В Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышла в свет книга «"Авво мой родной! ": Жизнеописание, избранные труды и переписка преподобномученика Неофита (Осипова)». Публикация издания приурочена к 9 октября — дню памяти прославления Святейшего Патриарха Тихона.
В 1918-22 годах отец Неофит, будучи в сане архимандрита, был личным секретарем Святейшего Патриарха. Заглавием книги стала строчка, которой начинались письма к отцу Неофиту священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского.
В первой части книги освещаются деятельность преподобномученика Неофита на учебном поприще, его пребывание в тюрьмах, ссылках и лагере, взаимоотношения с выдающимися иерархами XX века, претерпевшими гонения за веру Христову и прославленными в лике святых, — исповедником Святейшим Патриархом Тихоном, священномучениками Кириллом Казанским, Серафимом Угличским и священноисповедником Афанасием Ковровским. Вторую часть книги составляют библейско-богословские труды отца Неофита — «Мысли об имени» и «Мысли о стыде» (публикуется впервые), предваряемые его статьей по богословию. Третья часть содержит переписку с единомышленниками, некоторые письма публикуются впервые.
Святейший Патриарх Тихон избрал скромного ученого монаха своим секретарем, поскольку был с ним хорошо знаком: в 1891-97 годах будущий архимандрит Неофит, в то время семинарист Николай Осипов, учился в Холмской духовной семинарии, в которой будущий Патриарх был сначала инспектором, затем ректором. Услышав в августе 1900 года о пострижении в монашество своего воспитанника, в то время уже студента Санкт-Петербургской академии, владыка Тихон написал архиепископу Флавиану (Городецкому): «За Осипова можно порадоваться; он скромный, дал бы только Бог устоять ему».
Испытав себя на миссионерском поприще в Китае в 1902-03 годах, отец Неофит трудился в духовных учебных заведениях: был смотрителем Тихвинского духовного училища, ректором Самарской, затем Волынской духовных семинарий.
Все годы служения архимандрит Неофит переписывался со своим духовным наставником Преосвященным Тихоном (Белавиным), старался посещать его, иногда сослужил ему в дни Страстной и Светлой седмиц. Будущий секретарь Патриарха не только прекрасно знал Священное Писание, творения отцов Церкви, каноническое право, историю Церкви, агиографию, но и разбирался в современном течении общественной мысли. Этому способствовала работа в Духовном цензурном и Учебном комитетах. Отец Неофит, как и его духовный наставник архиепископ Тихон, принял участие в Предсоборном совете, проходившем в июне-июле 1917 года в Петрограде.
В 1918 году отец Неофит переехал в Москву, служил в Крестовой церкви Троицкого подворья, заведовал Патриаршей ризницей, встречал посетителей Святейшего Патриарха и митрополита Евсевия, экзаменовал готовящихся к священнической или диаконской хиротонии.
В 1922 году были арестованы насельники подворья, среди них — архимандрит Неофит. После допросов он был оставлен в одиночной камере на полгода. Заключение проходило в тяжелых условиях: сначала во внутренней тюрьме ГПУ, затем в Таганской, где около месяца отец Неофит находился в тюремной больнице из-за развившихся невротических болей. В декабре был объявлен приговор, и отец Неофит последовал в ссылку в Зырянский край в село Усть-Вымь. Остальных проходивших с ним по делу освободили.
Арест осенью 1927 года последовал из-за перехваченных надзорными органами писем отца Неофита к духовно близким людям. В ссылке отец архимандрит уединенно жил в деревне на берегу реки Ангары, посвящая время молитве, богословским трудам и размышлениям о судьбах Церкви. В июле 1933 года отец Неофит поселился в Угличе, в июне 1934 года переехал в деревню Заболотье Егорьевского района Московской области, где в то время жили многие прошедшие репрессии священники и монашествующие.
В апреле 1935 года «егорьевских церковников» арестовали. Одним из получивших 9 июня 1935 года самое строгое наказание — 5 лет исправительно-трудового лагеря — оказался отец Неофит. Осенью 1937 года находившийся в Мариинском отделении Сиблага отец Неофит был вновь арестован по групповому делу и в числе других осужденных расстрелян 3 ноября 1937 года.
Заботы о богословском наследии аввы Неофита понес епископ Афанасий (Сахаров). В настоящее время из обнаруженных трудов остались неопубликованными «Мысли о страхе» и справочный труд «Псалтирь в богослужебных книгах».
Важное место в богословии отца Неофита занимала экклесиология; его воззрения, касающиеся путей Церкви в условиях гонений подробно представлены в новой книге. Главной мыслью стала следующая: «Вера каждой души не заключается в слепом послушании внешнему авторитету, а в личном исполнении церковного долга — хранении истины и соблюдении заповедей, ради которых все должно подчиниться правде».