Архив (документы), Епархиальное собрание г. Москвы (документы)

Заседание Епархиального собрания г. Москвы 15 декабря 2001 года

15 декабря 2001 года в Зале Церковных Соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. На заседании присутствовали митрополит Солнечногорский Сергий, викарные архиереи: митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, архиепископ Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Владивостокский и Приморский Вениамин, Бакинский и Прикаспийский Александр. На заседании также присутствовали председатели и представители Синодальных отделов Московского Патриархата, настоятели, клирики, председатели и члены Приходских советов московских храмов, настоятели Патриарших подворий, Представительств Поместных Православных Церквей, наместники и настоятельницы московских и ставропигиальных монастырей и монастырских подворий.

Правящий епископ епархии, каковым для Москвы является Святейший Патриарх, обратился к собравшимся с традиционным докладом, посвященным подведению итогов приходской жизни за истекший год и обсуждению накопившихся проблем.

В начале состоялось избрание нового состава Епархиального совета, поскольку срок полномочий прежнего истекает в нынешнем году. Святейший Патриарх дал характеристику работы Епархиального совета за три года, поблагодарил его членов во главе с архиепископом Истринским Арсением за проделанную работу и предложил собравшимся новые кандидатуры. Секретарем Епархиального совета назначен протоиерей Владимир Диваков, несущий это послушание уже много лет, членами Епархиального совета — протоиереи Леонид Ролдугин, Геннадий Нефедов, Аркадий Тыщук, Сергий Поляков. Еще четверо членов Епархиального совета были избраны путем голосования: протоиереи Александр Дасаев, Феодор Рожик, Сергий Никитин, игумен Феофилакт (Безукладников).

Святейшим Патриархом также были предложены Епархиальному собранию несколько измененные составы епархиальных комиссий. Далее в сокращении приводится текст Обращения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к присутствующим на Епархиальном собрании.

***

Братие, о горнем помышляйте, а не о земном… облекитесь, как избранные Божии, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно… более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий (Кол. 3, 2, 12-15).

Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, досточтимые матушки, возлюбленные о Христе братья и сестры!

Год назад, на пороге нового столетия и тысячелетия, мы стояли как бы перед закрытой дверью, в ожидании наступающего неведомого нам времени. С надеждой и верой мы начинали этот новый этап, повторяя слова молитвы: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею… исправи пред Тобою путь мой.

Прежде всего мне хотелось бы остановить ваше внимание на радостных событиях нашей общецерковной жизни. Глядя на преображающийся облик первопрестольного града Москвы, на восстановление порушенных в прошлом святынь, на строительство новых храмов и прежде всего на воссозданный главный храм нашей Церкви — Храм Христа Спасителя, нельзя не радоваться столь очевидным знакам милости Божией. <…>

В обязанности Первосвятителя входит совершение архиерейских, священнических и диаконских хиротоний, председательство на сессиях Священного Синода, встречи с главами и представителями Церквей, государств и правительств, участие во всевозможных конференциях, встречах и заседаниях, выступления в средствах массовой информации, интервью, заявления по самым актуальным проблемам современной церковной и общественной жизни, обращения к пастве со словом назидания, утешения и поддержки — все это и многое другое с Божией помощью, при молитвенной поддержке клира и паствы, в соработничестве с сотрудниками Московской Патриархии и Синодальных отделов Господь помогал мне осуществлять. <…>

Москва — особая область патриарших забот. Являясь правящим архиереем стольного града, в котором на сегодняшний день восемь монастырей и более пятисот храмов, я стараюсь делать все возможное, чтобы московские приходы могли жить полноценной церковной жизнью, чтобы духовные потребности москвичей удовлетворялись в полной мере.

Следует сказать о том, что плодотворное сотрудничество между Московской Патриархией и Правительством Москвы, а также взаимопонимание между Патриархом и мэром столицы дают очевидный, впечатляющий результат. Золотые купола Храма Христа Спасителя, Казанского собора на Красной площади, храма великомученика и Победоносца Георгия на Поклонной горе и многих других московских храмов, восстановленная Иверская часовня и Воскресенские ворота — все это красноречиво свидетельствует о добром взаимодействии духовного и светского руководства города.

Далее Святейший Патриарх привел некоторые статистические данные.

В настоящее время Русская Православная Церковь насчитывает 130 епархий. Число архиереев — 153, из них 126 епархиальных и 27 викарных, 10 архиереев находятся на покое.

Имеется 569 монастырей, из них 272 мужских и 297 женских, не считая 148 монастырских подворий. Число приходов — 13 907 (с Украиной — около 22 000), на приходах служат 13 048 священников и 1 905 диаконов, всего 14 953 священнослужителя.

В Москве количество монастырей остается прежним — 4 мужских и 4 женских монастыря. В одном из них, Иоанно-Предтеченском (бывшем Ивановском), монашеская жизнь только начинает возрождаться. Новодевичий монастырь, в котором находится резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и Епархиальное управление Московской области, передан в ведение митрополита Ювеналия.

В нашем ведении имеются также 24 ставропигиальных монастыря.

Количество Духовных школ на конец года составляет: 5 Духовных академий, 30 Духовных семинарий, 45 Духовных училищ, 1 Богословский институт, 2 Православных университета, 9 Подготовительных пастырских курсов, 3 Епархиальных женских духовных училища, 7 школ катехизаторов, 3 школы псаломщиц. Кроме того, имеются 11 регентских и 4 иконописные школы и отделения, а также только в Москве 123 церковно-приходских воскресных школ.

Православных храмов и часовен в Москве — 556.

Богослужения совершаются в 436 храмах, не считая 65 часовен и 25 монастырских храмов, в 30 храмах оно еще не возобновлено, 34 храма не освобождены от прежних арендаторов.

Всего в нашем непосредственном ведении — 556 православных храмов в Москве, 36 храмов монастырских подворий за пределами столицы и 32 храма в ставропигиальных монастырях, всего 624 храма.

На приходах Москвы совершают свое служение 888 священнослужителей, из них 645 священников, 243 диакона. В ставропигиальных монастырях совершают служение 365 священников и 169 диаконов. С духовенством Москвы общее число священнослужителей составляет 1422 человека.

За текущий год мною совершено 228 богослужений, 3 архиерейские, 30 священнических и 5 диаконских хиротоний. Как и в прошлые годы, большее количество богослужений пришлось на стольный град. В соборных храмах Московского Кремля за этот год совершено 23 богослужения. В Богоявленском кафедральном соборе — 16 богослужений, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя — 45, в Троице-Сергиевой Лавре и ставропигиальных монастырях — 46, в храмах города Москвы — 63, в храмах и монастырях других епархий — 34. Всего 228 богослужений.

Святейший Патриарх привел также некоторые данные по Московским Духовным школам, Свято-Тихоновскому богословскому институту и другим духовным учебным заведения Москвы. Затем он перешел к следующей теме.

Мы живем в трудную эпоху, когда борьба добра и зла, борьба за православную веру в Истинного Бога, за христианские духовные ценности достигла чрезвычайной остроты. Христианская жизнь есть брань с духами злобы поднебесной, но кажется, что в наше время зло вышло из подполья и бесстыдно заявляет о своей победе над добром. Западный мир без покаяния и скорби сам именует себя постхристианским. Отречение от Христа и Его учения стало фактом для многих народов, а те, кто еще именует себя христианами, в действительности часто носят это имя формально и недостойны его.

Первосвятитель Русской Церкви остановился на трагических событиях, происшедших в Соединенных Штатах Америки, связав их с проявлениями терроризма в России. В частности, он сказал:

После терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне американцы резко изменили свою политику в телевизионной сфере. Были запрещены для показа и положены на полки десятки уже отснятых фильмов со сценами жестокости и насилия. На американском телевидении теперь лихорадочно ищут сюжеты, вызывающие положительные эмоции, формируют позитивных героев нашего времени. Там начали понимать, что теракты создаются сначала на экранах, формируются в воображении, а потом уже воплощаются в тысячах погибших.

Другая картина на российском телевидении. У нас по-прежнему любое выступление против показа насилия пытаются квалифицировать как попытку ввести цензуру. Сказанное я не хочу ставить в упрек всему телевидению. Конечно, на нашем телевидении есть прекрасные, умные, добрые, светлые передачи, целые циклы таких программ. Мы встречаемся с замечательными людьми, богатыми душой, подвижниками и героями своего дела, людьми скромными и талантливыми. За такие передачи хочется сказать искреннее, от всей души спасибо. Дай Бог, чтобы таких передач было больше.

Скажу еще об одной нашей российской духовной и общественной язве, от которой у многих болит душа. В результате изменения общественного строя и экономических отношений в последнее десятилетие произошло резкое расслоение общества на сверхбогатое меньшинство и бедное большинство. Возросла социальная несправедливость. Более того, изменилась сама духовная атмосфера, менталитет населения. Главным мерилом и критерием все больше становятся деньги. Происходит коммерциализация всех сторон жизни. Люди становятся прагматичнее, жестче, циничнее.

Явление это не новое в истории, но масштаб его сейчас огромен. Истоки этого, по учению православных подвижников, в неправильном отношении к богатству и вообще ко всему материальному. Завистливый и жадный человек всегда видит то, что есть у других и чего нет у него. Отсюда неудовлетворенность и погоня за достижением материальных благ. При этом человек нередко пренебрегает голосом своей совести и моральными запретами. Духовный человек поступает наоборот. Он не сосредотачивается на том, чего у него нет, не ропщет, не завидует, а бывает доволен и благословляет Бога за то, что у него есть. Вспомним притчу о мытаре и фарисее.

Святейший Патриарх коснулся того, как в нынешних условиях должна действовать Церковь.

Необходимо постоянно и ежедневно проявлять заботу и милосердие к немощным, одиноким, престарелым, насколько позволяют наши силы. Но надо помнить, что бедность так же часто развращает человека, как богатство. Необходимо развивать сеть приходских и епархиальных богоугодных заведений. Должны ли этими заниматься только священнослужители? Нет. Это дело всех верующих. Правильно поступают те клирики, которые привлекают к этому делу мирян-христолюбцев, воспитывают добрых помощников, которым можно поручить такое богоугодное дело.

Необходимо также возвращать обществу высокие идеалы нестяжания, подвижничества и духовности. Христос в Евангелии сказал: Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, но повредит своей душе. Достигается это через внутренний уход от соблазнов мира, в мир молитвы и святости. Такие люди всегда были и есть. Они уходят от мира, но мир тянется к ним, ищет в них помощи, опоры и сил.

Далее Его Святейшество подвел итоги последних десяти лет церковной жизни.

Минуло десять лет свободного существования Церкви на территории нашего Отечества. Причем надо особо отметить, что по некоторым позициям независимость от государства церковной жизни в наши дни не имеет аналогов в тысячелетней истории Русской Православной Церкви. Но это не значит, что Церковь как институт должна абстрагироваться от государства и жить в изоляции. Необходимо гармоничное взаимодействие с различными государственными структурами. Конечно, новые исторические реалии нуждаются в богословском осмыслении и в разработке новых механизмов этого взаимодействия, в анализе десятилетнего опыта церковного строительства в новых условиях и оценке перспектив его дальнейшего развития и совершенствования.

Главная наша проблема состоит в том, что в период семидесятилетних гонений Церковь не только лишилась сотен епископов, сотен тысяч священников и монахов, церковных учителей и профессоров, но и своего золотого фонда — ответственной церковной общественности. Надо ли говорить об утрате всего имущества, святынь, самой возможности нести слово Божие людям, совершать дела милосердия? Русская Церковь лишилась всех своих учебных заведений и после отделения школы от Церкви потеряла по закону право влиять на воспитание молодого поколения. Катастрофические нравственные, географические, экономические, этнодемографические, культурные и многие другие последствия этого нам хорошо известны.

В довоенный период церковная организация практически перестала существовать, а общее церковное управление осуществлялось весьма ограниченно и постоянно регламентировалось государственным аппаратом. После войны ситуация несколько изменилась, была сделана попытка возобновить полноценное духовное управление — разумеется, в жестких и узких рамках, определенных государственной атеистической властью. Но на Церковь обрушились новые гонения, и она в который раз была лишена нескольких тысяч храмов и претерпела псевдореформу, превратившую священника из главы приходской жизни общины в наемника-требоисполнителя. Такое положение длилось почти тридцать лет и, конечно, сильно повлияло на приходскую и епархиальную жизнь Церкви.

Празднование 1000-летия Крещения Руси показало, что Русская Православная Церковь жива, что она, несмотря на немыслимые препятствия, сумела сохранить свое место в современной жизни. В нашей стране и во всем мире это было воспринято как очевидная нравственная победа, которая, как показали дальнейшие события, стала неким поворотным моментом в истории.

Святейший Патриарх говорил о труднейших проблемах, которые стоят перед Церковью в наше время.

Но испытание свободой для людей, выросших в условиях ее ограничения, порой не менее психологически и духовно трудно, чем другие жизненные испытания. Человек, привыкший действовать в строго отведенном пространстве, не может быстро переключиться на новые условия. Нечто подобное испытывают ныне все церковные люди. С одной стороны, небывалый за всю историю христианства рост монастырей и открытие новых приходов, появление новых церковных учебных заведений, возрождение церковного пения, иконописи, архитектуры, с другой — полная неподготовленность к таким изменениям не только мирян, но и священнослужителей, нехватка кадров духовенства, преподавателей духовных школ; растерянность перед огромным валом людей, ищущих дорогу к храму. Видимо, в этом есть духовная закономерность, воистину жатвы много, делателей мало.

Люди, сегодня впервые обращающиеся к Богу и Церкви, не могут сделать скидку на наши немощи, на то, что Церковь только-только вышла из тяжелейшего исторического периода. Они ждут ответа на свои вопросы и христианского отклика на свои нужды, они ждут помощи. Господь сказал Своим ученикам: Вы дайте им есть (Мф. 14:16). Серебра и золота нет у нас (Деян. 3:6), но мы можем нести свет Истины и дарить свою любовь, а это очень многого.

В нашей огромной стране еще долго не будет хватать священников, поэтому пастырям, особенно настоятелям, к делам церковного строительства и просвещения надо привлекать активных и образованных мирян, как это всегда было в прошлом. Современный священник должен не только все уметь делать самостоятельно, но должен воистину стать ловцом человеков — для успешного развития церковного дела. При поддержке профессионалов из мирян силы и возможности пастыря удесятеряются.

Приход может и должен стать не только местом встречи народа Божия за богослужением, но центром жизни православных семей и вообще всех членов церковной общины. Апостол призывает даже есть и пить во славу Божию, это говорит о том, что христиане должны стремиться воцерковить все свое бытие. Пастырь может помочь в этом мирянам. Но он обязан не только учить свою паству личному благочестию, но и заниматься строительством приходской жизни. Современные условия позволяют устраивать и создавать на приходах любые организации, заниматься любой полезной деятельностью. Но приоритетом должно быть духовное просвещение и служение милосердия. Любые усилия в этих направлениях принесут добрые плоды.

Стоит подумать о создании в благочиниях общих просветительских центров, которые поддерживали бы все входящие в него приходы и получали от них отдачу. В этих центрах можно устроить катехизаторскую школу для взрослых, издавать местную газету, устроить радиотелестудию для вещания на район, организовать приют для беспризорных или богадельню для одиноких стариков. А может быть, в нашей Московской епархии следует создавать не только Синодальные, но и Московские епархиальные отделы образования, взаимодействия с армией, с правоохранительными учреждениями, отделы церковной благотворительности. Конечно, загруженность священника в таком большом городе, как Москва, очень велика, но и обязанность духовного окормления нашего народа во всех формах с нас никто не снимает. Душепопечение — это не только исповедь в тишине монастырской кельи, но многоразличное воздействие на души людей.

Далее Святейший Патриарх подробно разобрал проблемы пастырского душепопечения, коснулся проблем, связанных с пропагандой зла и порока в нашем обществе, и способов борьбы с ними.

Звать людей к Богу, вести их в Церковь, учить и воспитывать детей, кормить голодных и нищих, помогать болящим и одиноким, утешать скорбящих, ободрять унылых и малодушных, воздвигать падших, обращать заблудших — вот великое поприще пастыря во все времена земной истории, в наше же время, когда столь бесстыдно торжествует зло, — тем более. Ныне каждый священник должен быть миссионером и учить миссионерскому служению свою паству. Нужны миссионерские поездки в далекие глухие районы, где по-прежнему остается глад слышания слова Божия. Такие поездки может и должен организовывать каждый сильный городской приход, каждая духовная школа. Но не менее нужна внутренняя миссия: необходимо идти в больницы и дома престарелых, в детские дома и школы, нести туда веру и любовь, живое, теплое добро и бескорыстную помощь.

Нужно учить нашу паству не оставаться равнодушной, когда рядом совершается грех и преступление. Нужно смело и активно противостоять злу всюду и всегда. Мы не можем молчать, когда растлевают наших детей, когда пропагандируют блуд и пьянство, когда узаконивают воровство и обман. Каждый христианин обязан противостоять всякой агрессии зла, должен громко и активно проповедовать добро.

Пастырю необходимо сегодня говорить о красоте христианской семейной жизни и являть эту красоту. В доброй христианской семье в полноте раскрывается замысел Божий о человеке, является самоотверженная любовь, красота отношений между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Только возродив христианскую семью, наш народ может вернуться к настоящей, достойной жизни. Более того, люди, потерявшие способность любить детей, сами себя обрекают на духовное бесплодие и даже уродство. Добрый пастырь всегда бывает окружен детьми. И он должен употребить все силы, чтобы новое подрастающее поколение было спасено Христовой верой, любовью к Матери-Церкви.

Нам нельзя больше оставаться в расслаблении и спячке, в добродушном неведении опасности. Се, стою у дверей и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр. 22:12), — говорит Господь всем нам вместе и каждому из нас. Будем же добрыми воинами Христа Бога нашего и не пожалеем своих сил и самой жизни своей в подвиге пастырского служения.

Затем Святейший Патриарх перешел к рассмотрению конкретных вопросов епархиальной жизни.

Служба коммуникации ОВЦС