Патриарх (видео), Патриарх (новости), Патриарх (фото), Строительство храмов (видео), Строительство храмов (новости), Строительство храмов (фото), Южное викариатство (новости)

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве

24 ноября 2024 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве и Божественную литургию в новоосвященном храме.

У врат храма Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: благочинный Донского церковного округа г. Москвы протоиерей Александр Фарковец; настоятель Никольского храма в Бирюлеве протоиерей Виталий Тогубицкий; председатель Либерально-демократической партии России, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Л.Э. Слуцкий; префект Южного административного округа г. Москвы А.В. Челышев; глава управы района Бирюлево Западное г. Москвы С.А. Волков; учащиеся ЧОУ «Православный центр образования святителя Николая Чудотворца».

При освящении храма и за Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; митрополит Наро-Фоминский Никандр, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Фарковец, благочинный Донского округа; протоиерей Константин Харитошкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехове-Борисове Южном; протоиерей Олег Корытко, настоятель храма в честь иконы Божие Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, руководитель Референтуры Московской Патриархии, заместитель председателя Патриаршей наградной комиссии; протоиерей Константин Сопельников, настоятель храма Живоначальной Троицы в Чертанове; иерей Кирилл Марковский, и.о. председателя Синодального отдела по тюремному служению; столичное духовенство.

В храме присутствовали: председатель ЛДПР, председатель Комитета по международным делам Государственной Думы ФС РФ Л.Э. Слуцкий;  депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; префект ЮАО г. Москвы А.В. Челышев; глава управы района Бирюлево Западное г. Москвы С.А. Волков; благотворители, строители и благоукрасители новопостроенного храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управление иеромонаха Нестора (Волкова).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.

За Литургией Предстоятель Русской Православной Церкви рукоположил диакона Сергия Преображенского, клирика храма Живоначальной Троицы подворья Патриарха Московского и всея Руси в Орехове-Борисове, в сан пресвитера.

Проповедь перед причастием произнес иерей Дионисий Стефанов, клирик Патриаршего подворья при храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Зеленограде.

По окончании богослужения настоятель Никольского храма протоиерей Виталий Тогубицкий приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону святителя Николая Чудотворца.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Виталий, настоятель сего храма!

Слушая сейчас твои добрые слова, я вспомнил, что было еще одно важное в твоей и в моей жизни событие — это когда я венчал тебя с твоей матушкой Еленой, вернее, благословлял вас на брак. А теперь ты настоятель, и матушка, наверное, тоже много доброго уже сделала — вот так и продолжается человеческая жизнь.

А некоторые люди говорят: "Мне не повезло в жизни". — "А в чем не повезло?" — "Да муж пьет", или: "Жена какая-то не такая". И я всегда спрашиваю себя: что же за слово такое — "повезло", "не повезло"? Смысла в этом слове нет никакого. И каждый разумный человек должен понимать: если с ним что-то происходит, то не потому что повезло или не повезло, а потому что он сам в своей жизни что-то не доглядел, что-то не сделал. И если происходят какие-то трагические события, то человек должен спросить: "Господи, а почему так?" — и Господь нередко отвечает. Или перед лицом Божиим посмотреть на свою жизнь и раскаяться.

Другими словами, все, что происходит в нашей жизни, не механически предопределяется Промыслом Божиим, хотя Господь знает все, что будет. Господь дал нам свободную волю, чтобы мы осуществляли свою жизнь по Его законам и делали то, чему Он нас учит. Другими словами, быть верующим —значит не просто верить в то, что Бог существует, а ясно сознавать, что в жизни своей мы не должны делать ничего такого, что противоречит воле Божией. А воля Божия является нам в заповедях, в Его Божественном законе, и эту волю мы видим, слышим, воспринимаем через чтение Священного Писания, через церковную проповедь.

Вот если мы Господа привлекаем молитвой, если мы стараемся жить по Божиим заповедям, — хотя на 100% не получается, да, наверное, и не получится из-за греховности нашей, из-за слабости, из недостаточной способности анализировать ситуацию вокруг себя и свою собственную жизнь, — то Господь нам споспешествует. А если поговорить об успехе? Само слово "успех" не несет в себе никакой нагрузки, философской и мировоззренческой. Странное слово — успел или не успел, что ли? Куда успел? На трамвай, на метро? Есть слова, которые мы используем автоматически, не задавая себе вопрос об их смысле, а это означает, что они для христианина неприемлемы.

Мы верим в Господа, мы верим, что путь человека определяется Его волей. Но ведь мы не марионетки в руках Божиих — Он дал нам свободу и разум; Он дал нам возможность быть соуправителями своей жизни. И если наши дела идут против воли Божией, Господь этому не препятствует. Это наш выбор. Не хочешь верить в Бога? Твое право, не верь. Не хочешь в храм приходить? Твое право, не ходи. Не хочешь молиться? Твое дело, молись или не молись. Но от всего этого страдает не Господь — страдаем мы. И чем раньше человек поймет, что его счастье зависит от того, насколько он свою жизнь осуществляет в соответствии с Божиим замыслом о нем, тем скорее он обретет счастье, полноту жизни, мир душевный, любовь — все то, что каким-то чудом нисходит на человека.

Действительно, чувство любви — что это такое? Никто до сих пор разобраться не может. Поэты пытаются что-то написать, писатели — а ведь это некая тайна, поразительная тайна человеческих отношений. Откуда это на человека нисходит? Иногда словно электрическим током бьет, меняет всю жизнь! И ведь это тоже знак Божиего присутствия, и на эту милость Божию, когда человек обретает чувство любви, мы должны ответить своей жизнью, своей встречной любовью и к Богу, и к человеку, с которым нас Господь соединил. А самое главное — не разрушать любовь своим грехом, потому что дар Божий уничтожается только человеческим грехом; и если в жизни происходит что-то плохое — расстаются и становятся врагами супруги, дети перестают любить родителей, — то ведь и это не от Божией воли, это от нашего произвола, от наших глупостей, от наших грехов. Поэтому, когда с нами случается что-то плохое, надо не пенять на кого-то, а о себе подумать: что же я сделал, раз оказался именно в этой жизненной ситуации? Особенно если речь идет о семейных конфликтах, о разводах, о детях, которые перестают любить родителей, — о всех этих семейных трагедиях. Каждый должен спросить себя: "А что я сделал или не сделал? Какова моя часть вины в случившемся?" И если человек начинает понимать, в чем он виновен, то есть чтó он недоделал, чтó недосказал, как недолюбил, — вот тогда, может быть, у него открывается возможность исправить свой жизненный путь.

Кажется, всё совсем просто, а ведь на самом деле очень трудно, потому что грех живет в душе человека, и если человек с грехом не борется, то грех начинает захватывать и разум, и чувства, и волю, порабощая всего человека. И, как результат, — в первую очередь несчастье. Потому что где грех, там всегда несчастье.

Вот давайте просто запомним это: там, где грех, — там несчастье. Никогда грех не приводит к человеческому счастью. Никогда и никого за всю человеческую историю! Почитайте историю царей, полководцев — кого угодно. Там, где грех, — там несчастье. Поэтому, когда Церковь призывает людей "не грешите!", это не абстрактное нравоучение, над которым иногда иронизируют светские люди. Ведь если Церковь призывает, она же не от человеческого разума призывает, а от того, чему научена словом Божиим. И этот призыв "уходите от греха" означает "будьте счастливы".

Иногда мы друг другу говорим: "Будь счастлив". Но это абсолютно ничего не значит! Потому что от человека, который эти слова произносит, счастье того, к кому он обращается, никак не зависит. Это все равно, что сказать "здравствуйте", "до свидания", "будь здоров". Но если мы контролируем свою жизнь, свое поведение, если мы стараемся не делать зла людям, если мы стараемся удерживаться от греховных мыслей, — вот тогда в ответ на эти наши усилия Господь нам помогает и открывает дорогу к счастью. Не так, что счастье спускается на нас автоматически — совсем нет! Но Господь делает нас способными обрести человеческое счастье.

Казалось бы, все так просто! На самом деле каждый из нас знает, что совсем не так просто. Потому что речь идет о межличностных отношениях, а ведь когда люди взаимодействуют, сигналы идут не в одну только сторону, есть и встречные сигналы, не всегда приятные, не всегда доброжелательные, — да и в какие только ситуации человек не попадает и у себя дома, и на работе, и в общении с другими! Но одно мы должны ясно осознавать — мы не должны быть источником зла. Кто угодно, только не мы! Кто угодно, только не те, кто в церковь ходит и в Бога верит. Если даже хочется кому-то отомстить — предай его в руки Божии, скажи: "Бог тебе судья". Вот ответ на человеческое зло и неправду — "Бог тебе судья". А злобным ответом на зло в наш адрес мы только умножаем количество зла, сами себя вовлекаем в орбиту зла и становимся просто несчастными.

Другими словами, все, чему нас учит Господь, — это путь к счастью, а другого, кстати, не существует. В романах разное пишется, на то они и романы, чтобы развеселить человека, как-то заполнить свободное время. А по-настоящему, хотя и в романах могут быть очень правильные мысли, мы должны, выстраивая отношения с людьми, в первую очередь руководствоваться словом Божиим, потому что Господь хочет нашего счастья, нашего благополучия.

Господь ради этого в мир пришел, Он для этого Евангелие нам принес. Он для этого заповеди нам дал — живите так и будете счастливы. Каждый человек должен крепко-накрепко это запомнить. Итак, наша вера содержит в себе не просто какие-то теоретические построения, не какую-то философию — хотя и философию содержит, и это важно для умственного, интеллектуального восприятия веры, — но в первую очередь она учит нас правилам жизни, как нужно жить, чтобы быть счастливым. Вот дай Бог, чтобы мы шли по этому пути, и каждый из нас вдруг почувствует: "А ведь в общем-то все хорошо!"

Иногда спрашиваешь человека не очень богатого и не очень здорового: "А как у Вас дела?" — "Да слава Богу!" А спрашиваешь у крепкого хозяйственника, успешного бизнесмена: "Как у тебя дела?" — "Да неважно". — "А что такое?" — "Что-то не получилось, да и вообще не везет". Слушай, у тебя деньги есть, машина есть, дача есть — что тебе еще надо с точки зрения земной, человеческой? Но ведь счастье не этими факторами созидается! Счастье — это состояние человеческого духа. И можно ездить на самом прекрасном автомобиле, жить в самом красивом доме — и быть глубоко несчастным человеком. Разве не узнаем мы даже о страшных случаях самоубийств — самых что ни есть богатых и внешне как бы счастливых людей? Вот это еще и еще раз должно нас убеждать в том, что воздействие благодати Божией осуществляется не через какие-то внешние, материальные факторы. Присутствие Бога в нашей жизни — через соприкосновение благодати с нашим разумом, с нашим сердцем, и счастье — это состояние души, и только состояние души, и больше ничего.

А если так, о чем нужно в первую очередь думать? О состоянии души, а потом о всем остальном. Да, мы по земле ходим, мы из тела и души, у нас и плоть, и кровь, а у людей семейных и дети, и внуки и так далее — обо всем надо заботиться. Но счастье человек обретает только тогда, когда мир и радость в сердце, а это есть дар Божий. Вот я и желаю всем нам обрести этот дар и никогда его не терять. А значит, обрести подлинное счастье, радость, мир душевный, и как важно этой радостью, этим миром делиться с другими, в первую очередь укрепляя все это в своей собственной семье! И даже если где-то "заискрило", какие-то конфликты возникли, все это нужно понимать как дело периферийное, вторичное, потому что самое главное — сохранение любви и радости в сердце.

Вот о чем нужно беспокоиться, чтобы в доме было счастье и чтобы дети выросли правильно образованными. Не только в смысле получения образования школьного или институтского, но правильно образованными с точки зрения устроения своей собственной души. И да помогает всем нам Господь — в первую очередь через нашу молитву, через наше участие в церковной жизни, всенепременно через совершение нами добрых дел, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2:20), — привлекать к себе Божественную благодать, а вместе с благодатью мир, радость и счастье, подлинное, непреходящее, которое остается таковым даже если возникают сложные внешние обстоятельства — что-то с работой, что-то в общении с кем-то, иногда политические страхи. Но если внутреннее счастье, благодать и радость присутствуют в сердце, все остальное уходит на периферию, и человек становится непобедимым. Тогда никто не имеет силы разрушить внутренний мир, который таким образом созидается в нашем сердце.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с сегодняшним днем и призываю на всех благословение Божие — на духовенство сего храма, на прихожан, на детей, на молодежь. Дай Бог всем нам восходить от силы к силе не только в нашей личной, семейной и общественной жизни, но и в жизни всего нашего народа, в жизни нашего Отечества, и да хранит нас всех Господь! Аминь.

В дар храму Предстоятель Русской Церкви передал икону Божией Матери «Троеручица».

Указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам и помощи в строительстве храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве наград были удостоены:

  • протоиерей Олег Воробьев, благочинный Даниловского церковного округа, ответственный за строительство храмов в Южном викариатстве, — Патриаршего знака храмостроителя;
  • протоиерей Виталий Тогубицкий, настоятель храма, — медали ордена преподобного Сергия Радонежского;
  • А.А. Новопашин, заместитель председателя Совета ветеранов военной контрразведки ФСБ России, — ордена благоверного князя Александра Невского III степени;
  • А.И. Находкин, генеральный менеджер строительной компании «Монолит», — медали ордена благоверного князя Даниила Московского.

«Всех вас, мои дорогие, с праздником! Благословение Божие и Покров Царицы Небесной да пребывают над всеми вами! Храни вас Господь!» — напутствовал участников богослужения Святейший Владыка.

***

На юг от Москвы, на семнадцатой версте по Большой Серпуховской дороге, на речке Городенке было расположено сельцо Бирюлево Зюзинской волости — владение Петра Татищева, затем Александра Плещеева, а после него Аграфены Оболенской. Последним владельцем усадьбы был инженер-капитан Иван Ромейко.

В 1900 году по этим местам прошла Рязанско-Уральская железная дорога. Станция «Бирюлево» была связана веткой со станцией «Царицыно-Дачное» Московско-Курской железной дороги и рельсовым путем с большим кирпичным заводом инженера Верховского (в полутора верстах от станции).

В 1903 году при станции «Бирюлево» открыто железнодорожное училище. В 1911 году по ходатайству служащих и правления Рязанско-Уральской железной дороги и по благословению новомученика митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) при училище устроена церковь.

8 ноября 1911 года был образован приход. В апреле 1912 года храм был освящен в честь благоверного великого князя Александра Невского. Император Николай II пожаловал денежное пособие на уплату долгов по постройке храма. В 1924 году Александро-Невский храм был закрыт, помещение передано администрации школы.

В том же году по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского, у железнодорожной станции при кладбище был построен и в декабре 1924 года освящен новый храм в честь святителя Николая Чудотворца. Настоятелем был назначен священник Василий Канардов (расстрелян в 1937 году на Бутовском полигоне, реабилитирован посмертно).

В годы Великой Отечественной войны, когда в приходах начался сбор средств на нужды обороны, маленький деревенский храм святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве пожертвовал на создание танковой колонны имени Дмитрия Донского 102 426 рублей. За патриотическую деятельность во время войны настоятель Никольской церкви в Бирюлеве протоиерей Николай Перехвальский награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

1 марта 1956 года деревянный храм полностью сгорел. Под молельный дом приспособили церковную сторожку рядом с пепелищем. Уже через 10 дней после пожара службы возобновились — Пасхальную службу совершали на улице, колокола повесили на столбы. Строительство нового храма власти запретили, на все обращения прихожан неизменно отвечали отказом.

В 1957 году настоятель протоиерей Василий Моисеев с верными прихожанами решились, несмотря на запрет, начать строительство церкви. Работали тайно, по ночам собирали и красили бревенчатые стены, переносили их на новое место, стены сторожки разбирали. Затем пристроили алтарь. Иконы были переданы верующими из окрестных подмосковных деревень, иконостас собрал художник-реставратор В.А. Рыбаков из частей, найденных в закрытых храмах.

22 декабря 1957 года, в день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», протопресвитер Иоанн Соболев в сослужении нескольких священнослужителей освятил великим чином деревянный храм, как и прежний, в честь святителя Николая Мирликийского. Комиссия, приехавшая для фиксации отсутствия церкви и ликвидации прихода, обнаружила действующий храм. Снести его власть не решилась.

Так во время хрущевских гонений на Церковь, когда по всей стране закрывали и разрушали храмы, в Бирюлеве смелостью настоятеля и прихожан появился новый храм — событие уникальное для того времени.

В 1959 году в храме был устроен приставной престол Покрова Пресвятой Богородицы.

21 декабря 1997 года Божественную литургию в храме совершил Святейший Патриарх Алексий II.

Рядом с деревянным храмом располагаются здания воскресной школы с библиотекой и дом причта, построенные в 1996-2004 годах. Все здания находятся в собственности прихода.

На церковной территории находились могилы известной молитвенницы, подвижницы благочестия схимонахини Серафимы (Ушаковой), а также строителя храма протоиерея Василия Моисеева и тех священнослужителей и верующих, чьи останки разрешили перенести на территорию церкви при ликвидации Бирюлевского кладбища в 1970-х годах. При строительстве храма они были перенесены в цокольный этаж нового здания.

В 2000 году приход обратился к Святейшему Патриарху Алексию II с прошением благословить строительство большого каменного храма, поскольку маленький деревянный храм уже не вмещал жителей выросшего московского района. В Правительство Москвы были переданы 10 000 подписей жителей за строительство нового храма на исторической церковной территории.

22 декабря 2012 года, в день праздника иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» и 55-летия освящения деревянного храма, архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха, совершил чин освящения закладного камня в основание нового храма на месте сгоревшего в 1956 году.

В настоящее время возведено здание храма общей площадью 1466 кв. м.

В новом храме установлены три престола — в честь святителя Николая, Покрова Пресвятой Богородицы, благоверного князя Александра Невского. Центральная часть иконостаса передана в дар приходом храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне. Иконостасы Покровского и Александро-Невского пределов, в основном, собраны из исторических икон, находившихся в старом храме. Слева и справа от центрального иконостаса в киотах установлены особо почитаемые прихожанами иконы — Божией Матери «Скоропослушницы» (написана на Святой Горе Афон в 1910 году) и храмовый образ святителя Николая, перенесенные из деревянного храма.

Рядом с храмом установлен гранитный крест в память о воинах и православных христианах, погребенных на территории ликвидированного Бирюлевского кладбища; 9 мая и в дни особого поминовения усопших здесь служат панихиды.

Первая Божественная литургия в новом храме была совершена 9 сентября 2019 года. С 2023 года в новом храме совершаются регулярные богослужения.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси