по инициативе советской стороны ЮНЕСКО на XXIV Генеральной конференции приняло резолюцию «О 1000-летии введения христианства на Руси», обозначив его как «крупное событие европейской и мировой истории и культуры», что подразумевало целый ряд различных мероприятий высокого уровня в период 1988-1989 гг.[2].
Закладка нового храма в Москве произошла 13 июня 1988 г. в присутствии представителей зарубежных поместных Церквей и различных высокопоставленных лиц[3]. Храм предполагалось построить в Красногвардейском районе, между Орехово-Борисовым и Царицыно. Был проведен конкурс проектов, история которого описана А.С. Щенковым в книге «Архитектура русского православного храма»[4]. Победителем был признан проект А.Т. Полянского.
Проект был подвергнут критике как церковной общественностью, так и светскими журналистами. К моменту смерти архитектора в 1993 г. строительство храма так и не началось[5], а общественное внимание было приковано к другому масштабному проекту — воссозданию Храма Христа Спасителя. Возвращение к строительству храма-памятника, посвященному 1000-летию Крещения Руси, произошло лишь спустя 10 лет.
В целом первый период характеризуется относительно небольшими объемами строительства новых храмов. Его массовости, как предполагается, могли мешать:
- отсутствие отработанных технологий нового храмового строительства;
- восприятие Православия как некоей «идентификационной идеи», для которой подходящими видятся торжественные и немногочисленные соборы, чем более скромные, но массовые приходские храмы.
Для эпохи характерен повышенный интерес к Православию в обществе и даже появление своеобразной «моды» на него. Этому способствовала широко отмечаемая в атеистическом государстве дата 1000-летия Крещения Руси и очевидная деградация коммунистической идеологической системы, ее крах и общее состояние нестабильности начала 1990-х гг.
Стоит отметить, что в первый период оформились основные направления современного храмового строительства, которые существуют и до сих пор как в Москве, так и в прочих регионах.
Воссоздание полностью утраченных храмов, т.е. строительство на месте полностью снесенных храмов новых, причем таких, чтобы, по крайней мере, внешний вид максимально соответствовал уничтоженным прототипам. Именно воссоздание таких знаковых объектов как Храм Христа Спасителя, Казанский собор, Иверская (Воскресенская) часовня стало ключевым явлением данного периода.
Как и почему произошел снос Казанского собора, Воскресенских ворот и Иверской часовни? В 1929 г. Моссоветом было принято секретное решение об очищении Красной площади от культовых сооружений в связи с завершением строительства мавзолея. Очевидно, что ни Воскресенские ворота с часовней, ни соборы идеологически не вписывались в облик главной площади Советского государства. Часовня была снесена в 1929 г., ворота — в 1931 г[6]. Вообще, с первых годов советской власти и до конца 30-х гг., в т. ч. и в связи с генпланом 1935 г. прорабатывались различные варианты планировки площади. Десятки архитекторов предлагали самые радикальные решения: расширение площади вдвое, снос исторических зданий — Верхних Торговых рядов, Исторического музея, даже Покровского собора[7], против чего мужественно возражал вскоре репрессированный П. Барановский[8]. Все эти здания, по мысли создателей «светлого будущего», не представляли ценности. И, действительно, они потерялись бы на фоне запланированного на площади (занимающего целый квартал) небоскреба Наркомтяжпрома (конкурсом рассматривалось более 10 вариантов[9]), если бы он был действительно построен[10].
Новая концепция Красной площади как места парадов и демонстраций требовала обеспечения беспрепятственного автомобильного движения. Причем задумывалось, чтобы «колонны демонстрантов шести районов Москвы одновременно вливались на Красную площадь»[11]. Последнему мешали не только Воскресенские, но и вообще все ворота Китайгородской стены, снесенные в те же годы[12]. Согласно принятому в январе 1928 г. решению Президиума Моссовета «О сносе некоторых церковных зданий, мешающих автомобильному движению» была снесена колокольня Казанского собора. Однако сам собор реставрировался на средства общины[13]. Реставрация была внезапно прервана в 1930 г.[14], собор передан сначала Историческому музею, затем — «Метрострою». Осенью 1936 г. собор снесли[15]. На его месте был построен павильон в честь III Интернационала[16] и кафе[17]. Значительные перемены ожидали всю площадь.
По причине начавшейся войны процесс реконструкции Красной площади был остановлен, а затем возобновлялся лишь на уровне совещаний[18]. Часовни вдоль Кремлевской стены, Казанский собор и Воскресенские ворота с часовней так и остались единственными значительными потерями площади в 1930-е гг.
Воссоздание Казанского собора стало возможно благодаря чертежам, самоотверженно выполненным П. Барановским в последние дни его существования[19]. Закладка возрождаемого собора была совершена в день празднования Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1990 г. Патриархом Алексием II, а освящение воссозданного храма — ровно через 3 года, 4 ноября 1993 г.[20] Восстановление этого собора стало фактически первым подобным прецедентом в постсоветский период и положило основание возобновлению храмостроительства по всей стране.
Большую роль в восстановлении храмов Москвы и области, а также и других регионов, сыграл музей архитектуры имени Щусева, обмерный фонд которого располагает более, чем 27 тыс. единиц хранения, среди которых обмерные чертежи, рисунки и другие документы, позволяющие вести проектные работы[21].
Освящение воссозданной вместе с воротами Иверской часовни совершено Патриархом Алексием II 26 октября 1995 г. Для этой часовни на Афоне был выполнен новый список Иверской иконы Пресвятой Богородицы[22]. Ее строительство, как и Казанского собора, стало возможным благодаря архитектурным обмерам, выполненным до сноса. Воссозданием часовни и собора руководил О.И. Журин[23].
Такие объекты хотя и являются весьма полезным опытом с точки зрения отработки технологии и организации, не могут быть в полной мере отнесены к современной архитектуре, поскольку изначально задумывались как воспроизведение существовавшего. Но, говоря о современном храмовом строительстве в Москве, совсем обойти их вниманием нельзя. Н.Е. Антонова настаивает на том, что «подчас негативная или скептическая оценка этих объектов с точки зрения научной реставрации компенсируется признанием значимости воссозданных сооружений для восстановления разрушенных градостроительных ансамблей и реконструкции исторической городской среды», а также на том, что это сформировало целый самостоятельный вид современного храмостроительства[24].
В этом направлении полного сходства с оригиналом удается добиться редко, и оно не всегда нужно. В частности, в Храме Христа Спасителя, «сохранив габариты, плановую структуру и элементы декора, проектировщики внесли множество изменений в конструктивную часть и системы инженерного обеспечения… Однако по общему облику новый храм достаточно близко повторяет первоначальное здание»[25]. Среди сложностей, связанных с воссозданием Храма Христа Спасителя, были, помимо финансовых, также и недостаток документов и фотографий, аналогичных оригинальным материалам, и изменившиеся за более, чем 100 лет, строительные технологии. Поэтому полное соответствие и было невозможно[26].
Восстановление закрытых в советское время храмов, часовен, которые были заброшены или использовались по иному назначению (с частичной или значительной утратой внешнего вида и интерьера). При этом имеет место стремление к полному воссозданию прежнего внешнего вида, насколько это возможно.
Для данного периода характерно то, что Московские власти охотно передавали в пользование Церкви приходские храмы дореволюционной постройки. За несколько лет большинство так или иначе уцелевших храмов города, прежде превращенных в склады, промышленные корпуса или административные здания, а в лучшем случае в музеи, были переданы Церкви, и именно в них, а не во вновь возводимых храмах, зарождалась приходская жизнь современной Москвы.
Согласно справочнику П.Г. Паламарчука «Сорок сороков», таких восстановленных, восстанавливаемых, а также не закрывавшихся в советское время храмов в Москве, по состоянию на 2004-2005 гг., было 78 в пределах Садового кольца, 70 — в пределах МК МЖД, 65 — на остальной территории (в это число не включены Кремлевские, монастырские храмы и малые храмы при учреждениях)[27].
Благодаря этому процессу практически в каждом окраинном районе города возник свой храм (бывший до революции городским, сельским, усадебным, кладбищенским и т.д.). На территориях подмосковных населенных пунктов, включенных в состав Москвы в ХХ в. (их количество было необыкновенно велико, т. к. с 1941 по 1985 гг. территория Москвы увеличилась с 326,17 до 998 кв. км, в т. ч. наиболее значительный скачок 1960-1961 гг., когда территория выросла более, чем в 2,3 раза, и была проложена ее новая граница – МКАД)[28], храмы, как правило, не уничтожались, а использовались не по назначению, постепенно приходя в полную негодность. И все же большинство из них сохранилось до рубежа 1980-х и 1990-х гг., что и позволило осуществить их восстановление.
Строительство собственно новых храмов в новых местах. Это явление распространилось в Москве лишь в последние годы. В рассматриваемый же период оно было весьма редким.
Среди немногих исключений — храм св. вмч. Георгия Победоносца, входящий в комплекс Парка Победы на Поклонной горе. Парк был заложен еще в советский период и, после ряда переработок, он, открытый к 50-летию Великой Победы в 1995 г., стал одним из центров торжеств[29]. Очевидно, что лишь в 90-х гг. в радикально переработанный проект могли быть добавлены православный храм, мечеть и синагога[30].
Храм св. вмч. Георгия, созданный А.Т. Полянским, автором так и не реализованного проекта Троицкого храма в Красногвардейском районе, нельзя отнести к удачным архитектурным образцам. Впоследствии архитектор М.Ю. Кеслер, довольно резко критикуя его, указывал на принципиальные ошибки: «Сплошные застекленные полосы оконных проемов, разрушающие стену и изменяющие смысл распределения света в храме, традиционно льющегося сверху»[31]. Тем не менее, этот храм достаточно интересен. Освящение состоялось 6 мая 1995 г. в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца, в преддверии 50-летия Великой Победы[32].
По сравнению с данным крупным, хорошо известным в городе храмом, совершенно незаметной оказалась возведенная в том же юбилейном 1995 г. небольшая часовня в память защитников Москвы в Митине, имеющая то же посвящение[33]. Здание возведено у братской могилы, имеет предельно простую архитектуру.
Преобразование под храмы и часовни зданий иного назначения, которые прежде этой функции не несли. Как правило, речь идет о небольших сооружениях. К данному же виду строительства можно отнести и создание небольших домовых храмов и часовен при медицинских, образовательных, административных и иных учреждениях, для чего выделяется какое-либо помещение.
Одними из первых примеров такого вида стали храм иконы Божией Матери «Целительница» при НЦ психического здоровья (район Москворечье-Сабурово), освященный еще в 1992 г.[34], и часовня Покрова Пресвятой Богородицы на Митинском кладбище (1994 г.)[35].
Следующие виды строительства не получили распространения в указанный период:
- Строительство новых храмов на месте когда-либо существовавших, но утраченных (когда нет стремления воссоздать утраченный храм в его прежнем виде).
- Строительство новых храмов в дополнение к существующим, поблизости от них. Такая потребность нередко возникает при увеличении числа прихожан, либо при желании увековечить память о каких-либо событиях.
- Реконструкция действующих храмов с изменением их внешнего вида (расширением и т.д.). Такое направление было широко распространено в прежние столетия. Сегодня, однако, его можно указать лишь теоретически, поскольку старинные храмы обычно считаются памятниками архитектуры, имеющими охранный статус, затрудняющий какие-либо изменения.
- Постройка нового храма вместо старого. Такой вариант сегодня также можно считать лишь теоретическим по тем же причинам.
К данному периоду относятся и первые примеры возрождения монашеской жизни. Приведенная выше классификация применима и к монастырскому храмовому строительству. На территории некоторых московских монастырей существовали действующие храмы, пережившие советский период, либо восстановленные уже в начале 1990-х гг.
На конец 1995 г. в Москве действовали Даниловский, Донской, Новоспасский, Сретенский, Богородице-Рождественский, Покровский, Новодевичий и Зачатьевский монастыри, строилось 9 новых храмов и 2 воссоздавались[36].
Значительным процессом в рассматриваемый первый период безусловно является воссоздание Храма Христа Спасителя. Соответствующее общественное движение родилось еще в 1980-е гг. Инициатором стал художник В.А. Леньков, собравший группу единомышленников, преимущественно из среды творческой интеллигенции, среди которых были писатель В.Г. Распутин, скульптор В.П. Мокроусов со своей семьей, инженер Г.И. Фрыгин, впоследствии превратившуюся в общину возрождаемого храма[37].
Свою концепцию В.А. Леньков представил в 1988 г. на выставке в «Манеже», являвшейся конкурсом на будущий памятник Победы. Согласно ей, храм, являвшийся памятником героям Отечественной войны 1812 г., воссоздается и включается в масштабный комплекс воинской славы, занимающий значительное место в центре Москвы. При этом, недалеко от него, вместо Парка Победы, возводится и храм св. вмч. Георгия Победоносца, посвященный героям Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Представленная концепция вызвала значительный общественный интерес[38]. Предложенный на выставке проект был даже арестован, но через три дня возвращен[39].
Активисты общины занимались просветительской и агитационной работой, собирали подписи. С 1989 г. в периодической печати появлялись статьи, посвященные истории храма[40], через СМИ раздавались призывы о его воссоздании. Дискуссия о том, для чего нужно восстанавливать храм, развернулась на страницах «Литературной России». Идея храма-памятника постепенно трансформировалась в идею «храма-покаянного дара» [41].
22 сентября 1989 г., в день 150-летия закладки храма, в редакции той же «Литературной России» состоялась учредительная конференция Фонда восстановления Храма Христа Спасителя, в правление которого, среди прочих, вошли известные деятели политики и культуры (А. Руцкой, Г. Свиридов, В. Клыков)[42]. Это дало старт сбору средств. С этого момента воссоздание храма становится весьма вероятным.
5 декабря 1990 г., в день 59-летия разрушения храма, близ места предполагаемого строительства был установлен закладной камень часовни иконы Божией Матери «Державная»[43]. Деревянный храм-часовня (архитектор А.Б. Барабанов) был построен за год до начала основных работ[44].
Постановлением Правительства Москвы от 31 мая 1994 г. воссоздание храма было начато непосредственно силами города. Разработка проекта велась с 1992 г. институтом «Моспроект-2» под руководством М.М. Посохина. Главным архитектором был А.М. Денисов[45]. Концепция В.А. Ленькова при этом не была осуществлена.
7 января 1995 г., в день Рождества Христова (Престольный праздник воссоздаваемого храма) на месте будущего алтаря в присутствии Святейшего Патриарха Алексия ΙΙ, руководителей страны и города, общественности и большого числа верующих, был возведен большой крест, заложена памятная капсула и установлена мемориальная доска[46].
13 марта 1996 г. были освящены колокола[47], выпущенные на заводе ЗиЛ[48]. 22 марта освящен надглавный крест[49].
Первое богослужение в храме было совершено уже на Пасху — 14 апреля 1996 г[50]. Воссозданный храм стал одним из центров торжеств по случаю 850-летия Москвы в сентябре 1997 г. К празднику было приурочено открытие прихрамовой территории[51].
В заключение хотелось бы отметить, что первый период восстановления храмостроительства был сложным и противоречивым из-за разногласий архитекторов, властей и общественных деятелей, но сам факт возрождаемого строительства церквей говорит о том, что в этом была необходимость, обусловленная пережитым советским временем и обнищанием духовной жизни.
А. В. Кириллин
Примечания
[1] Ильчева Н. Юбилей Никольского храма в Бирюлеве в Москве // ЖМП. — М., 1983. № 5. — С. 24.
[2] Королева Л.А., Королев А.А., Мельниченко О.В. Взаимоотношения власти и Русской Православной Церкви накануне 1000-летия Крещения Руси // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Т. 2. — Красноярск, 2011. № 3. — С. 138.
[3] Закладка нового храма в Москве // ЖМП. — М., 1988. № 9. — С. 37.
[4] Архитектура русского православного храма. — М.: Памятники исторической мысли, 2013. — С. 395.
[5] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 4. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — С. 283.
[6] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 2. — М.: Астрель, АСТ, 2004. — С. 25.
[7] Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль. — М.: Вече, 2006. — С. 325; Козлов В. Трагедия Китай-города // Московский журнал. — М., 1992. № 2. — С. 21.
[8] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 2. — М.: Астрель, АСТ, 2004. ― С. 21.
[9] Козлов В. Трагедия Китай-города // Московский журнал. — М., 1992. № 2. — С. 24.
[10] Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль. — М. Вече, 2006. — С. 325.
[11] Бычков Ю. Тверже камня // Московский журнал. — М., 1992. № 1. — С. 9; Козлов В. Иверская часовня и другие святыни в мартирологе 1929 г. // Московский журнал. — М., 1991. № 4. — С. 56.
[12] Козлов В. Трагедия Китай-города // Московский журнал. — М., 1992. № 2. — С. 16-26.
[13] Козлов В. Возрождение святыни. Казанский собор Москвы и век XX // ЖМП. — М., 1993. № 12. — С. 3.
[14] Бычков Ю. Тверже камня // Московский журнал. — М., 1992. № 1. — С. 9.
[15] Козлов В. Возрождение святыни. Казанский собор Москвы и век XX // ЖМП. — М., 1993. № 12. — С. 5-6.
[16] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 2. — М.: Астрель, АСТ, 2004. — С. 11.
[17] Козлов В. Возрождение святыни. Казанский собор Москвы и век XX // ЖМП. — М., 1993. № 12. — С. 6.
[18] Бондаренко И.А. Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль. — М. Вече, 2006. — С. 367.
[19] Анашкевич М.А., Рыбакова С.Н. Самые знаменитые храмы Москвы. История столицы России в ее святынях. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 111; Бычков Ю.А. Жизнь Петра Барановского // Петр Барановский. Труды, воспоминания современников. — М.: Отчий дом, 1996. — С. 162.
[20] Козлов В. Возрождение святыни. Казанский собор Москвы и век XX / /ЖМП. — М., 1993. № 12. — С. 6 (2-6); Торжества на Красной площади // ЖМП. — М., 1991. № 2. — С. 12-15.
[21] Коробьина И.М. Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева. Путеводитель по коллекциям. — М.: Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, 2010. — С. 46.
[22] Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 18 февраля 1997 // ЖМП. — М., 1997. № 3. — С. 19.
[23] Жилкина М. Возвращение московской святыни // ЖМП. — М., 1995. № 11. — С. 24-28.
[24] Архитектура русского православного храма. — М.: Памятники исторической мысли, 2013. — С. 478-479.
[25] Кеслер М.Ю. Русское православное храмостроительство // URL: http://ortox.ru/news/2013_05_01_russkoe_pravoslavnoe_xramostroitelstvo (дата обращения 29.10.2017).
[26] Иванов-Горизонтов Г. Как нам воссоздать храм Христа Спасителя // ЖМП. — М., 1992. № 6. — С. 20-21.
[27] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 2-4. — М.: Астрель, АСТ, 2004-2005.
[28] История московских районов. — М.: Аст, Астрель, 2010. — С. 438
[29] Распоряжение мэра Москвы от 3.05.1995 № 225-РМ «О подготовке к празднованию 50-ой годовщины Победы на территории Парка Победы, Кутузовского проспекта и Красной площади».
[30] Парк Победы. История // URL: http://www.poklonnaya-gora.ru/about/ (дата обращения 31.10.2017).
[31] Кеслер М.Ю. Храмостроительство. Духовные основы, традиции, современная практика. — М.: ОАО ЦПП, 2010. — С. 139.
[32] Служения Святейшего Патриарха Алексия II // ЖМП. — М., 1995. № 5. — С. 36.
[33] Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Краткая иллюстрированная история всех московских храмов. Т. 4. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — С. 103.
[34] Там же. С. 273.
[35] Часовня Покрова Пресвятой Богородицы на Митинском кладбище // URL: http://mitinobogorod.moseparh.ru/ (дата обращения 08.02.2018).
[36] Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы // ЖМП. — М., 1996. № 3. — С. 4-9.
[37] Община. Лица. Часть первая. Основатели Общины // URL: http://obchina-xxc.ru/publ/obshhina_khrama_khrista_spasitelja/obshhina_lica/obshhina_lica_chaast_pervaja_osnovateli_obshhiny/3-1-0-17 (дата обращения 16.01.2018).
[38] Там же.
[39] Цветкова И. Во имя Христа Спасителя // ЖМП. — М., 1992. № 6. — С. 18.
[40] Анашкевич М.А., Рыбакова С.Н. Самые знаменитые храмы Москвы. История столицы России в ее святынях. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 255.
[41] Цветкова И. Во имя Христа Спасителя // ЖМП. — М., 1992. № 6. — С. 18-19.
[42] Анашкевич М.А., Рыбакова С.Н. Самые знаменитые храмы Москвы. История столицы России в ее святынях. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 257.
[43] Там же.
[44] Постановление Правительства Москвы от 13.04.1993 № 354 «О строительстве храма-часовни во имя Иконы Державной Божьей Матери».
[45] Постановление Правительства Москвы от 31.05.1994 г. № 463 «О воссоздании Храма Христа Спасителя в г. Москве по ул. Волхонка, владение 15-17 (Центральный административный округ)».
[46] Анашкевич М.А., Рыбакова С.Н. Самые знаменитые храмы Москвы. История столицы России в ее святынях. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 256.
[47] Анашкевич М.А., Рыбакова С.Н. Самые знаменитые храмы Москвы. История столицы России в ее святынях. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 256.
[48] Москва златоглавая: монастыри, храмы, святыни. — М. Духовное преображение. 2011. — С. 13.
[49] Анашкевич М.А., Рыбакова С.Н. Самые знаменитые храмы Москвы. История столицы России в ее святынях. — М.: АСТ, Астрель, 2010. — С. 256.
[50] Первое богослужение в Храме Христа Спасителя // ЖМП. — М., 1996. № 4-5. — С. 20-21.
[51] Церковные торжества, посвященные 850-летию столицы // ЖМП. — М., 1997. № 10. — С. 23-25.