26 декабря 2024 года в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная помощи московских храмов фронту.
В 2024 году Московская (городская) епархия провела большую работу по оказанию помощи фронту и мирным жителям Донбасса и Новороссии. В храмах столицы собирали гуманитарную помощь, плели сети, изготавливали окопные свечи для бойцов. Прихожане участвовали в восстановлении Донбасса. Сотни приходов помогают беженцам и участникам специальной военной операции, их семьям, поддерживают храмы на новых территориях. Более ста священников регулярно посещают московские госпитали. Обо всей этой работе рассказали заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ И.А. Кузьменков, руководитель Информационной службы Московской (городской) епархии иерей Александр Волков и заместитель председателя Отдела по церковному социальному служению Московской (городской) епархии протоиерей Михаил Зазвонов.
И.А. Кузьменков подчеркнул, что Церковь не может оставаться безучастной к происходящему — в первую очередь, к нуждам военнослужащих, исполняющих свой долг. Причем движение это не только сверху вниз, но и снизу вверх: с одной стороны, огромное внимание помощи участникам специальной военной операции уделяет Святейший Патриарх Кирилл, с другой — священники и прихожане по своей инициативе едут добровольцами в зону СВО и развивают активную деятельность у себя в приходах.
«Участие приходов — это как раз такой пример народного движения, который вдохновляет в целом все общество. Можно привести примеры: один храм благоверного князя Александра Невского при МГИМО отправил более тысячи тонн грузов. Прихожанин другого храма возглавил полевой госпиталь, и храм полностью оборудовал этот госпиталь за свой счет», — отметил он.
Иерей Александр Волков поделился наблюдением, что при входе в любой храм столицы можно увидеть объявление о том, что здесь плетутся сети, льются окопные свечи или собирается гуманитарный груз, а еще можно получить какую-то помощь и консультацию. Храмы почти всегда становятся центрами сбора и гуманитарной помощи, и любой другой помощи. Если где-то в районе что-то происходит, то, скорее всего, в этом участвует храм, который в этом районе расположен. И местные жители, вне зависимости от их религиозных предпочтений и отношения к храму, знают, что идти нужно именно туда.
Он также рассказал, как стал свидетелем разговора двух сотрудниц детского сада, обсуждавших, что делать с остающимся свежим хлебом. Они сошлись на том, что нужно отнести его в ближайший храм, где насушат сухарей бойцам.
«В больших московских приходах, которые занимаются плетением сетей, со стороны фронта очередь на то, чтобы эти сети получить. Это уже производственный процесс. И в храмах, и рядом с храмами устанавливаются рамки для плетения сетей. Эта работа не просто активна, она уже приобретает повсеместный характер и становится частью жизни московских приходов», — подытожил священник.
Протоиерей Михаил Зазвонов поделился статистикой: 403 московских храма участвуют в помощи фронту, 262 из них помогают непосредственно воинам, 248 — госпиталям, семьям участников СВО, новым регионам и беженцам. Военные госпитали духовно окормляют 120 священников, им помогают более 500 сестер милосердия.
Заместитель председателя епархиального отдела по социальному служению также рассказал об уникальных мастерских, где фронту помогают люди с ограниченными возможностями здоровья.
«Если он сегодня трудится в мастерской, завтра он будет лежать дома плашмя, ничего не сделает. Но он все равно едет в мастерскую, потому что знает, что там даже его немощная помощь очень сильно востребована. Такие наши православные герои, труженики тыла, всячески достойны внимания нашего общества», — отметил священник.
Иерей Александр Волков подчеркнул, что в первую очередь на фронт и мирным жителям отправляется то, что им необходимо. Объем перевозимых вещей исчисляется сотнями тонн.
«Здесь интересно сказать о том, что именно в этих простых насущных вещах наши церковные плетуньи — женщины, которые плетут сети, — изловчились и с удивительной находчивостью выдумывают какие-то новые специальные защитные средства. С помощью двух рук, трех палочек и пяти гвоздей они устраивают какие-то невероятные новые приспособления для защиты воинов. Помимо самих сетей, плетение которых — совсем не простая история, они плетут нашлемники, делают компактные носилки для эвакуации, какие-то другие вещи. Они между собой в чатах обсуждают, какой тип плетения, какой узел тут удобнее, где закупить правильные ткани, согласовывают их цвета. Такого рода общение между приходами очень активно сейчас идет», — сказал он.
О нетривиальной помощи раненым воинам, проходящим реабилитацию, рассказал протоиерей Михаил Зазвонов: «Многие приходы с помощью волонтерских организаций пытаются вывезти наших воинов из госпиталей в выходные дни в паломнические поездки — в Троице-Сергиеву лавру, в Кремль, по святым местам, чтобы они обратились прежде всего к Тому, Кто может помочь».
Он подчеркнул, что всегда нужно помнить, что человеку нужна прежде всего любовь. Важно, чтобы общество, как после Второй мировой войны, приняло защитников Родины как героев и относилось к ним с любовью. Донести именно этот подход — очень важная задача, о которой говорит Святейший Патриарх. В рамках этой работы в следующем году во всех викариатствах пройдут пастырские конференции на тему окормления воинов с ПТСР.
«В нашем приходе мы приглашаем раненых бойцов на службу. После нее за общей трапезой беседуем, поем вместе песни, просто обнимаем их, говорим хорошие слова, и они тают. Если вначале они действительно очень настороженные, то буквально через пару дней они говорят о желании снова прийти в храм», — привел пример священник.
И.А. Кузьменков отдельно отметил, что приходы отправляют на фронт гуманитарную помощь, средства защиты, средства эвакуации — то, что не связано с оружием.
«Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе, который он обратил к клирикам города Москвы на прошлой неделе, отметил, что главной и основной частью жизни любого храма, любого прихода всегда должна оставаться молитва. И, собственно, из этого мы всегда исходим: любая православная община — это община молящаяся, община людей, которые собираются для участия в Евхаристии. Все наши дела милосердия, служения ближним, помощи военным — естественное продолжение нашей литургической, молитвенной жизни», — подчеркнул иерей Александр Волков в ответ на вопрос, как Церковь молится о наших воинах и о приближении победы.
Он также напомнил, что Церковь на протяжении столетий в любых трудных обстоятельствах и при любых внешних угрозах определяла общую молитву как начало такого рода служения. И в войну 1812-го года, и в Великую Отечественную войну все приходы Русской Православной Церкви молились о победе русского оружия.
«Сразу после начала специальной военной операции Святейший Патриарх Кирилл благословил во всех храмах совершать молитву, которая содержит в себе прошения об укреплении тех, кто сейчас находится на фронте, об упокоении усопших, о беженцах — и, конечно же, о мире, о победе. Эта молитва стала уже неотъемлемой частью нашего богослужения», — продолжил отец Александр.
Протоиерей Михаил Зазвонов напомнил, что читать эту молитву утром и вечером Святейший Патриарх просил не только священнослужителей, но и всех православных христиан.
Отвечая на вопрос о присутствии Церкви в госпиталях, он отметил, что практически везде есть молитвенные комнаты. Священники обходят палаты, где исповедуют, причащают и соборуют всех желающих. Отец Михаил также подчеркнул, что очень важно, чтобы в этом процессе участвовали и родственники. Тогда воин будет видеть, что его близкие заботятся не только о его теле, но и о его душе, а медперсонал — что священник в госпитале востребован.
Иерей Александр Волков рассказал, что в госпитальном служении в Москве участвует 120 священнослужителей — примерно каждый десятый, причем это добровольное служение сверх обычных обязанностей приходских священников.
Помощью фронту занимается 403 храма из 1232-х — учитывая, что в общее число храмов входят не только полноценные приходы, но и кремлевские соборы, и часовни, и храмы при больницах, это львиная доля всех православных приходов столицы.
Отвечая на вопрос, с какими духовными вопросами обращаются воины, он сказал: «По большей части с одним и тем же вопросом: как жить дальше. Человек, сталкивающийся с таким тяжелым опытом в своей жизни, понимает, что он нуждается в чем-то ином, помимо просто человеческой поддержки и взаимопомощи. Даже если он совсем не церковный, он понимает, что без веры, без участия в церковных таинствах он не справится с теми внутренними сложностями, которые у него возникли. Люди приходят к вере, находясь в зоне боевых действий, но дальше эту веру нужно в себе развивать. Воины приходят за духовной поддержкой и за тем, чтобы дальше нащупать правильный путь в своей жизни и вернуться на фронт уже со всеми другими людьми».
Отдельный вопрос касался подарков воинам к Рождеству. «В Москве сотни храмов, в каждом из них приготовлено что-то свое, начиная с простых детских писем и рисунков, поздравлений с Рождеством, заканчивая какими-то большими отправками сетей, свечей, гуманитарного груза», — ответил протоиерей Михаил Зазвонов. Все это уже отправлено, чтобы оно успело доехать к празднику. Вопросы логистики храмы решают индивидуально. Где-то груз везут священники или прихожане на личных машинах, где-то арендуют фуры. Кроме того, бесплатно отправлять в воинские части габаритные грузы можно Почтой России.
Иерей Александр Волков подметил еще одну важную деталь: в процессе помощи фронту нецерковные добровольцы воцерковляются.
«К примеру, среди плетуний сетей очень много женщин пожилого возраста, которые находят в этом свое призвание. Они сначала собираются в церковное объединение по плетению сетей для того, чтобы плести сети, никаким образом не имея отношения к Церкви, а потом постепенно через общение с другими сестрами, которые во время плетения сетей объясняют им что-то, читают Евангелие, молятся, они постепенно приходят к вере. Действительно можно сказать, что это общее дело становится фактором, способствующим увеличению количества прихожан в московских храмах», — сказал он.
Завершая пресс-конференцию, И.А. Кузьменков вернулся к мысли, что то, что делают приходы, вдохновляет народное движение, дает пример и становится центром кристаллизации. Он сравнил сегодняшнюю ситуацию с событиями столетней давности, о которых писал М.М. Пришвин: в 1915 году по всей России были созданы народные комитеты поддержки армии, и на фронт начало в достаточном количестве поступать белье, продукты, сухари, обмундирование. В начале ХХ века это поменяло ситуацию.
«Мне кажется, то, что Церковь делает — это не дополнение. Церковь вместе с народом, она — центр объединения усилий пассионарной части русского общества. Это и есть залог итогового результата — победы», — подытожил он.
Московская (городская) епархия