8 декабря 2019 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день отдания праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Архипастырю сослужили митрополит Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф, группа священнослужителей Украинской Православной Церкви, совершающая паломническую поездку по святыням России, клирики храма.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, дорогие братья и сестры!
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ евангелиста Луки о том, как Господь исцелил согбенную женщину. Иисус Христос пришел по Своему обычаю в день субботний в синагогу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая недуг: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал: "Женщина! Ты освобождаешься от недуга твоего" (Лк. 13:12).
Господь исцелил женщину, несмотря на то, что был день субботний. В Евангелии не раз говорится о том, что Христос исцелял в субботу, и что это вызывало недовольство фарисеев. Почему же Господь исцелял в субботу? Не потому, что Он избрал субботу для исцеления, а оттого, что по субботам люди собирались в синагоги. По обычаю каждого благочестивого иудея Христос в день субботний приходил в синагогу, чтобы послушать Священное Писание и учить людей (ибо предоставлялась возможность, прочитав Священное Писание, истолковать его для народа), и чтобы исцелить тех, кто нуждался в исцелении.
Начальник синагоги, негодуя на то, что Иисус исцелил в субботу, сказал: "Есть другие дни, почему обязательно в субботу надо приходить для исцеления?" Словно чудо можно совершить по расписанию, и будто бы для исцеления необходимы приемные дни и часы.
Господь Иисус Христос всегда напоминал фарисеям о том, что суббота для человека, а не человек для субботы (Мк. 2:27). Заповедь о субботнем покое была дана для того, чтобы люди посвящали Богу хотя бы один день в неделю. Но это не значило, что в субботу нельзя творить добро. Это не означало, что в субботу нельзя совершать исцеления. Фарисеи же превратили религию в начетничество, считая, что угодить Богу можно при помощи скрупулезного исполнения множества правил, и если от них отступить, то человек этим вызовет гнев Божий.
До сих пор в иудейской религии сохраняются многие предписания, которые вызывали критику со стороны Господа Иисуса Христа.
Если вы приедете в Иерусалим и остановитесь в одной из гостиниц, то увидите, что в ней существует специальный субботний пассажирский лифт, который останавливается на каждом этаже, открывает и закрывает двери, а затем идет на следующий этаж. Этот лифт установлен для того, чтобы правоверным иудеям не нарушать субботу. Дело в том, что в субботу можно ездить на лифте, но нельзя нажимать на кнопки. Соответственно, если лифт не приспособлен, тогда людям, соблюдающим субботу, невозможно им воспользоваться. Но из всякого трудного положения можно найти выход. И поэтому в гостиницах установили два лифта: один для людей, не связанных с субботними предписаниями, а другой для тех, кто соблюдает субботу. Много есть и других подобного рода предписаний, которые до сих пор соблюдаются в иудейской религии.
Читая Евангелие, мы иногда спрашиваем себя: почему же Господь Иисус Христос обращал внимание на такие мелочи? Почему, например, Он критиковал иудеев за их обычаи омовения: как они омывали скамейки, столы, как боялись оскверниться от соприкосновения с чем-нибудь нечистым? Вообще, весь конфликт Иисуса Христа с иудеями сегодня нам может показаться необычным и странным. Казалось бы, неужели нельзя было его избежать, сгладить противоречия? Ведь иудеи тоже были верующими людьми, и фарисеи заботились о соблюдении заповедей Божиих.
Но Господь Иисус Христос принес на землю совершенно новое понимание религии. Религия — это не просто сумма каких-то предписаний, которые надо исполнять. Религия — это поклонение Богу в духе и истине, которое требует, прежде всего, того, чтобы мы всю свою жизнь посвятили Господу. Существуют духовно-нравственные заповеди, которые каждому из нас предписаны. Но суть религиозной жизни заключается не в исполнении некой суммы заповедей, а в том, чтобы всегда быть с Богом и свою жизнь посвящать Ему, и все свои поступки сверять с евангельским законом, чувствовать присутствие Господа Иисуса Христа в своей жизни и поступать так, как Он нам заповедал.
Если мы живем так, то в нашей жизни совершается множество чудес, которые происходят и по расписанию, и не по расписанию. Приведу вам в пример одно чудо, которое происходит всегда по расписанию. Это чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Если в расписании богослужений написано, что Литургия начнется в 10.00, то вы можете быть абсолютно уверены, что не позже половины двенадцатого это чудо произойдет.
Но есть многие чудеса, которые в нашей жизни происходят не по расписанию, совершенно неожиданно для нас. Например, это может быть исцеление от болезни. В нашем святом храме есть чудотворная икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость", и мы знаем, сколько исцелений происходит от этого святого образа. Чудом может стать неожиданное вмешательство Бога в нашу жизнь — это может быть такое чудо, о котором даже другим не расскажешь, потому что кто-то не поверит, а кто-то не поймет. Но если мы умеем распознавать знаки Божиего присутствия в нашей жизни, тогда мы чувствуем, как Господь ведет нас и совершает чудеса: какие-то по расписанию, а какие-то вне его, одни ожидаемые для нас, а другие неожиданные.
Чудо святой Евхаристии, которое совершается каждый раз, когда мы собираемся на Божественную литургию, дано для нас Господом для того, чтобы мы жили полнокровной духовной жизнью, чтобы мы духовно и телесно соединялись с Ним через причастие Тела и Крови Христовых. Но мы должны помнить, что соединение это происходит не автоматическим или магическим образом, а совершается тогда, когда мы подготовим свое сердце к встрече с Богом.
Обратим внимание на то, что описывается в сегодняшнем Евангелии. Женщина, которую Господь исцелил, не просила об исцелении. Она не подходила к Иисусу с какой-то просьбой, Он Сам ее подозвал. Но как только она распрямилась, она начала славить Бога. И это — напоминание нам о том, что всякий раз, когда в нашей жизни происходит какое-то чудо, большое или маленькое, мы призываемся благодарить Бога за него и за то, что Он о нас ежедневно заботится — и о нашем материальном благосостоянии, и о нашем духовном процветании, о том, чтобы мы двигались по пути к Царствию Небесному.
Будем, читая евангельские рассказы, всегда обращать внимание, что каждому человеку Господь даровал то, что ему необходимо: кому-то избавление от болезни телесной, кому-то исцеление от болезни духовной, из кого-то Он изгнал беса, а кому-то сказал такие слова, которые изменили всю его жизнь. Будем, вчитываясь в евангельские строки, сверять свою жизнь с тем законом, который Господь для нас установил. Это не закон начетничества, а закон любви, который преображает и наполняет смыслом жизнь каждого человека, превращая ее в путь к Царствию Небесному».
Сердечно приветствуя митрополита Кировоградского Иоасафа, а также священнослужителей Украинской Православной Церкви, совершающих паломническую поездку по святыням России, председатель ОВЦС пожелал им благословенного пребывания на российской земле. Обращаясь к иерарху Украинской Православной Церкви, митрополит Иларион, в частности, сказал:
«Я хотел бы искренне пожелать Вам и всему духовенству вашей епархии, чтобы как ныне, так и впредь сохранялось единство нашей Церкви, чтобы никакие бури не колебали его и Господь хранил всех нас в этом единстве на долгие годы, десятилетия и века.
Церковь достойно преодолела многие испытания, через которые ей пришлось пройти в течение своего исторического бытия. Сегодня через испытания проходит Церковь на Украине. И мы не случайно за каждой Божественной литургией возносим молитву об Украине, ибо знаем, что Господь силен победить ухищрения человеческие и что сила духа украинского православного народа преодолеет все искушения.
Хотел бы пожелать Вам, дорогой владыка, и всем клирикам вашей епархии помощи Божией в служении. Пусть Господь всех нас хранит в единстве на многая и благая лета».
В ответном слове митрополит Иоасаф поблагодарил владыку Илариона за гостеприимство и совместную молитву.
«Благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры, за живое явление евангельской христианской любви. Если мы будем хранить единство, невзирая ни на что, то все происки недоброжелателей не будут иметь успеха. Будем верить, надеяться, молиться и делать все от нас зависящее, чтобы быть достойными наших славных предков — исповедников и мучеников XX века, которые сохранили для нас Церковь», — в частности, подчеркнул он.