20 декабря 2024 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось ежегодное Епархиальное собрание духовенства г. Москвы.
Мое выступление посвящено организации встреч и пастырских бесед с молодыми людьми допризывного возраста, а также, более широко, православному пониманию исполнения воинского долга у молодежи.
Первое. Воспитание воина — а воином призван быть каждый мужчина — в Древней Руси начиналось с трех-четырех лет: к этому возрасту приурочивались «постриги» княжичей, после чего юный княжич вверялся дядьке-воспитателю. Мальчикам надо объяснять, что ты — воин Христов. А святые князья на иконах держат в руках не только крест, но и меч.
В старой России воины знали, что сражаются не только «за други своя», но и за национальные святыни — за «дом Спаса», за «дом Пресвятой Богородицы». Но для того, чтобы знать, что защищаешь, надо там побывать. Необходимо организовывать регулярные поездки школьников по святым местам г. Москвы и Московской области.
Второе. Считаю неверным такой взгляд, будто достаточно приобщать ребенка к вере, к Церкви, и тогда он непременно сможет стать и защитником Отечества. Жизнь показывает, что исключительно духовного воспитания недостаточно: известны случаи, когда воцерковленные молодые люди, участвовавшие в восстановлении храмов в глубинке, при объявлении мобилизации уезжали из страны.
Патриотизм есть готовность ради Родины пожертвовать своей жизнью, ибо Отечество есть та ценность, которая превышает ценность человеческой жизни. Патриотизм — это добродетель, которая не появляется сама собой «из воздуха», ее необходимо воспитывать, взращивать. В Социальной концепции Русской Православной Церкви написано: «Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам».
Об этом должны знать прежде всего родители наших детей, им это надо растолковывать. Необходимо с младенчества прививать любовь не только к Господу Богу, но и к сотворенной Им, питающей нас родной земле, к русской природе, русской культуре. Нужно следить за тем, как постигают историю ходящие в наши храмы дети, при необходимости вводя уроки истории в воскресной школе. Через чтение книг по истории дети должны слышать звон военной славы наших предков. Если плохо знать историю России — не будет мотивации к воинской службе, не будет воли к победе. Считаю недосмотром, если в православной гимназии на стенах висят иконы, но нет герба города Москвы.
Воспитывая патриотизм как основанное на реальности созидательное отношение к Отчизне, следует предостерегать молодежь от национализма — греховного самоутверждения нации в противопоставлении себя другим народам и жажды господства. Патриотизм — это служение.
Третье. Необходимо вовлекать молодежь в дело помощи фронту на приходах. Пусть даже их помощь будет небольшой — не в этом дело. Важен сам символ, — что они тоже участвуют в войне вместе со старшими. И наоборот: если молодежь к этому не привлекать, у них останется в памяти, что они не участвовали в конфликте, что можно быть в стороне от общенародного дела.
Четвертое. Нужно создавать военно-патриотические клубы на приходах. Да, государству нужна здоровая семья и здоровая школа, но не менее ему необходима здоровая армия, надежно обеспеченная, воспитанная и прекрасно обученная.
Пятое. Нужно проводить пастырские беседы о православном понимании воинской службы (основанном на «Социальной концепции Русской Православной Церкви») с учащимися старших классов. Воинское служение должно восприниматься не только как долг перед обществом, но прежде всего как христианский долг, как дело Божие, как служение почетное. В православных гимназиях беседы проводить проще, но в общеобразовательные школы священника могут не пустить. Войти в школу, колледж, в летние лагеря способен священнослужитель, являющийся членом Общественного совета (при органах государственной власти или при силовой структуре, например при окружном УВД). В этом случае проведение профилактических мероприятий с учащимися или их родителями надо согласовать с местной Администрацией, написав туда письмо от имени руководства органа власти или силовой структуры.
Пастырские беседы священникам нужно проводить с молодыми людьми и при первичной постановке на воинский учет, когда выдается приписное свидетельство. Об этом следует договориться с военкоматами священнослужителям, ответственным за взаимодействие в викариатствах и благочиниях.
Шестое. Часто происходит так, что молодые люди, не имеющие выраженных способностей к интеллектуальному труду, только чтобы «откосить» от армии поступают в разные ВУЗы, кое-как учатся, а потом не могут или не хотят работать по специальности. Поступающие так нарушают заповедь «не укради»: государство вкладывает средства, а выхода никакого. Кроме того, профанация учебы способствует развитию пороков, в том числе пьянства. Между тем в средних и высших учебных заведениях силовых ведомств установлена жесткая дисциплина. Из них выпускаются крепкие, работящие молодые люди. В вопросе поддержки готовящихся к поступлению в военные учебные заведения должен быть, конечно, индивидуальный подход.
Седьмое. Одной из ложных идей, пришедших с Запада, является т.н. пацифизм. Для некоторых уклоняющихся от воинской службы это становится средством самооправдания. Молодым людям надо разъяснять, что Спаситель мира Господь Иисус Христос воплотился, дабы одержать победу над дьяволом и даровать людям мир — мир в отношениях с Богом и мир на земле. Подчеркну: сначала победа над злом — и в самом себе, и в окружающем мире — и лишь потом мир.
Восьмое. Важной ценностью является также «единство народов России». Каждый из народов, каким бы образом ни оказался в составе России, приносил лучшее, что имел в себе. В итоге мы построили империю, а не национальное государство. Империя — это всегда сочетание и единство множеств. Имперская миссия русского народа — великий дар Божий, драгоценный талант, который необходимо оберегать и развивать. Имперское мышление тоже прививается со школьных лет. В ходе бесед молодежи необходимо доносить ту мысль, что мы защищаем земли, которые собирали целые поколения наших предков, защищаем канонические границы великой Русской Церкви. Но не только на наши земли покушаются враги: они хотят сделать нас бездуховными, разрушить нашу веру. Св. прав. Иоанн Кронштадтский учил: «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант православной веры». Хранителями православия и родной земли должны вырастать молодые москвичи.
Не надо думать, будто мы только и мечтаем, как бы отправить всю нашу молодежь на СВО. Наша задача другая: мы хотим их сделать духовно готовыми, чтобы призыв на срочную службу не был для них внезапностью, от которой нужно бежать, и чтобы в том случае, если когда-то придется служить в силовых структурах, наши молодые люди не погибли, но смогли бы вернуться с победой.
Господь Иисус, к празднованию Рождества Которого готовится Церковь, да пребудет посреди нас и да подаст нам победу над врагом!