25 сентября 2019 года в Троице-Сергиевой лавре продолжилась работа международной научно-практической конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации».
Ведущим круглого стола «На границе двух миров: практические аспекты принятия в монастырь и духовное окормление молодых послушников» в этот день стал епископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря.
В президиуме находились архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумения Мария (Сидоропулу), настоятельница женского монастыря в честь преподобномученицы Елисаветы в Бухендорфе Берлинской и Германской епархии (РПЦЗ); игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге; игумения Илариона (Феоктистова), настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии; игумения Филарета (Калачева), настоятельница Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии.
Епископ Алексий посвятил свой доклад теме принятия в монастырь и духовного окормления новоначальных. В ходе выступления он перечислил сложившиеся в Русской Православной Церкви правила принятия в монастырь и условия, препятствующие монашеству.
Иноческий путь требует от человека сугубого самоотречения, поэтому всякий, стремящийся к монашеству, должен испытать, способен ли он идти этим путем. Со своей стороны, игумен и старшая братия должны понять, имеет ли поступающий твердое произволение к монашеской жизни и необходимые качества для ее прохождения. «По словам преподобного Феодора Студита, принимать просто без разбора и постригать без испытания неблагочестиво», — напомнил наместник Данилова монастыря. Поступление в монастырь является ответственным решением как для новоначального, так и для всего братства или сестричества, поэтому особенное значение имеет испытательный период.
Епископ Алексий рассмотрел вопрос организации работы с трудниками, которая является одной из важнейших задач монастыря, указал на необходимость проведения собеседований с ними. Также владыка описал тех, кого неполезно оставлять в монастыре. Тем, кто переходит к следующей ступени, этапу послушничества, тоже предстоит испытательный период, сроком не менее трех лет, установленный ради достойной подготовки принятия монашества. Архипастырь подробно остановился на том, насколько важно для поступающего в монастырь осознавать ответственность за свой жизненный выбор, а для игумена и старшей братии увидеть, действительно ли послушник готов отречься от мира, показывает ли на деле свое стремление к Богу, усердие в молитве, доверие игумену, жертвенную любовь к братии и исполнение монастырского устава. Готов ли противостоять духу ропота, не подвержен ли психическим расстройствам. Ответственность за духовное окормление послушников лежит на игуменах и игумениях монастырей, которые призваны показать новоначальному красоту монашеской жизни и в дальнейшем привести к принятию пострига.
Продолжая начатую епископом Алексием тему, игумения Викторина (Перминова) в своем выступлении, в частности, высказала убеждение, что не следует звать в монастыри тех, кто не имеет твердого желания стать монахом. Необходимо внимательно присмотреться и к тем, кто высказывает такое намерение, и не спешить с иноческим постригом. Новоначальные послушники нуждаются в более частом наставлении, игумены и игумении как духовные руководители монастырей призваны проявлять о них особую заботу.
Далее прозвучали краткие сообщения игумении Марии (Сидиропулу), игумена Алексия (Сукачева), наместника Успенского Дивногорского мужского монастыря Воронежской епархии, и других членов президиума и участников конференции, которые рассказали об опыте принятия послушников в свои монастыри.
В ходе дискуссии собравшиеся обсудили тезисы представленного епископом Солнечногорским Алексием доклада. Опираясь на личный опыт монастырской жизни, участники конференции говорили о том, с какими трудностями сталкиваются на практике игумены и игумении при приеме в монастырь молодых послушников.
После перерыва начала работу секция «Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов». Ведущий — митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества. В президиуме находились: игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь СОММ, настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь; архимандрит Феофилакт (Безукладников), настоятель Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря; игумен Варлаам (Дульский), руководитель отдела по монастырям и монашеству Архангельской епархии; игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря г. Москвы Марфо-Мариинская обитель милосердия; игумения Алексия (Петрова), настоятельница серпуховского Введенского Владычнего женского монастыря.
Открывая работу секции, митрополит Георгий пояснил, что предложенные для рассмотрения на секции вопросы войдут в документ профильной комиссии Межсоборного присутствия, регулирующий отношения монастырей с миром. Во вступительном слове владыка также заострил внимание участников конференции на том, что, осознавая необходимость служения монастырей миру, их руководителям важно не допустить, чтобы мир пришел со своими законами и порядками в монастырскую жизнь и жизнь церковную.
В первом разделе секции «Любовь к Богу и любовь к ближнему как Евангельская заповедь и ее воплощение в социальном служении монастырей» перед аудиторией выступили архимандрит Феофилакт (Безукладников) и игумения Алексия (Петрова).
Архимандрит Феофилакт в докладе «Святоотеческое учение об отречении от мира. Исторический аспект» напомнил, что древние иноческие правила указывают на необратимый характер отречения монаха от мира, и восточная традиция характеризуется при этом большей канонической строгостью. Одновременно эта каноническая строгость требует разрешения вопроса совместимости подлинного монашества с разными видами церковной деятельности — миссионерской, благотворительной, просветительской, и этот вопрос возник рано, вероятно, уже тогда, когда монашество из пустыни стало приходить в города. В городских монастырях отречение от земных благ уже не означало полного ухода из мира, но для Церкви в целом это, несомненно, являлось благом, так как такие обители стали центрами духовного притяжения для многих тысяч людей. В то же время, как сказал отец Феофилакт, возникавшее раньше и периодически поднимающееся сейчас мнение, что стремление к полному отречению от мира ради Христа есть проявление духовного эгоизма и равнодушия к людям, — несостоятельно, так как «только обретя духовную точку опоры за пределами мира сего и укоренившись во Христе, может человек в полную меру христиански воздействовать на мир. Поэтому-то монастыри, отгородившиеся стенами от внешнего мира и будучи прежде всего очагами непрестанного молитвенного горения к Богу, вместе с тем становились и центрами благодатного воздействия вовне. Видимым образом это воздействие проявлялось и в старческом руководстве, и в миссионерстве, и в большой культурной работе, и даже в образцовом ведении хозяйства, и в благотворительности».
Игумения Алексия в выступлении на тему «Взаимоотношения монахов с миром в свете монашеских обетов» обратила внимание на то, что на степень общения монастырей с миром, конечно, влияет принцип внутренней организации жизни обители, характер ее хозяйственной деятельности и т.д. «Но было бы странно, — сказала матушка Алексия, — задавать вопрос: кто лучше выполнял монашеские обеты — преподобный Иосиф Волоцкий или преподобный Нил Сорский». Перед современным поколением монашества стоит трудная задача — восстановить и стены, и дух обителей, вести и хозяйственную деятельность, и в полной мере жить духовной жизнью. На то, что совместить это все-таки возможно, указывает пример преподобного Силуана Афонского. Осознанное выполнение монашеских обетов является тем иммунитетом от пристрастия к мирскому, который способен защитить монаха. При этом необходимо придерживаться некоторых естественных ограничений, касающихся средств коммуникации, общения с паломниками и трудниками (для таких послушаний нужно выбирать насельников, достаточно утвердившихся в монашеском пути). Также, когда игумен поручает монаху послушание в миру, он должен тщательно выбирать способных не соблазниться картинами мира. Соблазн нарушить обет нестяжания тоже можно предупредить определенными мерами (монастырь должен стараться обеспечивать насельников необходимым), но матушка особо выделила проблемы, возникающие с наследством монашествующих в миру, оговорив, что они еще требуют урегулирования.
Вторая тема, обсуждавшаяся на секции: «Миссионерское и социальное служение монастырей: актуальные вопросы». В этом разделе были представлены доклады игумении Елисаветы (Поздняковой) «Взаимоотношение насельников монастыря с внешним миром. Современные нормы и традиции» и игумена Варлаама (Дульского) «Миссионерство как служение монастыря миру».
Игумения Елисавета опиралась в своем выступлении на Положение о монастырях и монашествующих, где наиболее точно сформулированы нормы взаимоотношения монаха с внешним миром, и комментировала эти формулировки примерами из практики своей обители, известной масштабным социальным служением. Поднимались вопросы об отделенности братской территории обители от мест, доступных для паломников, о правилах выхода из монастыря, общения с родными, оставшимися в миру. По вопросу социальной деятельности монастырей матушка Елисавета сказала, что есть два подхода — либо монашествующие сами осуществляют социальную деятельность и в этом случае собственно монашеское, молитвенное, делание в той ли иной степени страдает; либо, как в Марфо-Мариинской обители, монастырь является инициатором, организатором и вдохновителем социальной работы. В марфо-мариинских социальных проектах работают только светские люди, это позволяет сестрам больше времени уделять главному — молитве. Однако если при этом все проекты осуществляются на территории монастыря, неизбежно присутствие в нем большого количества мирских лиц. Поэтому подобные проекты лучше выводить за пределы монастырской территории.
Игумен Варлаам в своем докладе выделил основные моменты, связанные с миссионерским служением монастырей. Первый — богослужение. Второй — долг и дар гостеприимства. Третий — то, что, в отличие от приходов, могут сделать монастыри на своей базе. «Строй монастырского богослужения должен быть образцовым, это и есть первое миссионерское свидетельство», — сказал отец Варлаам. Служба должна быть красивой, чуждой внешних эффектов, понятной (для этого целесообразно читать Евангелие и Апостол на славянском и русском, а на национальной территории должны использоваться национальные языки). Необходимо уделять внимание тому, в каких условиях находятся паломники: пусть они будут скромными, аскетическими, но достойными; за паломнической трапезой должен создаваться благоприятный «климат» (это касается и продуманного выбора для чтения вслух). Посещение монастыря, организованное гостеприимно, должно вести к отказу от «духовной нетрезвости», от «беготни по святыням», люди должны вернуться из паломничества более чистыми, более радостными, светлыми. Нужно, чтобы различные виды социального служения становились собственным направлением каждой обители — «у кого что лучше получается», — заметил игумен Варлаам. Монастырские подворья в городах — это монастырь, сознательно «вынесенный вовне», осуществляющий связь обители с внешним миром. Важно, чтобы эта связь осуществлялась в главном — в таком же особом монастырском строе богослужения, в формировании осознанного паломничества и проч.
В завершение заседания секции и всей конференции был принят итоговый документ. Участники выразили глубокую сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение на проведение этого плодотворного монашеского форума, а также высказали слова благодарности наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры Преосвященному епископу Сергиево-Посадскому Парамону и ректору Московской духовной академии Преосвященному епископу Звенигородскому Питириму за гостеприимство, председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству Высокопреосвященнейшему архиепископу Каширскому Феогносту за организацию. Игумения Иулиания поблагодарила митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия за участие в работе конференции.
Митрополит Георгий в ответном слове отметил, что эти встречи очень нужны монашеству, так как необходимо повышать дух единомыслия и согласия. Общаясь, мы понимаем, что только по книгам монашескому житию не научишься, сказал владыка Георгий и пожелал руководителям монастырей «перенимать опыт у опытных, строить Русь Святую с помощью монашеских обителей».
В форуме приняли участие 360 монашествующих, в том числе 14 архиереев, 86 игуменов и 87 игумений и 149 насельников и насельниц монастырей из 129 епархий Русской Православной Церкви, в том числе четырех епархий Белорусского экзархата, двух епархий Украинской Православной Церкви, одной епархии Казахстанского митрополичьего округа, двух епархий Среднеазиатского митрополичьего округа, двух епархий Православной Церкви Молдовы, одной епархии Латвийской Православной Церкви, двух монастырей РПЦЗ в Германии и Израиле; почетным гостем конференции стал докладчик из Сербской Православной Церкви, проректор Призренской духовной семинарии иеромонах Исидор (Ягодич).
Впервые за шесть лет проведения монашеских конференций, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на официальном сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник» велась прямая трансляция докладов пленарного заседания.